Русский тур Эндрю Тайсона

30 октября в зале Ярославской государственной филармонии с большим успехом прошел сольный концерт Эндрю Тайсона (США), победителя престижнейшего международного конкурса пианистов имени Гёзы Анды. С Ярославля началось концертное турне музыканта по России. Следующими городами будут Краснодар, Курган, Москва, Петрозаводск, Кострома. В Москве американский пианист вместе с Владимиром Спиваковым и его оркестром «Виртуозы Москвы» откроет фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...». В Костроме выступит на фестивале «Кострома симфоническая» с Губернским симфоническим оркестром под управлением Павла Герштейна.
Сольная программа Эндрю Тайсона в Ярославле включала произведения С. Барбера -  «Экскурсии для фортепиано» соч. 20, Ф. Шопена - Полонез-фантазия, соч. 61,  А. Скрябина -  Семь этюдов, соч. 65 №2 и №3 (1 отделение), М. Равеля – Цикл «Благородные и сентиментальные вальсы»,  Дж. Гершвина – « Рапсодия в стиле блюз» (2 отделение). На «бис» Эндрю Тайсон исполнил Мазурку Ф. Шопена.



Российский тур пианиста проходит при поддержке Посольства США в России.

После концерта пианист любезно согласился ответить на несколько вопросов арт-обозревателя интернет-портала «Культурная эволюция» Карины Коротковой.

Корр. – Эндрю, ярославская публика покорена Вашей игрой. Зрители аплодировали Вам стоя в конце не только второго, но и первого отделения. Это огромный успех!

Э. Т. – Спасибо ярославской публике за такую оценку моих способностей.

Корр. - Она совершенно заслужена.

Э. Т. -  Для меня большая честь и большое удовольствие играть в Ярославле. В зале вашей филармонии чудесная акустика, хороший рояль.  Я был очень тронут теплым приемом публики. И был счастлив увидеть много молодых людей в зале. После концерта ко мне подошли студенты музыкального колледжа, и это было замечательное общение.



Корр. – В Ярославле часто бывают с концертами известные российские музыканты, как исполнители, так и дирижеры.  Шесть лет проходит фестиваль Юрия Башмета, на который приезжает много зарубежных исполнителей высокого уровня.  В городе проходит ежегодный международный органный фестиваль и фестиваль джаза. Много лет подряд симфонический сезон в филармонии открывал выдающийся скрипач Леонид Коган. Через несколько дней начнется II фестиваль его имени. Ярославская публика музыкально воспитанна и охотно посещает  филармонию  -  пустых залов не бывает.  Ваш концерт – явление особенное и радостное. Мы будем помнить его очень долго, может быть до следующего Вашего приезда. Чудеса случаются, особенно, если их очень хотят, не правда ли?

Э. Т.  – Я очень надеюсь вернуться в Росиию ещё не раз и с радостью сыграл бы для ярославской публики. Хочу поблагодарить Посольство США в России, организовавшее мои концерты в вашей стране и позволившие мне второй раз приехать в Россию.  В прошлом году я участвовал в проекте «Моцарт-марафон» на фестивале «Арт-ноябрь».  Директор фестиваля ЯнаТифбенкель, пригласившая меня в Москву, помогает мне в турне по России.

Корр. -  Вы уже очень популярны в Европе и, наверно, там Ваша биография хорошо знакома. В России недостаточно информации о Вас и я попробую в какой-то степени восполнить этот пробел.  Давайте начнём сначала: с семьи, с первых занятий музыкой.

Э. Т. – Мой родной город Дюрхайм (Durham). Родители не музыканты. В России есть выражение -  «белая ворона», в Америке - «черная овца». В своей семье я «черная овца» - первый стал профессиональным музыкантом. Моя мама в юности брала уроки фортепиано в колледже,  но это не было ориентированием на профессию. Это было изучение искусства в рамках других учебных предметов. Тем не менее, она хотела, чтобы её дети были знакомы с игрой на фортепиано. Первой начала заниматься музыкой моя старшая сестра. Я слушал её и пытался что-то имитировать на инструменте. Потом, также как  сестра, стал заниматься музыкой дополнительно к другим предметам. Серьезно, увлеченно учиться игре на фортепиано, стал в пятнадцать лет, после того, как побывал на музыкальном фестивале и прослушал большое количество  концертов. Именно тогда пришла сумасшедшая идея стать профессиональным пианистом. В 19 лет я поступил в институт музыки Кёртиса (по- русски, колледж), где проучился пять лет у Клодта Фрэнка. Затем четыре года обучался в знаменитой Джульярдской школе  у Роберта Макдональда (в этой школе учился Ван Клиберн), получив степень магистра и диплом артиста.



Корр. – Эндрю, Вы  победитель Международного конкурса имени Джины Бахауэри, Международного конкурса молодых исполнителй (Young Concert Artists International Auditions), Международного конкурса академических пианистов имени Гёзы Анды.
 В 2015 году проходили три престижнейших конкурса пианистов: Гёзы Анды, Чайковского, Шопена.  У пианистов был нелегкий выбор. Почему Вы предпочли конкурс Гёзы Анды двум другим? И кто Вам помогал готовиться к нему?

Э. Т. – Отвечу на последний вопрос: готовился к конкурсу сам.  Никто не помогал.

Корр. – Сам? Невероятно! Тем большее восхищение вызывает Ваша победа.

Э. Т. -  Спасибо. О том, почему был выбран конкурс в Швейцарии лучше меня расскажет Яна. Это была её идея.

Яна – В декабре 2014 года мы с Эндрю Тайсоном отправились  в тур по странам Прибалтики и Азербайджану. Когда мы встретились, Эндрю поделился со мной планами относительно конкурса Чайковского. Зная специфику нескольких разных конкурсов, в том числе Чайковского и Гёзы Анды, за которыми я внимательно следила в 2011 и 2012годах, я отсоветовала Эндрю принимать участие в конкурсе Чайковского. У каждого конкурса есть, скажем так, « профиль победителя», и  имеет смысл направлять свои силы на тот конкурс, где у тебя есть больше шансов выиграть, и, который даст серьезный толчок твоей карьере. Конкурс Гёзы Анды казался мне для Эндрю именно таким, и я порекомендовала пианисту участвовать в нем. Немалую мою убежденность в выборе сыграл факт присутствия в жюри Элисо Вирсаладзе и её ученика Алексея Володина (победителя конкурса Гёзы Анды 2003 года).
Алексей Володин играл с  Эндрю Тайсоном в Москве в рамках «Моцарт-марафона» на фестивале «Арт-Ноябрь», и я абсолютна была уверена, что Алексей услышал и понял уровень его дарования и таланта. Я не сомневалась в определенных шансах Эндрю на конкурсе в Швейцарии, так как, во-первых, профиль Гёзы Анды романтической направленности, что характерно для американского пианиста, и, во-вторых, здесь ценят не только профессионализм, но и ярко выраженную индивидуальность. Делают ставку именно на неё: культивируя, воспитывая, поддерживая в этом музыкантов. Победитель остается не только с денежной наградой, но и с предложением в течение последующих трех лет выступать с концертами во всех странах Европы. Уже сейчас организаторами определены выступления Эндрю на первую полвину 2016 года. Будут и сольные выступления, и с оркестрами – больше 100 концертов.




Корр.
– Вернемся к гастрольному туру по России, который начался в Ярославле. Программа концерта очень интересна и разнообразна. По какому принципу шел отбор произведений для российского тура.

Э. Т. –Поскольку этот концерт, как и весь тур, поддерживается посольством США в России, одним из важных условий было присутствие в программе музыки американских композиторов. Несколько месяцев я просматривал много музыкальную  литературу для фортепиано соло. Оказалось, что таких пьес в американской музыке немного и не все они подходили для моего вкуса. В результате я все же нашел устроившие меня произведения: С. Барбер «Экскурсии для фортепиано»  и  Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» - версия для фортепиано соло.

Корр. -  Существует версия соло самого композитора – я слушала её в записи. Сегодня мне показалось, что прозвучала несколько иная транскрипция. Кто её автор?

Э. Т. – В процессе поиска произведений я нашел версию, сделанную Гершвиным. Но мне она показалась в некоторых местах неполной, и я подумал, что будет хорошей идеей эту транскрипцию дополнить. Получилось половина – наполовину, т. е. Гершвин-Тайсон.
 При работе над программой я узнал о дружбе Джорджа Гершвина и Мориса Равеля. Они восхищались музыкой друг друга. Также читал истории, связанные с их взаимоотношениями, нашел информацию об их встречах в Нью-Йорке. Естественно, мне пришла мысль включить музыку Равеля в концерт.

Корр.  - Вы даже поставили их произведения в одно отделение.

Э. Т. -  Да, это был продуманный шаг.

Корр. – Этюды Скрябина тоже не случайные в программе концерта?

Э. Т. – Конечно. Готовясь к русскому туру, я хотел, чтобы обязательно прозвучала русская музыка. К Скрябину у меня особое отношение. Существует просто болезненная зависимость от его музыки. И не только от ранних произведений, но и от поздних. Я выбрал эти этюды из-за двух причин. Первая - я слушал цикл этюдов Скрябина в исполнении Святослава Рихтера.  Даже в записи это было необыкновенно! Второе – Этюды Скрябина настоящее испытание, настоящий вызов исполнителю. Некоторые  этюды из незабываемого концерта Рихтера прозвучали сегодня. Они одни из самых сложных пьес, которые я играл до настоящего времени.


Корр.  –  Вы сейчас  назвали Святослава Рихтера. Кого из музыкантов  любите слушать? Может  кто-то  из них оказал на Вас какое-то влияние?

Э. Т. -  О, потрясающий Владимир Софроницкий! Русских исполнителей я слушал и слушаю! Недавно открыл для себя записи Веры Горностаевой. Очень опечален известием о её уходе из жизни и сожалею, что не успел услышать её в зале.
Еще я назвал бы Альфреда Корто (Alfred Cortot) и его ученика Самсона Франсуа (Samcon Pascal Fraocois), Джо́зефа Хо́фмана (Josef Hofmann)и Бенно Моисеевича (Benno  Moiseevich).
Из ныне живущих  боюсь пропустить кого-нибудь и потому остановлюсь.

Корр. – Эндрю, с исполнителями всё понятно. А с композиторами как? Кто Вам ближе по духу? Кого любите играть для себя?

Э. Т.  – Если бы я играл для себя, я выучил бы все концерты Моцарта.

Корр. – Что я Вам и желаю.

Э. Т.  - Спасибо, так и будет. А если бы я должен был попасть на необитаемый остров, то взял бы ноты мазурок и прелюдий Шопена.

Корр.  – Играйте лучше в зале (смеёмся).



  Корр. -  Многие музыканты увлекаются литературой, поэзией, живописью. Например, скрипач и дирижер Владимир Спиваков, с его оркестром «Виртуозы Москвы» Вы вскоре будете выступать в Москве, превосходно знает мировую поэзию и живопись. И использует тексты стихов в работе с оркестром. Каковы  Ваши интересы помимо музыки. И помогают ли они Вам в освоении музыкальных произведений.

Э. Т.  – Моё хобби – шахматы. Но я  не столько игрок, сколько их обожатель. Я много читал о советской шахматной школе. Знаменитые Михаил Таль, Тигран Петросян… Их стиль игры совершенно уникален, так же как у больших артистов. Я нахожу  в шахматных партиях столько же интересных характеров, как и в музыкальных произведениях.

Корр. – Впереди у Вас много выступлений. Что нового услышат зрители будущих концертов.

Э. Т.  – Сейчас я работаю над программой, которая включает в себя много испанского элемента: пьеса Равеля «Альборада» (Alborada Del Gracioso), Сонаты Скарлатти, Испанская рапсодия Листа, произведения Альбениса и некоторых русских композиторов.

Корр. – Успехов Вам, интересных впечатлений.

Э. Т. -  Спасибо.

Видео с концерта в Ярославле

С. Барбер. Экскурсии для ф-но - 1 ч.

М. Равель "Благородные и сентиментальные вальсы"

А.Скрябин, Этюды

  "Бисы Эндрю Тайсона в Ярославле - Ф. Шопен "Мазурка"

endr.jpg

 Эндрю Тайсон и Карина Короткова 


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»