Времени на раскачку уже нет

Каждый прожитый день приближает нас к тысячелетию Ярославля. И если год-два назад мы говорили о концепции подготовки празднования, задачах, перспективах, то сейчас речь идёт о вполне конкретных делах и объектах.

– У нас уже есть главные документы, которыми мы руководствуемся в своей работе, – начал разговор первый заместитель мэра Ярославля Сергей Ястребов. – Это, во-первых, указ Президента России Владимира Путина «О праздновании 1000-летия основания г. Ярославля» от 2003 года; во-вторых, распоряжение Правительства РФ, утвердившее план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением юбилея города, и наконец, указ Президента России Медведева об образовании государственной комиссии по подготовке к празднованию. На своём первом заседании, которое ожидается в сентябре, государственная комиссия должна внести коррективы в ранее принятое распоряжение правительства – это касается не самих объектов, а их финансирования. Документация была подготовлена три-четыре года назад, с тех пор всё значительно подорожало. Так что финансирование – главный вопрос.

– О какой сумме идёт речь?

– По состоянию на сегодняшний день речь идёт об освоении примерно 91 с половиной миллиарда рублей, 80 процентов из которых составляют внебюджетные средства, частный капитал. Оставшиеся 20 процентов делятся на три кошелька – федеральный, областной и местный бюджеты в процентном соотношении 70:15:15.

– «Северный край» уже рассказывал о некоторых проектах к 1000-летию Ярославля, а какие объекты строительства и реконструкции вы выделили бы особо?

– Начнём с реконструкции Московского проспекта со строительством так называемой Карабулинской развязки. Первоначально планировалось к 2010 году ввести в строй первый пусковой комплекс – от Толбухинского моста до автовокзала, но сейчас сроки ориентировочно отодвигаются года на три. Причина в том, что за это время цена вопроса с первоначальных трёх миллиардов рублей возросла до 11 и даже федеральный бюджет находится в затруднительном положении по таким объёмам.

Далее – обход города с мостом через Волгу: там тоже есть вопрос по цифрам с точки зрения роста, но работа идёт своим чередом: в настоящее время ведётся строительство опор правобережной эстакады и строительство Добрынин­ской развязки.

Мы должны построить транспортные развязки, чтобы разгрузить Московский проспект и центр города, иначе Ярославль просто встанет в пробках. Также мы должны решить проблемы объездных путей. Центр города, включённый в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, необходимо полностью освободить от грузового и транзитного транспорта и отдать приоритет общественному транспорту.

Следующий, если говорить по затратным суммам, объект – благоустройство Волжской набережной от Стрелки до ЦНТИ (начало проспекта Ленина). Сейчас к этому делу подключился «Газпром». Во время визита в Ярославль председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера мы прогулялись с ним по набережной, ему понравилась наша задумка по благоустройству, и он обещал серьёзную финансовую поддержку.

А президентским подарком к тысячелетию города станет строительство концертно-зрелищного центра на Которосльной набережной. Рядом расположится многофункциональный комплекс «Сити-парк 1000-летия Ярославля», одним из объектов которого станет бизнес-центр с конгресс-холлом, что также финансируется из внебюджетных источников.

– Скажите, гиганты торгово-развлекательной индустрии, которые начали вырастать в разных районах Ярославля как грибы после тёплого дождичка (а согласно плану по возведению объектов к 1000-летию ожидается строительство ещё 13 торговых и торгово-развлекательных центров), – они действительно востребованы ярославцами?

– Город их не строит, деньги вкладывает частный инвестор. Что до востребованности этих центров жителями Ярославля, то есть понятие спроса и предложения: когда их перестанут посещать, они сами собой развалятся. Пока этого не предвидится.

Но один из вновь строящихся центров (это к вопросу о знаковых юбилейных объектах) я бы всё-таки выделил. Этот принципиально новый торговый центр европейского уровня расположится в квартале улиц Свободы и Победы, на месте бывшего трамвайного депо. Его инвестором выступает один из лидеров европей­ского рынка в области строительства – компания «ЕСЕ Проектменеджмент». Компания инвестирует в этот проект 200 миллионов евро. Значимость объекта возрастает многократно в связи с тем, что здесь расположится парковка в три этажа на 1100 машин.

Согласован также с Министерством культуры проект реконструкции площади Волкова, и уже в скором времени компания «Спектр» приступит к восстановлению здания бывшей гостиницы «Центральная» с рестораном «Москва», и соответственно, площадь Волкова предстанет перед нами совсем в другом виде: предполагается, что транспорт и пешеходы будут передвигаться в разных уровнях – каждый сам по себе.

– То есть транспорт – по земле, люди – под землёй?

– С точки зрения инженерии возможны и этот вариант, и обратный – транспортный поток пустить под землёй. Оба прорабатываются. Окончательное решение будет принято, как говорится, «по ходу пьесы».

– Как обстоит ситуация с жилищным вопросом, который, если верить Булгакову, кого хочешь может испортить?

– Мы достигли договорённости о совместном финансировании проекта расселения из федерального, областного и городского бюджетов – речь идёт об освоении более двух миллиардов рублей. За 2006 – 2007 годы было расселено 57 домов полностью и 36 домов частично, что составило 26,2 тысячи квадратных метров, 639 семей получили новые квартиры.

Что касается программ городского масштаба по приведению в порядок дворов и подъездов, то они действуют в рабочем режиме. Планируем к юбилею в центральной части города привести к единому знаменателю все фасады, то есть по возможности при согласии граждан одинаково остеклить все балконы и лоджии, чтобы многоэтажные дома разновариантным остеклением балконов не напоминали вороньи слободки. Вопрос непростой, так как город готов вложить в этот проект 80 процентов, а от граждан, кроме согласия, требуется внесение оставшихся 20 процентов стоимости плюс демонтаж за свой счёт ранее нагороженного на балконах. Но попробуем договориться. Далее – появилась возможность через фонд реформирования ЖКХ получить средства на капитальный ремонт жилищного фонда общего назначения. Мы сейчас приступаем к реализации этой программы.

– А что с дорогами? Я понимаю, Карабулинская развязка, объездная дорога – это масштабные проекты, в реализации которых заинтересованы все. Но, честное слово, дорога от собственного подъезда до остановки, выглядящая как в анекдоте – то яма, то канава, то кювет, подчас волнует куда больше…

– В прошлом году на ремонт и восстановление дорожной сети Ярославля из федерального бюджета мы получили более 450 миллионов рублей, причём деньги пришли только в августе. Мы еле-еле успели их освоить до зимы. В этом году надеемся на ту же сумму, но пока на календаре июль, а денег нет. В принципе, вплоть до тысячелетия деньги обещают выделять ежегодно в аналогичных объёмах. Так что ситуация складывается так: сколько денег – столько и дорог. Этого нет в распоряжении правительства, и вроде бы текущий ремонт дорог к тысячелетию отношения не имеет, но у нас есть отдельная программа по содержанию города, и поверьте, мы делаем всё возможное, чтобы ярославцам было удобно жить и работать в своём родном городе.

– Раз уж заговорили о дорогах, логично вспомнить об общественном транспорте…

– Что касается замены подвижного состава, то мы приобрели 35 новых трамваев, 55 автобусов, и в этом году будет куплено 40 троллейбусов. Предстоит серьёзная реконструкция улицы Большой Октябрьской, сейчас разрабатывается проект и решается вопрос, какой именно общественный транспорт будет ходить по этой улице и чьи приоритеты важнее – пешеходов, общественного транспорта или просто транспорта. Сейчас мы пытаемся выстроить логику будущих транспортных маршрутов и движения общественного транспорта с учётом реконструкции Большой Октябрьской и нового моста через Которосль.

– В плане мероприятий по подготовке 1000-летнего юбилея значительное место занимает сохранение объектов культурного наследия. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

– Что касается реставрационных работ на памятниках культового зодчества, то список объектов согласован и утверждён епархией. В 2006 – 2007 годах реставрационные работы были осуществлены на десяти памятниках, в текущем году планируется провести реставрационные и другие работы ещё на 15 объектах, в их числе храмовые комплексы церкви Сретения, Спаса на Городу, Николо-Мокринского прихода, Михаила Архангела и других. Ведутся также реставрационные работы на памятниках гражданской архитектуры, таких как Присутственные места, дом-музей Собинова, Арсенальная и Знаменская башни, усадьба Вахрамеева, ансамбль губернаторского дома. Кроме того, осуществляется реставрация музейных предметов и коллекций, входящих в состав музейного фонда России. Согласно рекомендациям проведённой научной экспертизы в центрах музеев области проведена реставрация 77 музейных предметов. Всего на проведение работ вплоть до 2010 года выделено 7 миллионов рублей.

– Безусловно, в Ярославле есть на что посмотреть, недаром на всех уровнях город позиционируется как привлекательный для въезд­ного туризма. Насколько остро в канун тысячелетия встаёт вопрос гостиниц?

– В ближайшее время будет реконструирована гостиница «Юбилейная», причём реконструкция коснётся не только фасада, но и внутренней планировки, увеличится число мест, изменится уровень и статус гостиницы. Всего в Ярославле к юбилею появится около 20 новых гостиниц на две с половиной тысячи мест.

Одним словом, планов очень много, и главное – успеть к юбилею города воплотить всё задуманное. Было бы желание, и тогда, как в песне, и невозможное станет возможным.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе