Паломничество к урочищу "Гора святой Марии" в XX веке

Достопримечательное место — урочище «Гора святой Марии» — расположено в пределах 40 километров от Ростова между селами Краснораменье и Филимоново Петровского поселения [1].
Урочище представляет собой комплексный памятник культуры и природы. В настоящее время ведется работа по его постановке в государственный реестр охраняемых объектов[2]. Гора святой Марии господствует над долиной ростовской реки Сары в окрестностях села Спас-Смердино. С вершины шестидесятиметрового холма видно созвездие храмов окрестных сел:
Фатьянова, Филимонова, Краснораменья, Ново-Троицкого, но преобладает в пейзаже Преображенский храм Спас-Смердина. Окрестности урочища представляют собой визуально единый ландшафт — широкую долину реки Сары в верховьях. В позднем средневековье местность называлась «Песий стан», до революции здесь располагалась Новоселко-Пеньковская волость Ростовского уезда. 

Существует неразрывная связь между горой святой Марии и окружающей ее местностью, так как предания об урочище бытуют в указанных населенных пунктах, и посещают его, в первую очередь, жители или уроженцы этих мест. В настоящее время регион можно назвать приходом Преображенского храма села Спас-Смердино[3], так как это единственная постоянно действующая церковь в округе. В настоящем сообщении приводятся примеры контактов местных жителей с историческим урочищем в последние десятилетия.

У подножия горы святой Марии протекают два связанных с ее преданиями водных источника. Один, легкодоступный находится у моста между деревней Каллистово и селом Краснораменье у моста на реке Серебрянке, им пользуются священник и прихожане храма в селе Спас-Смердино, информация о котором имеется в церковном буклете[4]. Другой, родник, спрятан в заповедной роще у села Филимонова, к нему не прийти без провожатых.

Более подробно о первом источнике рассказывает сообщение дачницы-прихожанки: «Наша семья в первый раз приехала в Спас-Смердино летом 1996 года. Нас пригласил о. Дмитрий Санников, который тогда был настоятелем храма Преображения Господня. Он и его матушка Татьяна были первыми, кто познакомил нас с местными традициями и преданиями, связанными с Марииным источником, ссылаясь на рассказы спасских старожилов. Очень быстро мы познакомились с пожилыми прихожанками о. Дмитрия: бабушки Зоя Васильевна Суханова, Ираида Петровна Акудинова, Валентина Ефремовна Крупичева стали нашими друзьями, не раз помогали в трудную минуту. Сейчас сожалею, что мало их  расспрашивала, а то, что слышала от них, вовремя не записала. Зоя Васильевна, Ираида Петровна отошли ко Господу несколько лет назад, другие стали совсем старенькими.

О. Дмитрий возил нас на Источник, где в то время еще была не разрушена купальня-водопад. Мы добирались на машине до мостика через реку и шли узкой тропинкой, местами топкой, вдоль берега вниз по течению. Метрах в тридцати от дороги в русле была вырыта яма глубиной до плеч взрослому и размером примерно 2 на 2 метра. В нее с шумом устремлялась вода, образуя  небольшой водопад. В тихую погоду шум падающей воды был слышен и от дороги. Местные ходили туда окунаться в святую воду. То, что вода в реке святая и берет начало от источника в монастыре, разрушенном при польском нашествии, никто никогда не сомневался. Говорили, что в лесу все еще просматриваются заросшие фундаменты монастырских построек. Мы с детьми пытались найти их, поднимаясь по течению вверх, но, не имея опыта, могли только гадать, как сейчас выглядят руины, и, конечно, ничего не нашли. Также, местные женщины рассказывали нам предание о колоколе, спрятанном от опасности перед нападением поляков на монастырь, в озерце, из которого  и вытекает речка.

Хотелось бы уточнить, что бабушки-прихожанки спасского храма связывали и монастырь, и источник с именем святой Марии Магдалины. Зоя Васильевна и Валентина Ефремовна рассказывали, как ежегодно именно в день этой святой, 4 августа, женщины Спаса и окрестных деревень собирались и шли на Мариину Гору, там читали Акафист. Во второй половине 90-х традиция паломничества на святую гору 4 августа угасла, по крайней мере, из Спаса туда никто не ходил ни в 1996 году, ни позднее. У пожилых уже не было сил пройти пешком расстояние больше шести километров. Купальня-водопад, к сожалению, постоянно осыпалась, и постепенно заилилась. Последний раз ее поновляли, наверное, в 1997 году. Несколько лет назад мы прошли вниз по течению реки, но следов ее уже почти не было, и тропа к ней почти заросла. Спустя несколько лет о. Вадим Ковальчук построил новую купальню с мостками рядом с мостом, чуть ниже по течению, но она простояла недолго и заилилась. Зато в хорошем состоянии находятся поставленные отцом Вадимом мостки с колодцем выше мостика, ими пользуется вся округа.

Что касается названия источника и реки. От бабушек слышали название Мариин источник. Еще бытовало название Круглая речка — от круглой формы карьера, заросшего малинником, метрах в 100 выше по течению, если двигаться от моста. Теперь все чаще употребляют название Серебрянка; его возвращение, кажется, связано с тем, что дотошные дачники в конце 90-х сделали анализ воды, и он показал содержание в ней большого количества серебра. Вот, к сожалению, и все скудные и приблизительные сведения[5]».

Итак, указанный «Марьин источник» пользуется почитанием жителей округи, сел Каллистово, Савино, Краснораменье. Священник и прихожанки храма в Спас-Смердино назвали его именем святой Марии Магдалины и связали с циклом преданий урочища.

В XX веке жители сел Филимоново и Фатьяново приходили на другой водный источник, древний «Святой колодезь» [6], бьющий прямо под историческим погостом святой Марии: «Моя бабушка Агрофена Петровна Барашкова, уроженка села Филимонова, проживая в Ростове, до глубокой старости ежегодно в конце июля посещала святой источник вблизи села Филимонова. По старинному обычаю в колодчик всегда бросали "денежку”[7]». Судя по рассказу, Агриппина Петровна была иоанниткой: «Бабушка сказала, что лично видела отца Иоанна Кронштадского. При ней часто разговаривали об отце Иоанне. В целом они были скрытными, при детях многого не говорили».

Иоанниты были мощным религиозным движением конца XIX-начала XX веков и его адепты, в целом, не отделяли себя от Русской православной церкви[8]. Дело в том, что с иоаннитами сопряжен ряд слухов и преданий в окрестностях урочища и не напрасно, в указанную эпоху они были здесь многочисленны и влиятельны. Показателен большой репортаж в печатном органе иоаннитов об освящении 10 декабря 1912 года храма в селе Фатьяново[9], совершившемся при участии архиепископа Тихона (Беллавина) и епископа Иосифа (Петровых). Храм был обновлен на средства лидера иоаннитов и члена Фатьяновского прихода — Василия Федоровича Пустошкина[10]. Без сомнения, в те же годы на его средства был обновлен храм в селе Филимоново[11], откуда была родом А.П. Барашкова. В те годы храмы приобрели сходные покрытия куполов, штукатурку стен, плоские потолки. В целом, вклад и значение иоаннитов в регионе требуют отдельного изучения. Предание о них зафиксировано в храме села Спас-Смердино в 1984-1986 годах: «По словам настоятеля храма, отца Петра Бунеева, росписи нижнего храма были написаны иоаннитами, которые во множестве поселились и жили около храма после революции[12]». Это версия нуждается в проверке, однако созвучна со сведениями об иоаннитах в соседних селах, к тому же храм остался единственным действующим в округе. Не удивительно поэтому, что в социальных сетях встречаются такие догадки:

«Вскоре началась революция, а затем последовали жесточайшие гонения на религию и особенно на сектантов. Куда же было деться этим людям? Совершенно правильно — они подались из Питера в родные места — в Ярославскую область. Установлено, что в Ростовском районе их было много. Наиболее сильная их община была в селе Фатьяново. Однако после начала гонений на них им пришлось скрыться. Предварительно установлено, что некоторые из них долгое время скрывались там, на Марьиной горе. Также известно, что после ослабления гонений в послевоенное время (скорее всего — после смерти Сталина) они с Марьиной горы исчезли в неизвестном направлении[13]». Дальше в обсуждении авторы предположили, что иоанниты стали прообразом «анитов» художественного фильма 1962 года «Конец света»[14]. Во всем этом для нас важно развитие мифологии урочища «Гора святой Марии», несомненная связь достопримечательного места с окружающей местностью.

Приводимое ниже воспоминание уроженки села Фатьяново о посещении урочища «Гора святой Марии» отражает восприятие достопримечательного места как исторического свидетеля, оживляющего школьные уроки и тексты учебников. Впрочем, несмотря на эпоху, в рассказе никуда не деться от религиозных переживаний связанных со «Святым колодцем»:

«Было это более сорока лет тому назад. В те самые времена, когда слова «Святая», «Храм», «Церковь», «Монастырь» и все другие подобные были запрещены для употребления в разговорах вслух, особенно в школах среди учащихся. Почти все были тогда октябрятами, пионерами и комсомольцами. А вести разговоры о Боге и обо всём, что связано с Ним, не подобало пионерам. Но всё тайное обычно привлекает! И нам, девчонкам 13-14 лет, было очень интересно слушать истории, покрытые тайной.

Все истории казались просто какими-то слухами до той поры, пока однажды мне самой не довелось посетить то загадочное место.

А было это так. Учащиеся нашей Фатьяновской школы с самого начала сентября работали на полях родных совхозов – это многих радовало, так как не нужно учить уроки. Шел октябрь месяц, и уже стало холодно, морозно, даже выпал снег, а борьба за урожай всё продолжалась!

В один из дней нас отправили на поле у Федоркова и Филимонова убирать морковку из-под снега. Я и мои подруги из Филимонова Ира Калинина и Лена Молькова всегда работали хорошо, не ленились, но на этот раз холод, снег и морозец нас победил. Пока грелись у костра – возникла идея побега. Местные девчонки сразу придумали план. За тракторными телегами, потом за кустарник, мы спустились вниз к реке Саре и далее мимо Святого колодца ушли на «Марью Святую», как подруги ее называли. Побег удался! Пока добирались до Святого колодца, девочки наперебой рассказывали о «Марье Святой» (горе), о том, что очень давно, во времена монголо-татарского ига, на этой горе стоял монастырь. Он держал оборону от нашествия врагов-разорителей, но был, всё же, повержен, разрушен или сожжён. А колокол, сорванный с колокольни, скатился вниз под горку и утонул в болотистой низине. Со временем его затянуло очень глубоко! Позже его пытались доставать, но не смогли, очень глубоко ушёл колокол! Называлась цифра много-много метров или километров.

После этого здесь образовался колодец, к нему стали приходить люди, умывались, пили водичку святую или просто обливались и получали различные исцеления. Когда мы подошли к колодцу, то увидели множество платочков-лоскуточков на ветках кустарника и ёмкости для того, чтобы можно было попить. Девочки сказали, что сюда часто приходят с малышами, если они болеют часто, и болезнь уходит. Приводили много других примеров и захватывающих историй, но сейчас уже припомнить не могу. А тогда один вид источника и множество лоскутков просто поразили – люди верят!!! И лечатся!!! И им помогает!!!


Потом мы поднялись на Гору Святой Марии. В лесу было тихо, спокойно и тепло! Не передать того чувства внутреннего спокойствия и тепла! Ведь на поле мы промёрзли насквозь, и от страха, что мы сбежали; нас всё же слегка трясло… а тут – спокойствие… лес тихо шумит. На верху были видны очертания стен монастыря, местами куски каменных остатков фундамента. Монастырский сад, как нам показалось, – ряды кустов смородины и пруд. Были видны и следы раскопок. Много искателей «кладов» было уже и тогда. Кто это «поработал», любители или археологи, неизвестно? Нам и самим хотелось найти здесь что-нибудь древнее и загадочное! Интересные (ранее не виданные) старые деревья, холмы – возможно захоронения. Захватывающая дух прогулка продолжалась до самого вечера. Наутро нас ожидала расплата за побег. Нас вызвал директор школы к себе в кабинет. Дрожа от страха, зашли, сказали, что очень замёрзли и поэтому сбежали. Мы ждали строгого наказания, но его не последовало, нас простили! Директор сказал, чтоб мы так больше не делали.

Это было ещё одно чудо! Но это я осознала гораздо позже. Вот и вся история... Гора притягивает к себе, даже зовёт, когда приходим навестить могилки своих родственников. Но с тех пор я так и не посетила то место, лишь чувства которые там ощутила, навсегда остались в памяти[15]».

В заключении можно сказать, что существующие сейчас два источника святой Марии одинаково использовались для совершения религиозных обрядов на протяжении XX века. Один из них известен в Фатьяновской и Филимоновской округе, маловодный, но священный. Другой, полноводный источник, также связан с преданиями об урочище и пользуется почитанием среди прихожан Преображенской церкви села Спас-Смердино. Таким образом, вся гора с местами совершения религиозных обрядов обладает признаками объекта культурного наследия как «место совершения религиозных обрядов, религиозно-историческое место[16]». Мы можем сделать вывод, что достопримечательное место — урочище «Гора святой Марии» — является целостным и протяженным ландшафтом, на площади которого простирается его сакральный статус.

Автор благодарит матушку Елену Чернышёву, Андрея Евгеньевича Альтовского, Светлану Алексеевну Воробьёву, Сергея Николаевича Дворянцева (Москва), Владимира Павловича Салова и Михаила Вячеславовича Хренова (Ростов), Елену Александровну Хромову (село Скнятиново), за предоставленные воспоминания и за ценные замечания.

Священник Александр Парфенов Паломничество к урочищу "Гора святой Марии" в XX веке // История и культура Роствоской земли 2016. Ростов, 2017. СС, 337-344.


Примечания

[1] Подробнее см. А.Л. Каретников Гора святой Марии в окрестностях Ростова Великого // Сообщения Ростовского музея, Ростов, 2016. С.205-206.


[2] Приказ Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 21.09.2015 № 007-В/15 «О внесении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия “Урочище Гора святой Марии”, в перечень выявленных объектов культурного наследия».


[3] Двухэтажный храм построен и освящен в 1804-1829 гг. См. Алитова Р.Ф. Летопись церкви села Спас-Смердина // Сообщения Ростовского музея Вып. XVI. Ростов, 2006. С.240-252.


[4] иерей Вадим Ковальчук, Арина Килимник Храм Преображения Господня. Буклет. Ростов, 2006.


[5] Е.А. Чернышева (Москва) Мариин источник // Личный архив автора. Записано 25.10.2016.


[6] А.В. Киселев Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 308-325.


[7]В.П. Салов (город Ростов) Прихожане Филимоновского храма // Личный архив автора. Записано 02.11.2016.


[8] Иоанниты // Православная энциклопедия Т. 25, С. 127-139.


[9] «Свет истины» № 27 за 1912г., С. 5-18. Автор благодарит за указание на этот источник С.А. Воробьёву (Москва). Впервые, кирпичная Леонтьевская церковь села Фатьянова построена в 1794 году. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». Ярославль, 1908. С.195.


[10] Иоанниты … С. 127-139; Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 1. М., 1956. С. 201.


[11] «Церковь Боголюбская, каменная, с таковыми же колокольнею и оградою… Построена в 1808 году». Краткие сведения о монастырях и церквах ... С.196.


[12] М.В. Хренов (город Ростов) Устное сообщение. Записано 05.11.2016. Стенопись нижнего храма села Спас-Смердино выполнена по мотивам убранства киевского Владимирского собора, освященного в 1896 году, также в стенописи есть реплика картины И.Е. Репина «Святитель Николай останавливает неправедную казнь» (1888). Согласно летописи, росписи нижнего храма исполнены в 1895 году. См. Алитова Р.Ф. Летопись церкви села Спас-Смердина… С.247.


[13]Сообщество социальной сети «В контакте» «Филимоново Ростовский район Ярославская область»[Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/wall-17424084_2 (дата обращения 27.01.2017)
[14] Там же

[15]{Е.А. Хромова (с. Скнятиново Ростовского района) Мои давние воспоминания о Горе Святой Марии // Личный архив автора. Записано 04.11.2016.


[16] Федеральный закон 73-ФЗ. Ст.3.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»