Каждый новый концерт для меня - это новый конкурс Чайковского

С 1 по 9 мая в Ярославле проходил VIII международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Один из лучших концертов фестиваля стал концерт под названием «Бетховен навсегда».

 Программа включала два очень известных произведения немецкого композитора – Тройной концерт и Пятая симфония, и, мало кому знакомая, увертюра «Именинная». Симфонический оркестр «Новая Россия», молодые солисты Александра Конунова (скрипка), Александр Рамм (виолончель), Ксения Башмет (фортепиано) и дирижер Юрий Башмет сделали этот майский вечер настоящим праздником музыки. Наиболее яркое впечатление оставил Тройной концерт.


L20H9629 а.JPG
L20H9636 а.JPG
L20H9640 а.JPG

Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, известный также как Тройной концерт, был написан Бетховеном в 1803 г., а в 1804 опубликован издательством Breitkopf & Hartel. Его премьtра состоялась только в 1808 г. на летних концертах в венском парке Аугартен, в котором с 1782 г. регулярно проводились «Утренние концерты», которые устраивал император Иосиф II, приглашая в качестве дирижера Моцарта, а позже – Бетховена.

Тройной концерт считается одним из бетховенских шедевров. Одно из самых светлых, радостных, праздничных сочинений, хотя и написано в ту пору, когда Бетховен уже осознал трагедию глухоты.
Он нетипичен для бетховенского времени, когда жанр инструментального концерта предполагал одного или двух солистов. В эпоху барокко жанр сoncerto grosso подразумевал «состязание» группы солистов и оркестра, но позже концерт, в котором с оркестром играет ансамбль, а не один солист, стал большой редкостью. В названии произведения, в перечислении солистов первой идет скрипка. Но – лидирует виолончель. Все темы, все части начинает виолончель, потом уже звучат скрипка и фортепиано.

Виолончель в этот вечер была в руках Александра Рамма – одного из лауреатов последнего  конкурса Чайковского. Ярославские зрители познакомились с музыкантом в сезоне 2014-2015 г.г. Тогда Александр Рамм и пианистка Анна Одинцова удивили ярославцев потрясающим ансамблем. На конкуhсе Чайковского Александр Рамм занял второе место, Анна Одинцова была признана лучшим концертмейстером.

Самое сложное в Тройном концерте Бетховена – ансамбль. Ансамбль молодых музыкантов А. Конуновой, А. Рамма и К. Башмет - был безупречен. Виртуозность солистов подчинялась внутреннему содержанию произведения и являлась органическим элементом художественного образа.

L20H9670 а.JPG

После концерта  Александр Рамм интервью  сайту «Культурная  эволюция».


Корр. - Прошел почти год с последнего, XV Международного

музыкального конкурса Чайковского, где Вы стали лауреатом,

завоевав серебряную медаль и второе место. Как изменилась Ваша

жизнь после конкурса?

А. Р. – Да, прошел почти год. Оглядываясь назад, я понимаю, что

жизнь действительно изменилась. После получения такой значимой

премии возросла и ответственность. Теперь люди приходят не просто

на концерт виолончелиста Александра Рамма, а услышать, что же из

себя представляет лауреат конкурса имени Чайковского. Ожидания их,

подозреваю, всегда высокие и если, хотя бы на четверть эти ожидания

не оправдать, зрители будут разочарованы.

Я и до конкурса никогда не позволял себе играть «спустя рукава» и

всегда верил, что на каждом концерте нужно выступать так, словно ты

на сцене в последний раз. Филипп Копачевский, молодой известный

пианист сказал - и я с ним согласен: «Если для тебя концерт событие,

то это будет событием и для всех остальных». И потому для меня

каждый новый концерт - это новый конкурс Чайковского.

Корр. – Вы сегодня довольны выступлением? Есть чувство

удовлетворения?

А. Р. – Собой никогда до конца не бываешь доволен. Совершенству нет

предела, но в целом, да, неплохо. Сегодня впервые я играл с легендой

российской музыки - Юрием Абрамовичем Башметом. Для меня

огромная честь выступить с ним на одной сцене. Я считаю, что Юрий

Абрамович делился своей энергией и помогал солистам, и мне в том

числе, играть как можно лучше.

Корр. – Вашим партнером была Александра Конунова - лауреат в

номинации «скрипка» - 3 место на конкурсе Чайковского. Вам

приходилось вместе играть до ярославского концерта?

А. Р. –После конкурса мы не встречались. Но, как мне кажется, общий

язык нашли и довольно быстро. С Ксенией Башмет опыт совместного

выступления был. Мы играли в октябре на Международном

музыкальном Фестивале Ars Longa в Москве - исполняли одно из

произведений Астора Пьяццолы.

Мы профессионалы, уровень высокий и у солистов, и у оркестра,

поэтому подготовка к концерту не была сложной: обсуждались только

какие-то нюансы на репетициях.

Корр. - Где Вы за этот год побывали, какие концерты были

наиболее интересны.

А. Р. – Сезон открыл с Валерием Гергиевым в Милане 7 сентября в

потрясающем зале Консерватории им. Дж. Верди с оркестром

Мариинского театра. Мы сыграли мое любимейшее сочинение

–Концерт-Симфонию для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева.

Затем мы повторили программу в Бирмингеме – в Symphony hall.

С Пекинским симфоническим оркестром в Китае с дирижером – Тан

Лихуа исполнили Вариации на тему рококо для виолончели с

оркестром Чайковского.

Только что я вернулся из ЮАР. Я там уже с гастролями в третий раз.

8 сольных концертов в восьми городах. Незабываемым стал концерт с

Cape Town Philharmonic Orchestra.

А в середине тура слетал в Санкт-Петербург - сыграл с маэстро

Гергиевым Концерт-Симфонию в Концертном зале Мариинского

театра. Вечер был посвящен 125-летию со дня рождения Сергея

Прокофьева. Играть любимое сочинение в таком зале и по такому

поводу огромное удовольствие. Затем вернулся в ЮАР и доиграл

оставшиеся концерты. В этот раз мне, наконец, удалось увидеть

легендарный мыс Доброй Надежды, самую юго-западную точку

Африки. Именно от неё морской путь поворачивает на восток, в Азию.

Корр. – Вскоре после конкурса Вы выступили на VIII фестивале

«Владимир Спиваков приглашает…», где были и другие

восходящие «звезды» конкурса Чайковского: Клара-Джуми Кан,

Джорж Ли. Именно о вас троих знаменитый музыкант сказал:

«Впереди у этих людей большая творческая жизнь. Я их выбрал,

потому что уверен, что они будут давать прекрасные плоды своего

творчества». Вы и раньше выступали с Владимиром

Теодоровичем. Расскажите немного о работе с маэстро

Спиваковым.

А. Р. - С Владимиром Теодоровичем мы играли ещё до предыдущего

конкурса. Творить музыку с музыкантом такого уровня необыкновенно

интересно и почетно. Можно по-разному дирижировать, можно по-

разному играть, но, в первую очередь, это должно быть естественно и

убедительно. В работе со Спиваковым так и происходит.

Все дирижеры, о которых я уже здесь говорил и, с которыми мне

довелось играть, имеют разный подход, разную систему, они, в конце

концов, разные люди, но всех их объединяет одно – высокое искреннее

искусство.

Корр. – Александр, Вы упомянули о Концерте-Симфонии

Прокофьева, как о любимом произведении. Часто ли удается

играть то, что Вам интересно, что Вы любите сами?

А. Р. – Святослав Рихтер сказал: « Без любви к сочинению играть не

стоит». Я люблю все, что я играю в данный момент. Например,

недавно открыл для себя потрясающий, редко исполняемый Концерт

для виолончели с оркестром Николая Яковлевича Мясковского. Это

настоящее, глубокое, искреннее произведение. Оно даже

заканчивается на пианиссимо, без бравурности, которая так часто

нравится публике. Я какое-то время просто жил этим концертом, с

огромным удовольствием работал над ним. Был, конечно, небольшой

риск, что публика не очень поймет это произведение. Первый раз

сыграл его в Иркутске, в конце февраля, в марте - в Москве, в зале

Чайковского, затем в Екатеринбурге. И очень радуюсь, что в каждом

зале слушатели очень эмоционально воспринимали трагическое

музыкальное послание Мясковского.

Корр. - Ваше отношение к концерту, который Вы исполнили

сегодня.

А. Р. - Это образец настоящего Бетховена, играл его не раз. Партия

виолончели особенно насыщенна и трудна, прежде всего, технически.

Музыка прекрасная. Какая вторая часть – просто ангел, спустившийся

с небес! Мне всегда очень интересно играть этот концерт.

Корр. - И ваши планы на ближайшее время.

А. Р. – 26 мая с моей женой и партнером по сцене, Анной Одинцовой

будем играть на музыкальном фестивале в Дрездене. Затем отправлюсь

в Нижний Новгород. А 19 июня ответственный сольный концерт в

Москве. В Малом зале консерватории мы будем играть с Анной

Одинцовой. Затем краткий летний отпуск и последует подготовка

новых программ для будущих концертных сезонов, в том числе и всех

пяти сонат Бетховена для виолончели и фортепиано. Моим коллегой на

сцене будет литовский пианист Дарюс Мажинтас. Будем с ним

сочетать отдых в Паланге с репетициями. В августе, благодаря

инициативе фирмы «Мелодия» и маэстро Сладковского,

художественного руководителя и главного дирижёра Государственного

симфонического оркестра Республики Татарстан, с прекрасным

виолончелистом Александром Бузловым будем записывать оба

концерта для виолончели с оркестром Шостаковича. Саша – сыграет

Первый, я – Второй концерт. Это моя первая профессиональная запись

и я, конечно, волнуюсь. Как уже говорил, каждый новый концерт - это

новый конкурс Чайковского.

Корр. – Можно ли надеяться на новую встречу в Ярославле?

А. Р. - Спасибо, непременно.

 
Справка
Александр Рамм является одним из самых одаренных и востребованных молодых виолончелистов. В его игре сочетаются такие качества, как виртуозность, глубокое проникновение в замысел композитора, эмоциональность, бережное отношение к звукоизвлечению и артистическая индивидуальность.
Александр Рамм родился в 1988 году во Владивостоке. В 2012 году закончил Московскую  консерваторию (класс профессора Н. Н. Шаховской). В настоящее время продолжает совершенствоваться в аспирантуре Московской консерватории и в Берлинской высшей школе музыки имени Г. Эйслера под руководством Ф. Хельмерсона. Виолончелист также принимал участие в мастер-классах Courchevel Academy и Holland Music Sessions (2010), где занимался со знаменитыми профессорами: Ф. Мюллером, Р. Латцко, М. Клигель и У. Визелем. Александр стажировался в Академии, созданной при знаменитом фестивале в Вербье (2011), под руководством Г. Хоффмана, Ф. Хельмерсона, М. Судзуки, Л. Пауэра, Ф. Радоша. По итогам академии  был отмечен призом Женевского фонда Neva Foundation.

Александр Рамм — обладатель II премии  XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 2015), победитель многих других музыкальных соревнований, в том числе I Кембриджского международного конкурса (США, Бостон, 2005), I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010), III Пекинского международного конкурса (Китай, 2010), а также лауреат  конкурса им. А. Янигро в Загребе (Хорватия, 2012).  Рамм на сегодняшний день первый и пока единственный представитель России, ставший лауреатом одного из самых престижных конкурсов виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013).

С 2012 года музыкант является постоянным солистом Санкт-Петербургского Дома музыки, принимает участие во всех его значительных проектах. С 2011 года выступает в концертах Московской филармонии, участник филармонических программ продвижения молодых артистов, в том числе проекта «Звезды XXI века», как в Москве, так и в регионах России.
Александр гастролирует во многих городах России, Литвы, Швеции, Австрии, Финляндии, ЮАР, Японии, Франции, Болгарии. Сольные концерты артиста прошли в Brucknerhaus (Линц), Nikkei Hall (Токио), Консертгебау (Амстердам), Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского. Музыкант выступал в сопровождении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Симфонического оркестра Мариинского театра, филармонических оркестров Кейптауна и Йоханнесбурга и многих других коллективов. Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Сладковский, Валерий Полянский, Анатолий Левин, Александр Слуцкий, Константин Орбелян, Максим Федотов, Станислав Кочановский. С 2009 года Александр выступает в дуэте с пианисткой Анной Одинцовой. В 2012 году их ансамбль стал лауреатом конкурса дуэтов в Швеции.
Благодаря меценатам, почитателям классической музыки — семье Schreve (Амстердам) и Елене Лукьяновой (Москва), с 2011 года Александр Рамм играет на инструменте кремонского мастера Габриэля Жебрана Якуба.

Беседу вела Карина Короткова
Фото - Александр Танчук

L20H9651 а.JPG
L20H9656 а.JPG


L20H9722 а.JPG
L20H9703 а.JPG
L20H9682 а.JPG





Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»