"Из-под стрaшной тучи сверкнет молния и удaрит гром"

Выставка Николая Дубовского открылась в Ярославском художественном музее.

Ярославский художественный музей продолжил тему, открытую выставкой « Русский пейзаж». К трем залам, посвященным живописным работам Алексея Саврасова, Исаака Левитана и Станислава Жуковского, добавился еще один зал той же тематики. С 12 февраля в музее можно посетить выставку русских пейзажей Николая Никаноровича Дубовского из собраний музеев Ярославской области, Вологды, Иванова, Костромы.





Художник Николай Дубовской – продолжатель традиции широкого, панорамного пейзажа-картины и новатор, разрабатывавший новые пути в искусстве. Его считают одним из создателей нового направления в русской живописи, которое получило название «пейзаж настроения». Главным в таком пейзаже становилось не столько точное воспроизведение природы, сколько попытка передать психологическое состояние — тревоги, умиротворения, меланхолии, скорби, радости. Картина в итоге была отражением не окружающей действительности, а переживаний самого автора.

Рожденный ((1859, Новочеркасск ) в семье родового казака - войскового старшины Войска Донского, мальчик несмотря на рано проявившиеся способности к  рисованию, по нерушимой семейной традиции обязан был выбрать судьбу военного. В военной гимназии кадет Дубовский не оставил своих живописных занятий и обратил на себя внимание воспитателей тем, что использовал всё свободное время для рисования. Заметив увлечение Н. Дубовского искусством, директор гимназии посоветовал его отцу послать сына учиться живописи. После окончания гимназии Дубовский с разрешения отца уезжает в Петербург, где поступает в Академию художеств в мастерскую М. Клодта.

В Академии художеств Николай Дубовской пробыл четыре года и получил за свои работы четыре Малые серебряные медали. Еще будучи студентом, он выставлял картины в классе учеников Академии и в Обществе поощрения художеств. Тем не менее, он отказывается от участия в конкурсе на Большую золотую медаль и написания дипломной картины на заданную тему, выходит из Академии и посвящает себя пейзажной живописи.

 Через два года, после начала свободной деятельности, Дубовский впервые выставляет одну из своих  картин «Зима»  на выставке Товарищества передвижников, самого значительного из русских художественных объединений ХIХ века, сыгравшего выдающуюся роль в развитии русского изобразительного искусства.

 Работа молодого пейзажиста на передвижной выставке было высоко оценена  художественной критикой того времени, в частности, В. В. Стасовым, а известный коллекционер П. М. Третьяков приобретает картину для своей галереи. После такого успеха Н. Дубовской становится непременным участником всех последующих выставок передвижников, показав там впоследствии более 700 своих работ.
Его первым из плеяды молодых художников, таких как А. Е. Архипов, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Васнецов — приняли в члены Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии Н. Дубовский стал его руководителем и оставался им до самой своей смерти в 1918 году. Его проникновенные, мастерски исполненные картины пользовались большой популярностью в конце XIX – начале XX вв.

 Н. Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме.
 Картины мастера пейзажа представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, во многих других музеях и галереях России и за рубежом.

Последняя персональная выставка Дубовского состоялась в 1938 году в Государственном Русском музее.
 Экспозиция в Ярославском художественном музее представляет 14 живописных работ художника. В пейзажах – морских, городских, деревенских – раскрывается талант мастера широкого тематического диапазона. 14 картин, представленные на выставке, возвращают из незаслуженного забвения одного из выдающихся мастеров русского пейзажа.


Одно из главных произведений выставки в Ярославле – «Притихло. Надвигается туча» (1912, Вологодская областная картинная галерея).



Это вариант самого известного полотна художника «Притихло», написанного в 1890 году, сегодня хранящегося в собрании Государственного Русского музея.

Картина "Притихло" была представлена на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, проходившей в Петербурге, и там была приобретена императором Александром III. Узнав об этом, Павел Третьяков, который также хотел приобрести то полотно, заказал художнику повторение, которое тот написал в том же 1890 году (сегодня в собрании Государственной Третьяковской галереи). По словам Третьякова, «…я его заказал, потому что картина для публики исчезает; повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее».

Из книги Я. Минченкова «Воспоминания о передвижниках»:
«Нaибольшую известность принеслa Дубовскому его кaртинa "Притихло". Содержaние кaртины сaм aвтор описывaет в письме к N.: "Мотивом для создaния этой кaртины было то зaхвaтывaющее чувство, которое овлaдевaло мною много рaз при нaблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когдa дышaть бывaет трудно, когдa чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе -- тишинa перед грозой -- можно вырaзить одним словом "Притихло". Это и есть нaзвaние моей кaртины".
 
 Момент, описaнный aвтором, передaн в кaртине с большой силой. Чувствуешь проникновение художникa в природу, слияние с ней.
 
 Левитaн об этой кaртине вырaзился однaжды тaк: "Нaстроение от природы мы, пожaлуй, умеем передaвaть, скорее мы нaделяем природу своими проживaниями, подходим к ней от субъективного, но тaкой зaхвaт от сaмой природы, кaк "Притихло", где чувствуешь не aвторa, a сaмую стихию, передaть не всякий сможет".
 
 Интересно вырaзил свое впечaтление от кaртины aртельщик, служивший в Товaриществе более 25 лет, А. М. Кaретников. Он был простой крестьянин с Волги. Нa его обязaнности лежaло устройство выстaвок в столицaх и в других городaх. Он был необычaйно честен и предaн делу передвижников, рaдовaлся успехaм выстaвок и болел всеми горестями Товaриществa. В продолжение долгих лет службы при выстaвкaх он нaучился рaзбирaться в кaртинaх и удивительно верно определял общие их достоинствa. Про кaртину "Притихло" Кaретников вспоминaл:
   "Принесли рaбочие кaртину от Дубовского, зaвернутую в покрывaло, и постaвили нa мольберт. Что, думaю, прислaл нaм теперь Николaй Никaнорович? Вот рaбочие рaзвязaли веревку, сняли покрывaло, a я кaк глянул нa кaртину, тaк и присел от стрaхa нa пол.
   В детстве боялся я грозы, особенно нaд Волгой, где жил, и сейчaс мне покaзaлось, что из-под стрaшной тучи сверкнет молния и удaрит гром. И рaбочие говорят: "Что, испугaлся? То-то!"
   Думaется, что большинство посетителей выстaвки рaзделяло чувство Кaретниковa».

В заключение хочу сказать, что у ярославцев и гостей города, появилась возможность познакомиться с работами четырех лучших представителей русского пейзажа конца XIX – нач. XX в.в.  Мне очень нравится проект, начатый четыре года назад, когда несколько провинциальных музеев, стали объединяться для создания тематических выставок. У каждого из них есть, что показать, а зрителям, что посмотреть. Важно, что эти выставки не ограничиваются одним каким-то городом, а проезжают по всем городам, принимающим участие в проекте. Не каждый из нас посетит Вологду, Переславль-Залесский, Рыбинск и т. д. Но за эти годы мы увидели многие произведения из коллекций этих музеев. Давайте не будем сидеть дома, отложим дела и пойдем в Ярославский музей, чтобы увидеть замечательные русские пейзажи и порадоваться за красоту своей Родины, которая навечно останется не только в наших сердцах, но и на полотнах великих художников.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»