Китайская опера и европейский романтизм

Концерт международного музыкального фестиваля Юрия Башмета под названием «Китайская опера и европейский романтизм» обещал быть необычным и по названию, и по содержанию. Сразу возникали вопросы: «Какое построение концерта приготовят организаторы проекта? Как будет сочетаться музыка Китая VIII - XVII столетий и европейская XVIII - XX веков? Нардные песни Китая и авангард Альфреда Шнитке?» На эти и другие вопросы можно было найти ответ только на концерте.

Краткие сведения о китайских исполнителях помог получить роскошно оформленный буклет фестиваля:

Флейтист и перкуссионист Квин Йин является ведущим инструменталистом и педагогом оперной труппы в Шанхае.

L20H1396 - б.JPG

Йили Шен –  мастер национального традиционного пения. Вокалистка нередко выезжает за пределы Китая с концертами и лекциями, посвященными Пекинской опере.

L20H1438 - б.JPG

Имена исполнителей европейской музыки внушали оптимизм: сведения о них можно было найти в интернете.

Российский скрипач Никита Борисоглебский
, молодой музыкант с большим списком наград на лучших музыкальных конкурсах мира – имени П. И. Чайковского в Москве, имени королевы Елизаветы в Брюсселе,  имени Я. Сибелиуса в Хельсинки, имени Ф. Крейслера в Вене, обладатель звания «Скрипач года» фонда М. Плисецкой и Р. Щедрина.  
Н. Борисоглебский знаком и ярославским любителям музыки. Музыкант играл с симфоническим оркестром Ярославской филармонии (дирижер Анатолий Оселков) и выступал с сольной программой.

L20H1537 б.JPG

Пианистка Ю Фен Чан – ученица знаменитой пианистки и педагога Элисо Вирсаладзе, воспитавшей таких музыкантов как Борис Березовский, Алексей Володин, Яков Кацнельсон и другие. Ю Фен Чан  последовательница русской пианистической школы и нередко приезжает с концертами  в Россию.

L20H1429 б.JPG

Программа концерта познакомила с построением концерта. Оно предусматривала чередование отрывков из музыкальных произведений Иогана Себастьяна. Баха, Людвига ван Бетховена, Сезара Франка, Альфреда Шнитке и фрагментов китайской народной оперной музыки.

Отсюда нетрудно было сделать вывод: концерт представляет собой единое непрерывное целое и аплодисменты уместны по окончании концерта, тем более, что об отсутствии антракта предупредил ведущий. Почему об этом пишу – те зрители, которые пришли за экзотикой и не потрудились внимательно прочитать программу, аплодисментами после каждого номера разрушали задуманную целостность действия. После первых аплодисментов Никита Борисоглебский попытался протестующими жестами остановить зрителей, но остался непонятым.  А жаль! Погружение в представленное артистами на сцене действо, тогда было бы глубже и  проникновеннее.

То, что происходило на сцене, никого не оставило равнодушным. Одно исполнение помогало другому. Конечно, китайское звукоизвлечение для нашего слуха было непривычно, но любопытно.   Восприятию вокала помогали движения и танец Йили Шен. Язык символов, используемый китаянкой, как выяснилось после концерта на творческой встрече, большинство зрителей неплохо понимали. Встреча же помогла прояснить детали, которые остались все-таки загадкой.


Мелодии, извлекаемые тростниковой флейтой Квин Йин, вызывали в воображении чудесные цветущие сады Китая. Многих интересовал вопрос возраста инструмента. Оказалось, что флейте не может быть,  два или три века, по причине недолговечности материала, из которого она сделана. Неважно, месяц или год назад, мастер создал из тростника эту флейту, звучала она волшебно!

Автор проекта постарался подобрать музыку, дополняющую одна другую по смыслу, эмоциональности. Произведения И. С. Баха, Л. ван Бетховена, С. Франка гармонично сочетались с китайской музыкой и пением, но Соната А. Шнитке, прозвучавшая между монологом Принцессы из Пекинской оперы и народными китайскими песнями, не вписывалась в общий рисунок происходящего действия. 

Не только зрители, но и сами музыканты с большим вниманием слушали друг друга. Чувствовалось, что  исполнителям интересно участвовать в этом проекте.  До Ярославля был только один концерт в Китае (без Н. Борисоглебского), но в планах продюсера показать проект в нынешнем составе в Западной Европе. Пожелаем музыкантам удачи!

L20H1293 -б.JPG

L20H1313 - б.JPG

L20H1347..- б.JPG

L20H1357 - б.JPG

L20H1491 б.JPG

L20H1365- б.JPG

L20H1377 - б.JPG

L20H1360 б.JPG




L20H1380 -б.JPG

L20H1383.JPG

L20H1395 - б.JPG

L20H1409 - б.JPG

L20H1451 б.JPG

L20H1466 б.JPG



Фото - Александр Танчук

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»