"НЕпутевые" заметки о путевой премьере

Премьера драмы  А.. Островского "Гроза" в театре им. Ф. Волкова.
Последнее время к месту и не к месту слышишь фразу: «Пушкин – наше все». Совершенно не собираюсь оспаривать значение творчества Александра Сергеевича в русской литературе,  сомнений в этом не возникает, но осмелюсь произнести, что в драматургии «наше все»  -   Александр Николаевич Островский. Вероятно, за полтора столетия не найдется ни одного русского театра,  обошедшего  вниманием творчество драматурга.  Ярославский театр имени Волкова не был исключением. Здесь в разные годы ставили «На всякого мудреца довольно простоты»,  «Грозу», «Бешеные деньги», «Таланты и поклонники». Возможно, были и другие произведения, но я называю только те, которые смотрела. 
      
Первый спектакль, который я увидела на сцене Волковского театра, был «На всякого мудреца довольно простоты». Мои родители - заядлые театралы,  не сумев в очередной раз пристроить пятилетнюю дочку на вечер к соседям, взяли меня с собой в театр.   Не буду говорить, в каком это было году, но, Юбилейного моста  ещё не существовало, и с Нижнего поселка, где мы жили тогда, добирались в театр на маленьком автобусе до Тверицкой набережной, а потом пешком через замерзшую Волгу.  Почему помню название пьесы? Не вспомнила бы, но мама вела дневник и в нем осталась запись о моем первом посещении  театра. А в моей памяти навсегда осталось ощущение праздника от медленно гаснущей большой люстры, ярко освещенной сцены и непривычно  красиво одетых люди на ней. Сейчас, собираясь в театр, я жду праздника уже совсем от другого: от работы режиссера, игры артистов, хорошей работы художника… Не всегда ожидания оправдываются, но в  пятницу 27 марта покидала театр с хорошим настроением.




Предпремьерный показ драмы Островского «Гроза» (режиссер Денис Азаров) примирил мой некоторый консерватизм в отношении постановки классических произведений на сцене театра  в  современном новаторском ключе. Поначалу огромность пространства насторожила: сценой стало и закулисье, но потом перестали замечаться, даже никуда не спрятанные, пожарные принадлежности. Все-таки основные моменты пьесы разыгрывались на привычном месте.  Дальний план оказался хорош для звучания музыки, очень помогающей созданию настроения пьесы (спасибо композитору Денису Хорову и исполнителям), а также  пространства города без мельтешения фигур – всем находилось свое место, все появлялись  и уходили с главного плана, почти без  беготни, ставшей уже привычной в спектаклях театра, и так иногда раздражающей зрителя.  Особенно, это пространство сработало в пронзительной режиссерской находке в начале и конце спектакля – четко и громко марширующей служанке, проносящей столовые приборы в дальний конец сцены. Её незамедляющийся шаг через тело Катерины, потрясает: никакая трагедия не сможет изменить устои  и порядки этого страшного серого городка.

Серый цвет здесь господствует, подавляет, угнетает, но может ли быть иначе? Вспоминается черно-белый фильм Козинцева «Гамлет». Вы можете себе представить его в другом варианте, с цветовыми акцентами?  Ощущение трагедийности пропадет мгновенно.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
Из всех пьес Островского, которые я время от времени почитываю, никогда после школы не перечитывала «Грозу». Изучали мы её тогда основательно, с критикой Добролюбова, написали не одно  классное и экзаменационное сочинение, но, как мне кажется сейчас, в суть не проникли, может из-за времени, в котором жили, может, из-за  малого жизненного  опыта.

Сейчас, много повидав, много пережив, на спектакле тебя охватывает чувство, что ты смотришь  пьесу, сюжет которой вполне мог  написать  и современный драматург – настолько узнаваемы типажи прошлого и в  нашей современной жизни. Возможно, это мои личные ощущения, но спровоцированы они и режиссерскими задумками, и игрой артистов. 

Необыкновенной одухотворенностью, внутренней чистотой поразила Катерина Анны Ткачевой.  Роль, несомненно, стала большой удачей актрисы.  Такие личности, как ее героиня, выросшие в тепличных условиях, с ограждением от действительной жизни, с незнанием и непониманием ее, обречены в любом веке.



В интерпретации Руслана Халюзова, Тихон – эгоистичная натура, несмотря на  кажущуюся мягкость и  уступчивость. Мечущийся между женой и матерью,  неудовлетворенный и  нереализовавшийся  - вам это знакомо?



Борис  (Алексей Кузьмин), несчастен в силу обстоятельств, слабого характера: такие, вряд ли, поймают удачу в жизни. Была она -  полюбила его чудесная  женщина, да не потянул, отступил, выпустил свое счастье из рук.

Вот, кто точно не собирается выпускать свою удачу из рук, так это Кудряш. Какой необычный и запоминающийся образ  создан артистом Ильей Варанкиным. Вот этот, пожалуй, действительно мужчина, современный мачо! Любовалась!



 Счастливы ли вообще кто-нибудь в этом городе? Может быть те, кто является в нем «хозяевами  жизни»? Дикой? Кабаниха?

 Дикой (Сергей Цепов) элегантен и представителен, внешне совсем не купец - облагородился. Но нутро осталось прежним, «из лихих девяностых». И бывает, ему о том, КТО он, напоминают истинные властители жизни. Ну как тут не бушевать, не отыгрываться на своих!

Больше всех «зацепила» меня Кабаниха (актриса Александра Чилин-Гири). О таких характерах Запад может даже не мечтать! Это только наше явление.  Всю семью и прислугу держит в «ежовых рукавицах», вершит (и, видимо, неплохо) дела купеческие, попутно благодетельствует. Но легко ли ей? Сын в делах не большой помощник, пожалуй, и не выйдет из него стоящего хозяина: нет, не приумножит он богатство семьи, скорей наоборот.  Дочь выдать замуж, так тоже капиталец на сторону пойдет.  Подождет, посидит в девках!
 Мучается Кабаниха.
 Да и ревность грызет: своего личного, бабьего счастья нет, а хочется (обратите внимание на маленький эпизод с Диким - на фото), да и сына растила-растила, а он не  мать, а жену любит! Вот и хочется поссорить молодых -  завидки берут. Уж если нет этого у меня, так и вам нечего!  (Тоже знакомый момент жизни!) А на душе у Кабанихи неспокойно, не зря таблеточки пьет, запивая в сердцах водочкой (совершенно чудный момент: о водочке догадываешься только по тому, что чуть раньше Феклуша, втихаря, опрокинула рюмочку из этого графина).




Спектакль удался: после просмотра никак не скажешь, что «испортили» классику, или от классики «ничего не осталось».  Все, что нужно осталось, и в тоже время это свежо, интересно, умно!
С премьерой, Волковский!                                                                                 

Мнение автора заметки  может  не совпадать с замыслом режиссера и  трактовкой  ролей артистами. В таком случае, простите, но процитирую фразу  из известного фильма: «… а вот девушка (переводи - спектакль) мне понравилась!»

За фотографии спасибо ЯрКубу

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»