Программа включала два очень известных произведения немецкого композитора – Тройной концерт и Пятая симфония, и, мало кому знакомая, увертюра «Именинная».
Симфонический оркестр «Новая Россия», молодые солисты Александра Конунова (скрипка), Александр Рамм (виолончель), Ксения Башмет (фортепиано) и дирижер Юрий Башмет сделали этот майский вечер настоящим праздником музыки. Наиболее яркое впечатление оставил Тройной концерт.
Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, известный также как Тройной концерт, был написан Бетховеном в 1803 г., а в 1804 опубликован издательством Breitkopf & Hartel. Его премьtра состоялась только в 1808 г. на летних концертах в венском парке Аугартен, в котором с 1782 г. регулярно проводились «Утренние концерты», которые устраивал император Иосиф II, приглашая в качестве дирижера Моцарта, а позже – Бетховена.
Тройной концерт считается одним из бетховенских шедевров. Одно из самых светлых, радостных, праздничных сочинений, хотя и написано в ту пору, когда Бетховен уже осознал трагедию глухоты.
Он нетипичен для бетховенского времени, когда жанр инструментального концерта предполагал одного или двух солистов. В эпоху барокко жанр сoncerto grosso подразумевал «состязание» группы солистов и оркестра, но позже концерт, в котором с оркестром играет ансамбль, а не один солист, стал большой редкостью. В названии произведения, в перечислении солистов первой идет скрипка. Но – лидирует виолончель. Все темы, все части начинает виолончель, потом уже звучат скрипка и фортепиано.
Виолончель в этот вечер была в руках Александра Рамма – одного из лауреатов последнего конкурса Чайковского. Ярославские зрители познакомились с музыкантом в сезоне 2014-2015 г.г. Тогда Александр Рамм и пианистка Анна Одинцова удивили ярославцев потрясающим ансамблем. На конкуhсе Чайковского Александр Рамм занял второе место, Анна Одинцова была признана лучшим концертмейстером.
Самое сложное в Тройном концерте Бетховена – ансамбль. Ансамбль молодых музыкантов А. Конуновой, А. Рамма и К. Башмет - был безупречен. Виртуозность солистов подчинялась внутреннему содержанию произведения и являлась органическим элементом художественного образа.
После концерта Александр Рамм интервью сайту «Культурная эволюция».
Корр. - Прошел почти год с последнего, XV Международного
музыкального конкурса Чайковского, где Вы стали лауреатом,
завоевав серебряную медаль и второе место. Как изменилась Ваша
жизнь после конкурса?
А. Р. – Да, прошел почти год. Оглядываясь назад, я понимаю, что
жизнь действительно изменилась. После получения такой значимой
премии возросла и ответственность. Теперь люди приходят не просто
на концерт виолончелиста Александра Рамма, а услышать, что же из
себя представляет лауреат конкурса имени Чайковского. Ожидания их,
подозреваю, всегда высокие и если, хотя бы на четверть эти ожидания
не оправдать, зрители будут разочарованы.
Я и до конкурса никогда не позволял себе играть «спустя рукава» и
всегда верил, что на каждом концерте нужно выступать так, словно ты
на сцене в последний раз. Филипп Копачевский, молодой известный
пианист сказал - и я с ним согласен: «Если для тебя концерт событие,
то это будет событием и для всех остальных». И потому для меня
каждый новый концерт - это новый конкурс Чайковского.
Корр. – Вы сегодня довольны выступлением? Есть чувство
удовлетворения?
А. Р. – Собой никогда до конца не бываешь доволен. Совершенству нет
предела, но в целом, да, неплохо. Сегодня впервые я играл с легендой
российской музыки - Юрием Абрамовичем Башметом. Для меня
огромная честь выступить с ним на одной сцене. Я считаю, что Юрий
Абрамович делился своей энергией и помогал солистам, и мне в том
числе, играть как можно лучше.
Корр. – Вашим партнером была Александра Конунова - лауреат в
номинации «скрипка» - 3 место на конкурсе Чайковского. Вам
приходилось вместе играть до ярославского концерта?
А. Р. –После конкурса мы не встречались. Но, как мне кажется, общий
язык нашли и довольно быстро. С Ксенией Башмет опыт совместного
выступления был. Мы играли в октябре на Международном
музыкальном Фестивале Ars Longa в Москве - исполняли одно из
произведений Астора Пьяццолы.
Мы профессионалы, уровень высокий и у солистов, и у оркестра,
поэтому подготовка к концерту не была сложной: обсуждались только
какие-то нюансы на репетициях.
Корр. - Где Вы за этот год побывали, какие концерты были
наиболее интересны.
А. Р. – Сезон открыл с Валерием Гергиевым в Милане 7 сентября в
потрясающем зале Консерватории им. Дж. Верди с оркестром
Мариинского театра. Мы сыграли мое любимейшее сочинение
–Концерт-Симфонию для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева.
Затем мы повторили программу в Бирмингеме – в Symphony hall.
С Пекинским симфоническим оркестром в Китае с дирижером – Тан
Лихуа исполнили Вариации на тему рококо для виолончели с
оркестром Чайковского.
Только что я вернулся из ЮАР. Я там уже с гастролями в третий раз.
8 сольных концертов в восьми городах. Незабываемым стал концерт с
Cape Town Philharmonic Orchestra.
А в середине тура слетал в Санкт-Петербург - сыграл с маэстро
Гергиевым Концерт-Симфонию в Концертном зале Мариинского
театра. Вечер был посвящен 125-летию со дня рождения Сергея
Прокофьева. Играть любимое сочинение в таком зале и по такому
поводу огромное удовольствие. Затем вернулся в ЮАР и доиграл
оставшиеся концерты. В этот раз мне, наконец, удалось увидеть
легендарный мыс Доброй Надежды, самую юго-западную точку
Африки. Именно от неё морской путь поворачивает на восток, в Азию.
Корр. – Вскоре после конкурса Вы выступили на VIII фестивале
«Владимир Спиваков приглашает…», где были и другие
восходящие «звезды» конкурса Чайковского: Клара-Джуми Кан,
Джорж Ли. Именно о вас троих знаменитый музыкант сказал:
«Впереди у этих людей большая творческая жизнь. Я их выбрал,
потому что уверен, что они будут давать прекрасные плоды своего
творчества». Вы и раньше выступали с Владимиром
Теодоровичем. Расскажите немного о работе с маэстро
Спиваковым.
А. Р. - С Владимиром Теодоровичем мы играли ещё до предыдущего
конкурса. Творить музыку с музыкантом такого уровня необыкновенно
интересно и почетно. Можно по-разному дирижировать, можно по-
разному играть, но, в первую очередь, это должно быть естественно и
убедительно. В работе со Спиваковым так и происходит.
Все дирижеры, о которых я уже здесь говорил и, с которыми мне
довелось играть, имеют разный подход, разную систему, они, в конце
концов, разные люди, но всех их объединяет одно – высокое искреннее
искусство.
Корр. – Александр, Вы упомянули о Концерте-Симфонии
Прокофьева, как о любимом произведении. Часто ли удается
играть то, что Вам интересно, что Вы любите сами?
А. Р. – Святослав Рихтер сказал: « Без любви к сочинению играть не
стоит». Я люблю все, что я играю в данный момент. Например,
недавно открыл для себя потрясающий, редко исполняемый Концерт
для виолончели с оркестром Николая Яковлевича Мясковского. Это
настоящее, глубокое, искреннее произведение. Оно даже
заканчивается на пианиссимо, без бравурности, которая так часто
нравится публике. Я какое-то время просто жил этим концертом, с
огромным удовольствием работал над ним. Был, конечно, небольшой
риск, что публика не очень поймет это произведение. Первый раз
сыграл его в Иркутске, в конце февраля, в марте - в Москве, в зале
Чайковского, затем в Екатеринбурге. И очень радуюсь, что в каждом
зале слушатели очень эмоционально воспринимали трагическое
музыкальное послание Мясковского.
Корр. - Ваше отношение к концерту, который Вы исполнили
сегодня.
А. Р. - Это образец настоящего Бетховена, играл его не раз. Партия
виолончели особенно насыщенна и трудна, прежде всего, технически.
Музыка прекрасная. Какая вторая часть – просто ангел, спустившийся
с небес! Мне всегда очень интересно играть этот концерт.
Корр. - И ваши планы на ближайшее время.
А. Р. – 26 мая с моей женой и партнером по сцене, Анной Одинцовой
будем играть на музыкальном фестивале в Дрездене. Затем отправлюсь
в Нижний Новгород. А 19 июня ответственный сольный концерт в
Москве. В Малом зале консерватории мы будем играть с Анной
Одинцовой. Затем краткий летний отпуск и последует подготовка
новых программ для будущих концертных сезонов, в том числе и всех
пяти сонат Бетховена для виолончели и фортепиано. Моим коллегой на
сцене будет литовский пианист Дарюс Мажинтас. Будем с ним
сочетать отдых в Паланге с репетициями. В августе, благодаря
инициативе фирмы «Мелодия» и маэстро Сладковского,
художественного руководителя и главного дирижёра Государственного
симфонического оркестра Республики Татарстан, с прекрасным
виолончелистом Александром Бузловым будем записывать оба
концерта для виолончели с оркестром Шостаковича. Саша – сыграет
Первый, я – Второй концерт. Это моя первая профессиональная запись
и я, конечно, волнуюсь. Как уже говорил, каждый новый концерт - это
новый конкурс Чайковского.
Корр. – Можно ли надеяться на новую встречу в Ярославле?
А. Р. - Спасибо, непременно.
Справка
Александр Рамм является одним из самых одаренных и востребованных молодых виолончелистов. В его игре сочетаются такие качества, как виртуозность, глубокое проникновение в замысел композитора, эмоциональность, бережное отношение к звукоизвлечению и артистическая индивидуальность.
Александр Рамм родился в 1988 году во Владивостоке. В 2012 году закончил Московскую консерваторию (класс профессора Н. Н. Шаховской). В настоящее время продолжает совершенствоваться в аспирантуре Московской консерватории и в Берлинской высшей школе музыки имени Г. Эйслера под руководством Ф. Хельмерсона. Виолончелист также принимал участие в мастер-классах Courchevel Academy и Holland Music Sessions (2010), где занимался со знаменитыми профессорами: Ф. Мюллером, Р. Латцко, М. Клигель и У. Визелем. Александр стажировался в Академии, созданной при знаменитом фестивале в Вербье (2011), под руководством Г. Хоффмана, Ф. Хельмерсона, М. Судзуки, Л. Пауэра, Ф. Радоша. По итогам академии был отмечен призом Женевского фонда Neva Foundation.
Александр Рамм — обладатель II премии XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 2015), победитель многих других музыкальных соревнований, в том числе I Кембриджского международного конкурса (США, Бостон, 2005), I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010), III Пекинского международного конкурса (Китай, 2010), а также лауреат конкурса им. А. Янигро в Загребе (Хорватия, 2012). Рамм на сегодняшний день первый и пока единственный представитель России, ставший лауреатом одного из самых престижных конкурсов виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013).
С 2012 года музыкант является постоянным солистом Санкт-Петербургского Дома музыки, принимает участие во всех его значительных проектах. С 2011 года выступает в концертах Московской филармонии, участник филармонических программ продвижения молодых артистов, в том числе проекта «Звезды XXI века», как в Москве, так и в регионах России.
Александр гастролирует во многих городах России, Литвы, Швеции, Австрии, Финляндии, ЮАР, Японии, Франции, Болгарии. Сольные концерты артиста прошли в Brucknerhaus (Линц), Nikkei Hall (Токио), Консертгебау (Амстердам), Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского. Музыкант выступал в сопровождении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Симфонического оркестра Мариинского театра, филармонических оркестров Кейптауна и Йоханнесбурга и многих других коллективов. Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Сладковский, Валерий Полянский, Анатолий Левин, Александр Слуцкий, Константин Орбелян, Максим Федотов, Станислав Кочановский. С 2009 года Александр выступает в дуэте с пианисткой Анной Одинцовой. В 2012 году их ансамбль стал лауреатом конкурса дуэтов в Швеции.
Благодаря меценатам, почитателям классической музыки — семье Schreve (Амстердам) и Елене Лукьяновой (Москва), с 2011 года Александр Рамм играет на инструменте кремонского мастера Габриэля Жебрана Якуба.
Беседу вела Карина Короткова
Фото - Александр Танчук