ИГ великого благоденствия (7)

На самом деле, такое решение диктовалось полной безысходностью. Для махдистов Эфиопия была табу. Ее боялись, а еще больше боялись царя царей Йоханныса IV, вдребезги разбившего настоящих турок за десять лет до того.



Продолжение


Продолжение политики иными средствами


На самом деле, такое решение диктовалось полной безысходностью. Для махдистов Эфиопия была табу. Ее боялись, а еще больше боялись царя царей Йоханныса IV, вдребезги разбившего настоящих турок за десять лет до того. Многие базингеры Хальфы, посланные тогда «турками» из Каира на помощь султанским войскам, хорошо помнили, что такое пехота Империи, и их рассказы пугали. Да и сам халиф хорошо помнил, как всего двумя годами раньше эфиопы по просьбе англичан смели в прах отряды Османа Дигны, обеспечив эвакуацию гарнизонов из осажденных крепостей близ имперской границы.

А кроме того, немалую роль играли пророчества, настоятельно не рекомендовавшие «львам ислама» связываться с соседом, причем, одно из них изрек сам Махди, увидевший во сне, что «император, если посягнуть на его земли привяжет свою лошадь к одиноко стоящему дереву в Хартуме, а его конница пройдет по городу по колена в крови правоверных». И Махди же, гневаясь на Хальфу за тайную отмену приказа взять Гордона-пашу живым, предсказал Абдалле, что не следует ему воевать с черными «насара», потому что, напав, он умрет от руки одного из них.

Но халиф был не в том положении, чтобы бояться. Ко всем прелестям кризиса, на Судан обрушилась еще и засуха, сулившая в близком будущем голод, а рассказы о богатстве эфиопских монастырей пьянили душу, да и тучные земли северо-запада Эфиопии очень не помешали бы в смысле наделения новыми имениями шейхов баггара и прочих бедуинских племен. Поэтому вряд ли можно считать вторжение эмира Мухаммда вад Арбаба на территорию Империи и разграбление им древнейшего монастыря Махбэрэ-Сылласе случайностью.

Да, в общем, учитывая, что сокровища были тотчас отправлены в казначейство, а на требование выдать святотатца последовал холодный отказ, и «вряд ли» тут неуместно. Хальфе, знавшему, что у ныгусэ нгести начались неприятности в приморье с «какими-то белыми, но не англичанами», нужен был casus belli, и он его получил: в январе 1887 войско эфиопов, войдя в пределы подвластных махдистам земель, порвало в клочья войско оскорбителя святынь и уничтожило его самого.

После этого отряды баггара ворвались в западные области Эфиопии, круша все и разграбив несколько эфиопских караванов, а купцов отправил в цепях в Омдурман. Впрочем, эта история уже подробно рассказана, - правда, в христианской версии, - в соответствующей главе «эфиопского» цикла, поэтому буду максимально краток. По канонам места и времени, после обмена любезностями началась переписка. Послания императора были исполнены дружелюбия, написаны в самых изысканных выражениях, на двух языках, причем арабский вариант начинался с воззвания к Аллаху, и предлагалось в них, поскольку «обиды уравновешены», забыть вражду и более не обострять.

Зато Абдалла хамил: не возражая против мира, он требовал, чтобы «главный эфиоп» не только вернул всех пленных и заплатил за кровь, но и принял ислам.При этом, даже не касаясь содержания, предельно оскорбительные формулировки, использованные в письме, да и почерк, которым оно было написано (важный в тех местах дипломатический нюанс) означали «идару», исламскую разновидность ультиматума, предполагающего полную капитуляцию противника. Это означало, что войну в Омдурмане считаю уже идущей, а главнокомандующим Хальфа назначил человека, которого считал почти братом – своего раба Абу Анга, командира «черной гвардии», одержавшего столько побед, что считался в Судане непобедимым.

И темнокожий раб в очередной раз подтвердил свою репутацию, в начале 1888 разгромив Западную армию Империи и разграбив сотни монастырей, а также Гондэр – древнюю священную столицу Соломонидов. Добыча была огромна: только под золото и серебро в монетах и слитках пришлось выделить соответственно 49 и 11 верблюдов, а насчет пленников, скота, продовольствия и прочего, у Абу Касуми написано кратко – «не в силах человеческих было взвесить и посчитать».


Девять граммов в сердце


Судан ликовал. Толпы пели и плясали на улицах, а у Хальфы появилась возможность заткнуть самые зияющие дыры в бюджете. Жителям Омдурмана и крупнейших городов раздавали просо, наиболее влиятельные сановники и эмиры получили ценные подарки, были выплачены задолженности чиновникам. Но все это лишь распаляло аппетит, тем паче, что голод, которого опасались, уже пришел и был он страшен, а значит, трофеи требовались позарез; казначейство уже даже сверстало бюджет на следующий год, вложив в статьи дохода содержимое казны и складов Эфиопии.

Со своей стороны, царь царей, войны не боявшийся, ибо побеждать умел, но не хотевший, сделал последнюю попытку пробить стену, написав еще раз. Очень откровенно назвав кошку кошкой: «Если я приду в твою страну и убью бедняка, а потом ты придешь в мою страну и убьешь бедняка, какая от этого польза? Общие, настоящий наши враги - европейцы. Разбив нас, они не пощадят и нас, покорив нас, примутся за вас. Лучше пусть мои купцы выгодно торгуют на твоих рынках, а твои купцы получают прибыль на наших. Это выгодно нам обоим. Ведь и предки у нас общие, и кровь в наших жилах одна, и если мы станем убивать друг друга, что же в этом хорошего? Давай жить дружно».

Очень, согласитесь, разумные слова, - но для того, кто хочет услышать, а Хальфа вовсе не собирался прислушиваться к голосу разума. В ответ он только повторил «идару»: либо переход «главного эфиопа» в ислам, присяга, дань – и тогда братство, либо война. И царей царей, уставший терпеть, на сей раз ответил кратко: «Будь по-твоему. Я иду!».

О дальнейшем – совсем коротко, а где искать подробности, уже сказано. Спешно, с уступками замирившись с итальянцами, взбешенный Йоханныс IV, никогда в жизни не терпевший поражений, развернул армию и, пополняя её по пути, двинулся на махдистов, публично поклявшись «стереть само имя дервишей с лица земли». И в Омдурмане забеспокоились, а когда в Мэтэмме, пройти мимо которой было невозможно, скоропостижно скончался Абу Анга, беспокойство перешло в страх.

По рассказам Рудольфа Слатина, в какой-то момент халиф, по натуре совершенно не истеричный, запаниковал. Его мучили ночные кошмары, ему казалось, что совершена ошибка и гибель близка. Что, скорее всего, и случилось бы, - царь царей вел под своими знаменами 130 тысяч пехоты и 20 тысяч конницы, а у защитников Мэтэммы не было и половины от этого числа, - и даже на Аллаха особой надежды не было.

Однако Аллах не выдал. Уже фактически выиграв тяжелейший бой, царь царей был тяжело ранен шальной пулей и кто-то крикнул, что он убит, после чего очевидная победа превратилась в разгром и бегство. Голову Йоханныса торжествующий эмир Заки Тумаль отослал в Омдурман, туда же потянулись вереницы обозов: сами пораженные чудом, махдисты, тем не менее, не теряли времени даром, грабя оставшиеся без всякой защиты земли Империи.

Ликование в Судане зашкалило за все мыслимые рамки, люди забыли даже о жутком голоде, унесшем десятки, если не сотни тысяч жизней, Абдалла молился сутками напролет, в полной уверенности, что Аллахом дано знамение и теперь ему подвластно все. Что это не так, он понял лишь позже, осознав цену победы, а цена была чудовищна: в сражении за Мэтэмму пали лучшие, самые отборные и закаленные подразделения джихадии, в том числе, почти поголовно, «черная пехота» Абу Анги, и как указывает сэр Уинстон, «больше никогда халифу не удавалось собрать такую сильную армию».

Справедливости ради, уточню: в смысле количества, когда приткнуло, все-таки удалось, но былого качественного уровня достичь, в самом деле, уже не смогли. Это, однако, прояснилось потом, а пока что, - как считается, в полном упоении от невероятной удачи, - Хальфа принял решение взяться за Египет, официально заявив, что раньше он не чувствовал себя в силах бросить вызов «туркам» на их земле, то теперь все изменилось, предсмертное желание Махди исполнится, Дельта будет освобождена от «красных мундиров» и он лично прочтет хутбу на мимбаре главной мечети Каира.

И сказано – сделано: эмир Донголы и всего Севера, известный и успешный военачальник Абдуррахман ан-Нуджуми, бедуин-джаалин, получив приказ наступать, перешел египетскую границу. Правда, не сразу, а сперва направив в Омдурман письмо с предельно аккуратным выражением сомнений в полной правильности воли повелителя и нижайшей просьбой их развеять.

Идущие на смерть


Опасения эмира можно понять. Своих, надежных солдат у него было всего пять тысяч, а отряды джихадии «второго эшелона», присланные из центра, не получая от центра жалованья и довольствия, а эмиром, тоже лишнего не имеющим, снабжавшиеся по остаточному принципу, либо тихо вымирали от голода и болезней, либо грабили население, либо дезертировали. К тому же, местные бедуины, на конницу которых он формально мог рассчитывать, ушли в отказ и растворились в песках, если вообще не вели двойную игру, неявно работая на египтян.

А между тем, кому следует уже было известно, - и в Омдурмане тоже, - что англичане за истекшие два года полностью перестроили армию Египта, создав батальоны «нового образца», на порядок более боеспособные, чем те, с кем махдисты привыкли иметь дело. Все эти соображения были абсолютно верны, однако ответ из Омдурмана пришел категорический: приказ не обсуждаются, пусть эмир делает, что приказано, а если будет медлить, вакил-баггара знает, что делать с ослушником.

В итоге, как уже сказано, ан-Нуджуми дал приказ наступать и спустя пару недель, - в августе, - погиб  в сражении при Тоски, где «дервиши» даже не сумели сблизиться с врагом (их просто расстреляли,   четверть убив, а остальных вынудив сдаться), а его место занял племянник халифа, прибывший вместе с несколькими сотнями баггара, занявших все сколько-то ответственные посты в провинции, благо, после провала похода вакансий было много. Что до халифа, то он, получив известия о случившемся, согласно запискам Рудольфа Слатина, «горько плакал ровно сутки, а потом стал спокоен и весел».

И тут возникает вопрос. Хальфу называли по-всякому,  и кровопийцей, и клятвопреступником, и тираном, и дикрем, но дураком или профаном в военном деле - никто и никогда. Отправляя на покорение Египта пять тысяч солдат с подкреплением второй свежести, он не мог не понимать, чем это кончится. Тем паче, что за египтянами стояли «красные мундиры», а Хальфа, хорошо помнивший, как они громили его войска, идя к Хартуму на помощь Гордону-паше, знал им цену, часто восклицая «Если бы не англичане, я бы давно завоевал Египет!». И тем не менее, эмира ан-Нуджуми послали на верную смерть.

Но почему? Логически рассуждая, ответ только один: политические соображения, в данном случае, перевесили чисто военные. Война с Эфиопией, пусть и победная, сожрала столько людей, что баланс сил в Халифате опасно нарушился. Джихадия выдохлась и поредела втрое, большие потери понесли и баггара, зато северные бедуины, - джаалин и барабра, оттесненные на второй план, - практически не пострадали, и значит, стали опасны. А между тем, армия эмира Донголы формировалась из них, и на укрепление из центра пришли части из числа самых ненадежных.

Таким образом, каков бы ни был исход авантюры, Хальфа выигрывал по любому: улыбнись, паче чаяния, ан-Нуджуми удача, его успех стал бы, естественно, успехом халифа, однако и поражение укрепляло позиции халифа, ослабляя позиции тех, кто казался ему (а может быть, и был) потенциальной оппозицией, а заодно и показывая народу, что Аллах ими недоволен. Ведь баггара, как ни крути, одолели могущественного имератора, а джаалин не смогли справиться с жалкими «турками», которых суданцы всегда били.

Так что, нельзя сказать, что благоразумие изменило Абдалле, совсем наоборот, - и эта методика далее использовалась не раз: спустя полтора года халиф точно так же отказал в помощи, велев «полагаться на Аллаха», Осману Дигне, лояльному, но слишком сильному эмиру беджа, в результате проигравшему англичанам битву за побережье. А теперь временно оставим Хальфу праздновать безусловную удачу – и перепрыгнем на самый-самый юг.

Продолжение следует.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»