Светлый день

Необязательно покупать дачу. Можно купить машину и уезжать за город. Нельзя поехать за границу. Можно не торопясь навестить села деревни в окрестностях. Особенно, если друзья-краеведы подскажут куда. Поехали на северо-восток. Удачно провести наш выходной помог в этот раз Д.Ф. Полознев.


Проехали через Карабиху, мимо музея, в котором бывали, но на Карабитовой горе остановились. Солнце в дымке. Утро и холмы на горизонте еще в тени, дыбятся, украшая наш однообразный северный пейзаж. На склоне холма строят коттеджи, нелепые, разноперые как обычно. Кто сказал, что Россия бедная страна?! Глядя на череду коттеджей по всем Красным Ткачам, по машинам, которые снуют по этому бездорожью, этого совсем не скажешь.

На службу приехали в Введеньё. В старину это был погост и, как написано в летописи прямо на стене, церковь выстроена в 1821 году. Служит здесь отец Стефан Болгар, воспитанник протоиерея Виктора Цебрука. Полагаю, что в маске он меня не узнал. Церковь маленькая тесная, народу на службе было немало. У церкви необычный двойной иконостас, она никогда не закрывалась. Много старого убранства, иконостас и все остальное напоминают Скнятиново, но много новых икон, порой даже фотопринтов. Видно, что в церкви много денег, но использовалось все этого годами бес толку, особо аляповато ремонтировали росписи. Снаружи тоже смесь разных строительных фактур, тут вам и нитрид титана, полимерное покрытие, рельефная штукатурка, железобетонная отмостка.

Главной достопримечательностью церкви является старое, с тусклым серебрением, и очень красивое паникадило на цепях. Потянешь рукой, и оно опустится. Можно зажечь восковые свечи. По словам служившего здесь священника Александра Шантаева так развлекались перед венчанием, раскрепощались перед таинством. Когда-то здесь служил и отец Сергий Дебабов, устанавливал на церкви гамматические кресты. После проповеди, отец Стефан сказал, что ближайшая служба на Покров, начнется с утрени. Я вспомнил, как в году, кажется, в 2001-м, владыка Кирилл, вступая на кафедру снял всех настоятелей, не служивших под Покров всенощную. Однако победить обычай, как я вижу, ему не удалось. Служить всенощную на сельском приходе это весьма затратное мероприятие. За алтарем могилы служивших здесь священников, 50-е, 60-е, 80-е годы. Само кладбище над крутым обрывом реки, спуска нет, а подойти к воде хочется. Где здесь купался Шантаев, литератор дней наших?

«…Из тех ограблений, что, к несчастью, случились в нашем храме, в одном случае преступникам просто не повезло. На их беду, под утро, когда они орудовали в церкви, по заснеженной реке проходил на лыжах какой-то ранний охотник или рыболов. Человек приметил машину под колокольней, вспышку папиросы, возможно, услышал шум или движение и не поленился дать крюк в сторону села, чтобы сообщить в милицию. Когда злоумышленники, погрузив узлы с имуществом и пачки икон, отъехали, на выезде из леса их уже поджидал отряд милиции. Вызвали церковных бабок в качестве понятых, составили акт, и иконы вернулись на свои места, в развороченные кивоты. В тот раз все обошлось благополучно, но в прошлые, более удачные для разбойников попытки церковь безвозвратно потеряла около четырех десятков самых старых и ценных образов, напрестольные кресты с финифтью (А. Шантаев)».

Чай пить из термоса было еще рано. Пошли по улице среди заборов. Ворота парк-отеля «Прибрежный» раскрыты настежь. Пошли по дорожке вдоль леса. Под ногами песок, очень необычно. В ельнике оказалось много маслят. Нарвали руками, наложили в платок. Припекало как летом. В гостевых домиках жарили шашлычок, однако идти к реке было неловко, и мы уехали. На пути обратно замаячили трубы НПЗ и я решил подъехать в Тимерёво, посмотреть, где находилось знаменитое поселение эпохи викингов. Без навигатора сюда не добраться. Старые карты дороги не дают, да и деревни Большое Тимерево больше нет. Вчера я был на Марье Святой, и захотелось снова увидеть курганы, но надо было лучше готовиться к поездке. Мы свернули вправо, к бывшей деревне. Под ногами в тракторной колее был черно-серый грунт, очевидны признак культурного слоя. Сами курганы вероятно, находятся слева, в роще, но жена все равно в чащобу бы не пошла. Мы удовольствовались видом, отсюда с высоты видно на десятки километров, на горизонте и Брагино и китайская ТЭЦ (20 км).

Программа была не выполнена. Мы так и не добрались до Которосли. Снова мимо музея проехали в Красные Ткачи. Увидели объявление «Рассада голубики» и остановились, как оказалось надолго, поскольку хозяйку встретили на улице и посмотрели все ее хозяйство, растущую голубику разных сортов, а затем саженцы груш, алычи, персиков, колоноствольных яблонь и тому подобное, все не запомнил, хотя казалось слушал внимательно. заглянули в теплицы с виноградом. Прослушав лекцию по удобрениям, решили покупку отложить до весны, чтобы приготовит все для посадки. Было приятно послушать увлеченного человека, профессора Тимирязевской академии, однако был жаль ее времени, потраченного на нас. Благородное это дело сажать сады! Вот телефон доктора наук Светланы Александровны Хаповой: +7 903 646-93-04. Пишите на вайбер или воцап, вам вышлют каталог и все объяснят.

Парк мы нашли кое-как, он примыкает к реке. Это всего лишь березовая роща, с края растут сосны. Берег осыпается, у деревьев с краю обнажились корневища. Прошлись по мостику через Которосль. Вот это да! Мост висячий, на тросах, словно не идешь, а летишь. Река полноводна, с быстрым течением. Вода мутна, ведь здесь есть воды Ростовского озера. Парк нам очень понравился, похоже горожане его тоже любят и не зря. Порадовал и стадион с зеленым газоном. Язык не поворачивается назвать Красные Ткачи поселком. И это всего полчаса езды от Ростова, а мы здесь в первый раз!

Чай допили на старой фабрике. Все запущено, делать здесь нечего, если бы не заводская труба, как древний минарет уходящая в небо метров на сорок-пятьдесят. Сейчас так не строят, кирпичи к кирпичу, швы раствора расшиты и держатся спустя более чем сто лет. На выезде повстречался старый барак с колонкой воды. На крыльце в халате курила молодая женщина. Вспомнились строки Александра Шантаева о его походах на отпевание в рабочий поселок. Его книгу «Асину память» советую всем найти и почитать:

«…Дошли мы наконец до места. Машины перед домом, молодежь у крыльца... Курят так, что дым плывет кисейной завесой. У калитки стоит мотоцикл, в коляске — ворох свежих еловых веток. Рядом — грузовик с откинутым бортом, в кузове — ковер вишневого цвета, лавка и табуреты. Все готово к выносу. У крыльца тяжело, нехорошо и от настроения людей, и от запахов, вяжущих ноздри: с веранды тянет поминальными закусками, копченой колбасой, рыбой и луком, да еще вокруг, прямо на полу, в вазах, в ведрах и охапками на скамьях млеют на жаре цветы, от них к столу и обратно перелетают пчелы и мухи».

Мы очень скоро вернулись. В такой теплый солнечный день дома сидеть нельзя, заморозки ведь могут прийти со дня на день. День удался, это была поистине поездка по литературным местам. Вечером я начистил грибы, жена порезала и бросила их в сушилку.

о. Александр Парфенов






Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»