ИГ великого благоденствия (3)

Сержусь на Уинни. На Уинстона нашего Леонарда. Признаю, конечно: «Речная война» чертовски талантлива, но тем труднее избавиться от ее обаяния. Впрочем, попытаюсь. В конце концов, отпрыск Мальборо писал толстую книгу, а я всего лишь ликбезик по известным фактам.


Продолжение



Это все придумал Черчилль

Сержусь на Уинни. На Уинстона нашего Леонарда. Признаю, конечно: «Речная война» чертовски талантлива, но тем труднее избавиться от ее обаяния. Впрочем, попытаюсь. В конце концов, отпрыск Мальборо писал толстую книгу, а я всего лишь ликбезик по известным фактам. Вот, скажем, что такое «Махди» можно узнать в любой энциклопедии. Правда, вариантов масса, - от пророка Исы, вернувшегося, чтобы сообщить о грядущем конце света, до просто  просветленного человека с мандатом Аллаха, который переустроит гадкий мир по новым лекалам. Именно его и ждали люди Судана, спрашивая у всех честных, толковых и справедливых улемов и шейхов, а то и воинов: «Не ты ли?». Но раз за разом тщетно. Ответивший «да» нашелся далеко не сразу.

Мухаммед Ахмед, темнокожий донголец, сын лодочника,  имевший в предках какого-то святого очень местного уровня, родился в 1844-м.  Рано осиротел и, в отличие от братьев, решивших, как и отец, и дед, строить лодки, пошел в науку, отрабатывая учебу трудом. Учился у «присяжных» шейхов, не понравилось, ушел в один из тарикатов, там осел на 7 лет, но, оскорбленный шейхом, назвавшим его «черно*опым», хотя и в мягкой форме, перешел к другому, а потом и вовсе ушел в свободный полет.

Много путешествовал, много думал, с 1870, своими руками вырыв пещерку, поселился на острове Або близ Хартума и целых десять лет провел в молитвах и медитациях, производя на местных впечатление глубокими знаниями, мудрыми советами и кристально чистой жизнью. Выступая перед поклонниками, которых постепенно стало много, проявил себя, как яркий оратор, хотя ничего принципиально нового не вещал. Общий, все известный набор: спасение в чистоте, в возвращении к «незапятнанному» исламу, в рамках которого вся умма братья и сестры, один за всех и все за одного.

Чуть отличался от прочих лишь тем, что про европейцев говорил редко и мало, - дескать, есть среди них и плохие, и хорошие, зато «турок» ненавидел страстно, как «виновников разрушения веры, мусульман лишь по имени». Насколько можно судить, будучи подчеркнуто скромен, оценивал себя высоко, однако на сакраментальный вопрос: «Не ты ли?» отвечал неизменно отрицательно. Похоже, и хотелось, и кололось. Но хотелось очень. И когда в ученики к нему явился некто Абдалла ибн эль-Саид Мухаммед из клана Таиф союза племен баггара, успевший поучаствовать в мятежах против «турок» и в Дарфуре, и в Бахр эль-Газале, - щелкнуло.

В отличие от Мухаммеда Ахмеда, склонного к созерцанию и рефлексии, Абдалла, безусловно, был очень реален и далек от всякого фанатизма. Едва ли прав сэр Уинстон, говоря о том, что план стать правителем всего Судана у него был с самого начала. Не уверен. Но вот изгнать европейцев и турок он, в самом деле, мечтал, а поскольку сам, будучи, как показала жизнь, наделен многими талантами, в харизматические лидеры не годился, бродил по стране, добирался до разных лидеров, в том числе, аз-Зубейра, разыскивая «настоящего вождя». И нашел.

Вернее, они нашли друг друга. «Задолго до того, как он мне открылся, - рассказывал Абдалла позже, - я знал, что он и есть тот, кого мы ждали», а когда Абдалла чего-то хотел, он умел быть шайтански убедителен. Тем паче, что и у Мухаммеда Ахмеда в души явно орали джинны, рвущиеся на волю из глубин подсознания. Так что, в итоге, ученик, удостоившись прозвища Хальфа («подмастерье»), которого не получил больше никто, стал «тенью» шейха, а сам шейх, «после мучительных раздумий» позволив себя убедить, поехал «открываться» братьям по тарикату. А поскольку лиха начало, вскоре разговорчики начали приобретать очертания вполне серьезного заговора, сведения о котором дошли до Хартума, после чего слишком болтливому проповеднику велели явиться для объяснений.

Но было поздно: на острове Або посланца, конечно, вежливо встретили и накормили с дороги, однако когда дело дошло до конкретики, Мухаммед Ахмед, выслушав требование, вскочил на ноги и заявил: «Убирайся прочь и скажи пославшему тебя, что я, милостью Всевышнего и Пророка его – владею этой страной, и не я перед ним, но он передо мной будет оправдываться!». И с этого момент обратного пути уже не было. Вероятно, губернатор Рауф этого еще не понял, но проповедник с острова, все понимая очень хорошо, призвал окрестные племена к джихаду.

Ссылаясь на волю Неба, суля мертвым Рай, а победителям «милость Божью во всем», однако не забывая и о земном: кличем первых, кто откликнулся, стали простые и ясные слова «Лучше тысячи могил, чем один дирхем дани!». То есть, нечто типа американского «Без представительства нет налога», - но в ориентальном орнаменте. И наконец, в Рамадан 1298 года Хиджры (или по счету «кафиров, в августе 1881 года со дня рождения Пророка Исы), когда на острове собралось свыше тысячи ходоков, Мухаммед Ахмед объявил себя явившимся Махди, после чего из Хартума послали отряд – 200 стволов; для подавления бунта в зародыше вполне достаточно. И хватило бы, не вмешайся случайность, или, если угодно, лично Всевышний.


Революционный держите шаг


Казалось бы, разогнать необученную, с одними палками и камнями толпу будет легко. А оказалось трудно. Да и командир учудил. Высадившись на острове глубокой ночью, солдаты разделились на две группы, а потом, столкнувшись во тьме друг с другом, открыли дружественный огонь, и пока они так препирались, толпа поклонников Махди, как теперь называли Мухаммеда Ахмеда, навалившись гуртом, камнями и палками перебила всех до одного, поскольку капитан парохода, увидев такое дело, развернулся и ушел, а крокодилов в Ниле тогда было больше, чем сейчас.

Скромный, но все-таки успех победители восприняли, как Божье знамение. Кое-кто требовал идти на Хартум, благо рукой подать, и покончить со всем быстро. Однако вожди (скорее всего, Абдалла, хотя и сам Махди, как вскоре выяснилось, хватку имел), сами удивленные случившимся, объявили, что у Аллаха иные планы, так что кто как, а они идут на запад,  в гористую провинцию Кордофан, и тех, кто готов сражаться во имя веры, зовут с собой, а прочим вольная воля.

Это, с какой стороны ни смотри, было разумно. Уничтожение группы захвата неизбежно влекло за собою новую, более серьезную экспедицию, устоять против которой Аллах мог и не помочь, а уход в горы, помимо всего, давал возможность сохранить ядро начинающегося мятежа, заодно и расширив по пути ряды желающих восстановить справедливость, которых в Судане было через край, не говоря уже о том, что облюбованная под базу территория граничила с Дарфуром и Бахр эль-Газалем, где все еще тлели недотоптаные искры войны.

И все шло именно так, как планировалось. После долгого, очень нелегкого пути, 31 октября 1881, «ансары», - в целом, примерно две с половиной тысячи душ, - «изголодавшиеся, истощенные болезнями, полуголые», теряя обессиленных, отбившись от нападений каких-то местных банд, добрались до горного княжества Джебель-Гедир, правитель которого, будучи членом того же тариката, что и Махди, принял их с распростертыми объятиями, позволив сделать свои владения базой и поделившись чем мог.

Какое-то время махдисты отдыхали, приходили в себя, - а потом, когда местный субгубернатор, решив выслужиться перед Хартумом, послал на зачистку «фукара», - голытьбы, - довольно большой (400 солдат и 1000 «союзников») отряд, карателей подстерегли в ущелье и порвали в клочья, после чего  престиж Махди и вовсе взлетел до небес. В Хартуме же обеспокоились всерьез: бардак, творившийся в тот момент в Каире, не позволял надеяться на помощь метрополии, так что, гасить уже нешуточную проблему, пока она не стала неразрешимой, следовало собственными силами.

Правда, сил, как представлялось, хватало. Собрать удалось более шести тысяч кадровых солдат, имелся и толковый командир  с (доверимя мнению сэра Уинстона) «опытом и безупречной репутацией», - некто Юсуф Хасан аш-Шиллали. Однако недооценка врага и на сей раз сыграла с силами правопорядка дурную шутку: в конце мая колонны карателей, шедшие как на прогулку, попали в засаду и были уничтожены, а махдисты получили тысячи винтовок, которых им так не хватало. Но что еще важнее, слава о «непобедимом посланце Аллаха» помчалась по горам, по долам, по городам и весям, убеждая уставших ждать людей, что все без обмана.

И люди пошли. «Они стекались к нам целыми толпами, - вспоминал позже Абдалла, - и если раньше истину искали только бедняки, а богатые и знатные выжидали, то теперь Аллах осветил и их души». В это время в ставке Махди появились первые представители местных элит, - вожди горцев и шейхи бедуинов, в первую очередь, баггара, прослышавших о возвышении соплеменника, джеллябы, а также ходоки от сильного, но «многобожного» союза племен динка.


Идея, овладевшая массами


Обиженным не ушел никто. Махди всех привечал, всех угощал, для всех находил нужные слова, «идолопоклоникам» же сообщал, что «ислам не ноша для раба, а счастье для прозревшего», поясняя, что «всякий, сражающийся за Божье дело, угоден Аллаху». Это, - отказ от принудительной исламизации и стремление воздействовать на иноверцев примером, - было особенностью его доктрины, не очень свойственной движениям такого рода, и людям нравилось, а несогласные не смели возражать, ибо Махди виднее . Ходоки возвращались очарованные, убежденные в успехе, в звании «эмиров», с «мандатами» на ведение джихада, и области вспыхивали одна за другой.

Вскоре полыхал весь Кордофан, затем война перекинулась в Дарфур, началось «окружение городов деревней». Блокпосты египтян вырезались поголовно, мелкие городки сдавались без боя, карательные отряды, посланные из крупных центров, бежали в панике, только заслышав улюлюканье бунтовщиков, и августе 1882 в блокаде оказались главные города провинции, Эль-Обейд и Бар, однако попытки взять их штурмом с налета провалились: у стен Эль-Обейда погибли даже два брата и племянник Махди.

Эта неудача, - первая и очень серьезная, - заставила штаб Махди всерьез задуматься о превращении экзальтированных энтузиазмом толп в настоящую армию, без которой, как все понимали, не обойтись, а поскольку сведущих в военном деле людей уже хватало и оружия тоже, Абдалла, с благословения Махди, создал специальную комиссию и  начал формировать  «джихадию» - регулярные войска священной войны.

За дело взялись всерьез: в полки (500 душ в каждом, разделенные на сотни и двадцатки) отбирали люд умелый и бывалый, - базингеров (военных рабов) и пленных солдат из местных, - полки сливали в бригады, бригады в корпуса, при каждом из которых имелся учебный лагерь для «салаг», установили жесткую табель о рангах, ввели ранговую летницу и субординацию. Кочевникам, - баггара и джаалин, - правда, позволялось сохранять свои, - в основном, кавалерийские, - структуры.

Первые соединения джихадии, апробированные под Барой и Эль-Обейдом, показали себя с наилучшей стороны, все попытки египтян так или иначе прорвать блокаду провалились, и в конце концов, 6 января 1883 изнывающая от голода Бара открыла ворота, а через две недели сдался на милость победителя и Эль-Обейд. К удивлению населения, погромов и грабежей не случилось: так приказал Махди, а дисциплина в его войске была железная, ее соблюдали даже бедуины. Чернокожие солдаты влились в джихадию, египтян, также признавших Махди, не обидели, но и оружия не доверили, сделав исключение только для пушкарей.

Теперь под знаменами Махди объединились весь Кордофан, южный Дарфур и горные области Нубии, - почитай, две пятых страны, и в мечети Эль-Обейда, ставшего столицей нового государства, Махди торжественно огласил политический манифест: «Вера выше границ, справедливость выше закона!», сообщив воющим в экстазе «дервишам» и основные принципы внешнеполитической доктрины: дескать,  не сложит оружия раньше, чем прочтет проповедь в главных мечетях Каира, Иерусалима, Дамаска и Мекки. А также, «стерев шиитскую ересь с лица земли», Тегерана.

В плане же социальном жизнь начиналась «с чистого листа». Смеясь и плача от счастья, люди (в первую очередь, мгновенно озаренные светом Истины горожане) жгли архивы, - расписки, контракты, фискальные ведомости, займовые обязательства, -  все налоги Махди упразднил,  учредив для снабжения армии военное казначейство, куда поступали все трофеи. В полной эйфории от всего происходящего, к Махди начали присоединяться и люди образованные, солидные, и даже, - принимая ислам и тотчас получая высокие посты в гражданской администрации, - христиане, как сирийцы, так и европейцы.

Продолжение следует.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»