Этому событию предшествовала
пресс-конференция для журналистов, на которой Юрий Абрамович рассказал об особенностях и «изюминках» предстоящего фестиваля. С первой такой «изюминкой», пришедшие в зал ярославской филармонии, встретились на концерте первого дня фестиваля.
Открыли VIII музыкальный фестиваль камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет увертюрой к опере Дж. Россини «Шелковая лестница». Искрящаяся вдохновением и радостью жизни музыка итальянского композитора дала чудесный настрой всему вечеру.
Сменив дирижерскую палочку на альт, Юрий Башмет в сопровождении своего оркестра исполнил знаменитый
Ноктюрн №4 П. И. Чайковского. Ноктюрн написан композитором для фортепиано, но альтист с успехом использует многие произведения в переложении для своего любимого инструмента, расширяя свой репертуар.
Одним из самых популярных фортепианных произведений В. А. Моцарта является Концерт №23 Ля мажор, превосходно исполненный южнокорейским пианистом и дирижером Дайджином Ким, профессором фортепиано Корейского национального университета искусств.
Чувствовалось, что музыкант выступал с этим произведением и как солист, и как дирижер. Во время исполнения концерта пианист поворачивался к оркестру и кивком головы обозначал вступления (вероятно, показывал и взглядом, который публике был не виден), беззувучно напевал темы, исполняемые оркестром и т. д. Все это совершенно не мешало его игре, а наоборот, позволяло Дайджену Киму быть настолько свободным в исполнении, что зритель обманывался и поддавался той кажущейся легкости и простоте, с какой, казалось, музыкант вел свою партию. На самом же деле, это было виртуозное и проникновенное исполнение музыки великого Моцарта.
От первого отделения концерта осталось очень приятное впечатление, но многие зрители с нетерпением ожидали ту «изюминку», о которой много говорил Юрий Башмет на пресс-конференции –
выступления одного из ведущих арфистов современности, солиста Венского филармонического оркестра Ксавьера де Местра.
Обычно при слове «арфа» возникает образ женщины в длинном платье, нежно перебирающей струны изящного по форме инструмента. Именно так изображена одна из воспитанниц Смольного института на портрете русского художника XVIII века Дмитрия Левицкого. В ХIХ и ХХ веках арфа преимущественно оставалась «женским» инструментом. Тем интереснее было увидеть и услышать арфиста мужчину.
В ярославской филармонии есть своя арфа. Но, появившаяся во втором отделении на сцене красавица - светлого дерева, украшенная резьбой, явно была приезжей. Обычно арфу не возят с собой, но Юрий Башмет с гордостью объявил, что этот инструмент доставлен им из Москвы. Появившийся на сцене музыкант был достоин арфы. Молодой, высокий, стройный. Обаятельно улыбнувшись залу, Ксавьер де Местра дотрагивается до струн, словно, здороваясь с ними, и… одна из них рвется. Зал замирает. Музыкант поворачивается и уходит. Пауза. Положение спасает хозяин фестиваля. Юрий Башмет, прерывая щелканье фотокамер прессы, непринужденно начинает рассказывать о каком-то случае со Святославом Рихтером, где тот признес фразу: «Бывает и так». Не ручаюсь, что Рихтер действительно так говорил, но пауза была заполнена, и зрители оценили старания Башмета аплодисментами. К этому времени вернулся Ксавьер, натянул новую струну и… та опять рвется. Фотокамеры щелкают. Ксавьер вновь покидает сцену. В конце концов, всё заканчивается благополучно – третья струна выдерживает выступление до конца, хотя музыкант в паузах иногда все-таки немного её подправляет.
Ксавьер де Местра для своего дебюта в Ярославле выбрал концерт
французского композитора Франсуа-Андриена Буальдье. Композитор рубежа веков, современник Бетховена, Буальдье более десяти лет прожил в России, где пользовался особым расположением Александра I. Он был известен своими операми. Однако любимым инструментом самого композитора была арфа, которой он посвятил ряд сольных, ансамблевых и концертных сочинений. К наиболее известным из них относится
Концерт До мажор (1800) для арфы и струнного оркестра, прозвучавший на ярославской сцене. К концу выступления французского музыканта, я твердо была убеждена, что на арфе должен играть мужчина и играть так, как Ксавьера де Местра. Эту точку зрения разделяла и публика, аплодировавшая исполнителю с необычайным восторгом и продолжительностью. После «биса» зал встал, причем первыми поднялись мужчины. Вот так!
В завершение концерта выступила непременная участница последних лет фестиваля
хоровая капелла «Ярославия».
В исполнении капеллы прозвучала
«Месса Святого Иоанна» Йозефа Гайдна.
Фото - Александр Танчук