Лопнувшаяся струна не помешала успеху…

Начало мая в Ярославле – большой праздник  для любителей классической музыки. С 2009 года, забыв про дачный сезон, ярославцы приходят на концерты фестиваля знаменитого альтиста Юрия Башмета. 1 мая в Ярославской филармонии открылся его VIII международный музыкальный фестиваль.

Этому событию предшествовала пресс-конференция для журналистов, на которой Юрий Абрамович рассказал об особенностях и «изюминках» предстоящего фестиваля. С первой такой «изюминкой», пришедшие в зал ярославской филармонии, встретились на концерте первого дня фестиваля.

L20H0999 - а.JPG

L20H1029 а.JPG


L20H1066 а.JPG

L20H1074 а.JPG

L20H1077 а.JPG


Открыли  VIII музыкальный фестиваль камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет увертюрой к опере Дж. Россини «Шелковая лестница». Искрящаяся вдохновением и радостью жизни музыка итальянского композитора дала чудесный настрой всему вечеру.

Сменив дирижерскую палочку на альт, Юрий Башмет в сопровождении своего оркестра исполнил знаменитый Ноктюрн №4 П. И. Чайковского.  Ноктюрн написан композитором для фортепиано, но альтист  с успехом использует многие произведения в переложении для своего любимого инструмента, расширяя свой репертуар.

L20H1131 а.JPG

Одним из самых популярных фортепианных произведений В. А. Моцарта является Концерт №23 Ля мажор, превосходно исполненный южнокорейским  пианистом и дирижером Дайджином Ким, профессором фортепиано Корейского национального университета искусств.

 Чувствовалось, что музыкант  выступал с этим произведением и как солист, и как дирижер. Во время исполнения концерта пианист поворачивался к оркестру и кивком головы обозначал вступления (вероятно, показывал и взглядом, который публике был не виден), беззувучно напевал темы, исполняемые оркестром и т. д.  Все это совершенно не мешало его игре, а наоборот, позволяло Дайджену Киму  быть настолько свободным в исполнении, что зритель обманывался и поддавался той кажущейся легкости и простоте, с какой, казалось,  музыкант вел свою партию. На самом же деле, это было виртуозное и проникновенное исполнение музыки великого Моцарта.

L20H1154 а.JPG
L20H1163 а.JPG
L20H1181 а.JPG
L20H1190 а.JPG


От первого отделения концерта осталось очень приятное впечатление, но многие зрители с нетерпением ожидали ту «изюминку», о которой много говорил Юрий Башмет на пресс-конференции – выступления одного из ведущих арфистов современности, солиста Венского филармонического оркестра Ксавьера де Местра.

Обычно при слове «арфа» возникает образ женщины в длинном платье, нежно перебирающей струны изящного по форме инструмента. Именно так изображена одна из воспитанниц Смольного института  на портрете русского художника XVIII века Дмитрия Левицкого. В ХIХ и ХХ веках арфа преимущественно оставалась «женским» инструментом. Тем интереснее было увидеть и услышать арфиста мужчину.

В ярославской филармонии есть своя арфа. Но, появившаяся во втором отделении на сцене красавица - светлого дерева, украшенная резьбой, явно была приезжей. Обычно арфу не возят с собой, но Юрий Башмет с гордостью объявил, что этот инструмент доставлен им из Москвы. Появившийся на сцене музыкант был достоин арфы. Молодой, высокий, стройный. Обаятельно улыбнувшись залу, Ксавьер де Местра дотрагивается до струн, словно, здороваясь с ними, и… одна из них рвется. Зал замирает. Музыкант поворачивается и уходит. Пауза. Положение спасает хозяин фестиваля. Юрий Башмет, прерывая щелканье фотокамер прессы, непринужденно начинает рассказывать о каком-то случае со Святославом Рихтером, где тот признес фразу: «Бывает и так». Не ручаюсь, что Рихтер действительно так говорил, но пауза была заполнена, и зрители оценили старания Башмета аплодисментами. К этому времени вернулся Ксавьер, натянул новую струну и… та опять рвется. Фотокамеры щелкают. Ксавьер вновь покидает сцену. В конце концов, всё заканчивается благополучно – третья струна выдерживает выступление до конца, хотя музыкант в паузах иногда все-таки немного её подправляет.


Ксавьер де Местра для своего дебюта в Ярославле выбрал концерт французского композитора Франсуа-Андриена Буальдье. Композитор рубежа веков, современник Бетховена, Буальдье более десяти лет прожил в России, где пользовался особым расположением Александра I. Он был известен своими операми. Однако любимым инструментом самого композитора была арфа, которой он посвятил ряд сольных, ансамблевых и концертных сочинений. К наиболее известным из них относится Концерт До мажор (1800) для арфы и струнного оркестра, прозвучавший на ярославской сцене.  К концу выступления французского музыканта, я твердо была убеждена, что на арфе должен играть мужчина и играть так, как Ксавьера де Местра. Эту точку зрения разделяла и публика, аплодировавшая исполнителю с необычайным восторгом и продолжительностью. После «биса» зал встал, причем первыми поднялись мужчины. Вот так!


L20H1205 а.JPG
L20H1210 а.JPG
L20H1212 а.JPG
L20H1242 а.JPG
L20H1256 а.JPG
 
В завершение концерта выступила непременная участница последних лет фестиваля хоровая капелла «Ярославия».
В исполнении капеллы прозвучала «Месса Святого Иоанна» Йозефа Гайдна.

L20H1280 а.JPG



Фото  - Александр Танчук







Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»