ИГ великого благоденствия

Говоря о Судане, - огромной, растянувшейся от Красного моря до Атлантики области, начала XIX века, - тотчас вспоминаешь бассейн великого Конго. Та же пестрота племен, та же чересполосица языков, обычаев и уровней развития, - но, конечно, на куда более высоких ступенях.


...а если что-то вдруг покажется непонятным, загляните в "египетский" цикл.


Затерянный мир


Говоря о Судане, - огромной, растянувшейся от Красного моря до Атлантики области, начала XIX века, - тотчас вспоминаешь бассейн великого Конго. Та же пестрота племен, та же чересполосица языков, обычаев и уровней развития, - но, конечно, на куда более высоких ступенях. От египетской границы и ниже, к истокам Нила, аккурат в это время полз по швам Сеннарский султанат. Огромная феодальная держава, опиравшаяся на ополчения «арабских» племен, долгое время держала в кулаке все и вся, а ныне слабела не по дням, а по часам, теряя область за областью, превращавшиеся, как, скажем, Дарфур, в отдельные султанаты.

Южнее, у первых порогов и выше, обитали черные нилоты, считавшиеся «варварами», поскольку в Аллаха не веровали, да в общем, и бывшие, как ни крути, диковатыми, - кроме жителей Шиллук, крохотного, но всамделишного «царства» на самом-самом юге. И был этот огромный мир замкнут сам в себе, ничего не зная ни о Европе, тоже о нем ничего не знавшей, ни о соседней Эфиопии, - а чем южнее, тем меньше зная и об Османской империи, в Сеннаре, разумеется, хорошо известной. Но если суданцы не интересовались внешним миром, внешний мир, - в лице Мухаммеда Али, вздернувшего Египет на дыбы, - заинтересовался terra incognita, о богатствах которой ходили легенды, подтвержденные фактами.

И возжелал. И взял. Ибо имел хорошую армию, а кроме того, сеннарцы, зная о противостоянии Египта англичанам и французам, рассматривали «турок», как героев, не пустивших в низовья Нила «неверных», что подтверждало и большинство мулл. Так что, когда, покорив Аравию, Мухаммед Али в 1821-м взялся за Сеннар, армия его сына Исмаила покончила с сулатанатом легко и элегантно, всего за год и без особой крови. Ей открывали города и в воздух чепчики бросали; слегка повозиться пришлось разве лишь там, где укрепились остатки поголовно уничтоженных в Каире мамлюков.

Потом, правда, выяснилось, что египетские порядки совсем не так хороши, как думалось, ибо Каиру всегда нужны деньги, и начались мятежи, тем паче, что новые хозяева, презирая «черных дикарей», хотя бы и правоверных, вели себя предельно хамски. В ответ на что «турки», комплексов лишенные начисто, жгли, резали и грабили до нитки; позднее Альфред Брэм со слов выживших записал, что в период «замирения» Сеннара пришельцы «истребили цвет мужского населения, убивая стариков, женщин и детей несчастного народа. Жестокости, проделанные ими, выше всякого описания и произвели на народ ужасное впечатление…».

И эти чудовищные репрессии сломали хребет «туземцам»: целых 57 лет в северной, «арабской» части Судана никто не смел и пискнуть, что позволило египтянам приступить к «обращению многобожников» аж до истоков Белого Нила и «царства» Шиллук. Не всегда и не все шло гладко, но система сбоев не давала; потерпев поражение, «турки» обязательно возвращались, и тогда: «множество беджа было безвинно уничтожено или изувечено, колодцы засыпаны, скот калечили или угоняли. Людей убивали для развлечения паши, и один из его офицеров на спор разрубал пленных надвое ударом клинка. В руки башибузуков попали даже ревниво оберегаемые женщины. Когда паша вернулся в Хартум, он привел с собой знатных вождей, которых повесили на базарной площади».

Что интересно, как губернатор Ахмед аль Мепекли по прозвищу аль-Джаллад ( «Палач»), считались еще не самыми резкими, и когда Палача отозвали, подданные писали петиции, умоляя Каир вернуть его, поскольку преемник оказался «совершенно лишенным милосердия». И так год за годом,  при Мухаммеде Али,  при его сыновьях,   при внуках: все выше, и выше, и выше. А когда в 1840-м Стамбул и Европа признали Судан наследственным владением владык Египта,  экспансия на юг, - ибо больше было некуда, - стала важнейшей государственной программой, денег на реализацию которой не жалели, ибо тотальныйграбеж окупал все.

По ходу научились маневрировать: столкнувшись с кем-то серьезным, типа Шиллук, предлагали на выбор или тотальную резню, или автономию, но потом, провоцируя беспорядки в «автономиях», все равно вводили прямое управление. Однако понемногу и «добрели», ибо присылать войска из Египта было накладно, в связи с чем, как писал Евгений Ковалевский в 1848-м, «Во всей египетской армии Судана едва ли одна пятая— египтян, турок и черкесов, и те мрут, как мухи», а при таком раскладе, сами понимаете, приходилось маневрировать, хотя помогало не очень: отчеты в Каир переполнены жалобами на то, что «зинджи часто убегают из рядов и готовы обратить оружие против нас». Случались и солдатские мятежи, а как в таких случаях поступали с побежденными, не хочется и писать.


Запорожье


С началом «открытия Африки» европейцами, которых в до мозга костей прозападном Каире, как мы знаем, очень привечали, освоение «белых пятен» ускорилось многократно. Многие белые первопроходцы, - формально энтузиасты, но отчитывавшиеся о своих достижения куда следует, - стали, помимо прочего, и агентами Египта, открывавшего им самые широкие возможности для карьеры и самореализации, поставляя хедивам точные сведения о том, что на юге более перспективно, а что можно отложить на потом.

Один из них, Сэмюэл Бейкер, великий охотник на слонов, пополнивший атлас Африки сотнями страниц, в итоге, приняв предложение хедива Исмаила о поступлении на службу, во главе большого войска прошел за пороги,  аж до нынешней Уганды и, сокрушив сопротивление весьма не слабых «туземных королевств», прирастил Египет огромной Экваториальной провинцией (ныне Южный Судан), которую в Каире объявили не очередной мухафазой, но, как взрослые, «колонией». И сам же, в статусе губернатора, ею правил, лишь в 1873-м сдав пост своему соотечественнику Чарльзу Гордону, тоже влюбленному в Египет и тоже писавшему отчеты о достигнутом не только в Каир.

В общем же, европейцев, пробивавших окно к верховьям Нила, как серьезных ученых, так и ученых в штатском, а часто просто авантюристов, не счесть, да и от «джеллябов», арабских работорговцев, в смысле «пробить окно» был прок. Хотя были и сложности. Чистой воды разбойники, но с замашками князьков, они не возражать поступать на госслужбу, их фактории за порогами частенько одновременно были и египетскими фортами, однако посягательств на свободу рук в границах своего хутора не терпели. В основном, мелочь, конечно, но случались и персонажи шекспировского масштаба, вроде аз-Зубейра Мансура, хартумского барыги, создавшего в одном из «белых пятен» неформальную «империю» с большой армией, вертикалью власти и прочими признаками государства.

Неимоверно разбогатев на живом и неживом товаре, сей колоритный бизннсмен вел частные войны, свергал «князей», присоединял «княжества», властвовал и повелевал, и в конце концов, египетский наместник в Хартуме счел за благо назначить удачливого курбаши губернатором завоеванных им земель, взамен взяв клятву верности Каиру. После чего новоявленный госслужащий обнаглел до такой степени, что принялся покорять уже присягнувших Египту царьков типа султана Дарфура, после чего в Каире все-таки приняли меры, вызвав аз-Зубейра ко двору как бы для отчета, но назад не отпустив, а дав высокую должность в центральном аппарате, где он прекрасно себя проявил, в частности, и на фронте во время русско-турецкой войны, возглавляя египетские части. Так что, по большому счету, конфликты запорожских джеллябов с властями если и возникали, то не из-за работорговли, как уверяла каирская пресса, но исключительно по вопросу, чьей коровой, в первую очередь, является юг и кому ее доить в первую очередь.

Хотя, правду сказать, и понятие «власти» тоже было изрядно условным. Официально, разумеется, рулил Каир, но с оговоркой. Приезжавшие оттуда губернаторы могли нормально работать только в контакте с бюрократами из «старожилов», без которых они были как без рук, а «старожилы», несменяемые, фактически наследственные и повязанные тысячами нитей, превратились в чистой воды «белых царьков». С важной поправкой на то, что «белыми» считались и европейцы, и арабы из Леванта, и, разумеется, «турки». То есть, все «не черные», полагавшие себя «расой господ», а чернокожих чем-то типа тяглового скота и, если вожжа попадала под хвост, живых игрушек, суд и расправу над которыми любой «белый» мог чинить на свой вкус и характер.

Уместно отметить, что суданские «турки» на уровне элит были совсем не просты. Все путешественники, без исключения, восхищались умом, волей, мужеством и гостеприимством этих, как восторженно писал Альфред Брем, «подлинных аристократов чести и духа, готовых скорее умереть, чем не помочь другу или нарушить слово». Но, разумеется, все и воровали по-черному, не брезговали ни попилами, ни откатами, а уж в смысле отношения к «черным», так и вовсе определить его, как «беспредел» нельзя, ибо означает сильно приукрасить. Закон в Запорожье кончался.

И тем не менее, дело они знали, управленцами, в основном, были отменными, а что на верхах аппарата постоянно шла ожесточенная война кланов, так это считалось в порядке вещей, благо до шелковых шнурков и кинжалов в спину дело никогда не доходило: серьезные люди, даже играя в серьезные игры, видели берега. А кроме того, сами будучи  мусульманами, отличались, - как, впрочем, и руководство в Каире, - практически полной веротерпимостью. Не распространявшейся, ясное дело, на многобожников, но если речь шла о «людях Книги», - на 100%. Хотя, в общем, иначе и быть не могло. Уважали евреев. Не меньше уважали коптов и православных, как греков, так и сирийцев. Особо же выделялиармян, что, впрочем, было характерно и для Каира, и для Стамбула.

Впрочем, покровительствовали (или, по крайней мере, не чинили препятсвий) иезуитам, появившимся лишь в 1842-м, но, под личным контролем Папы, шустрившими столь бойко, что уже 30 лет спустя общины «детей Отца» были разбросаны по всему Судану, вплоть до совершенно диких гор. И «турки», повторюсь, не мешали. Напротив, если уж совсем припекало, защищали патеров, - в том числе, и от европейцев, далеко не всегда довольных их крайне жесткой оппозицией работорговле, с которой месье, мистеры, херры и синьоры не худо кормились.


Господа хартумцы


Возможно, - признаю, - все это кому-то кажется скучным. Ни тебе восточных интриг, ни гаремных страстей, ни даже кровопролитий. Не спорю.  Но без этой тягомотины не понять причин взрыва интриг, страстей и кровопролитий, случившегося позже, будет трудно, поэтому все же пишу, а кому скучно, может пропустить.

Следует понимать, что люди бывают разные, и европейцы, в начале века считавшиеся в Судане диковинкой, а к середине заполонившие города, не составляли исключения. Кто-то шел по тропе, навстречу судьбе, кто-то искал Эльдорадо, еще кто-то исполнял нелегкий долг Юстаса Алексу, но идеалом подавляющего большинства, как всегда, был Бобруйск.

Перечисляя имена людей, «с которым мне хотелось бы сохранить дружбу», Альфред Брэм печально отмечает: «в остальном все, как всегда; прочие сливки общества здесь состоит из негодяев, плутов, мошенников, убийц… Здесь нередко услышишь, как они упрекают друг друга в самых позорных поступках… Торговля невольниками, скотокрадство и грабеж в их глазах совершенно невинное ремесло», - но тут ничего не поделаешь, поскольку, согласитесь, невесть куда, где явно опасно, если не по долгу службы, обычный человек поедет только при реальном шансе заработать реальные деньги.

И они, наряду с «арабами» постепенно вытесняли «турок». Те старились, умирали, а  дети их, в основном, рождались от связей с африканками и говорили уже на арабском языке, причем, местных его диалектах, - и вот они-то, наряду с европейцами и «евросуданцами», многочисленными,- до 50000 душ, - детьми белых от тех же африканок, признанными и воспитанными по-европейски, были элитой, смотревшей на всех остальных свысока. Они контролировали торговлю, вытесняя из ниши арабов и прочих местных конкурентов, они занимали все сколько-нибудь значительные должности, они были (притом, что принцип землячеств блюли свято) сплочены общим интересом, и…

И как отметил наблюдательный Брэм, «Европейцы, включая турок, в Хартуме невольно образуют как бы одну большую семью. Почти каждый вечер они собираются где-нибудь , чтобы побеседовать, покурить, выпить; горе тому, кто обидит кого-то из них». А все это, конечно, не нравилось ни черным, - «прежние вожди низведены до уровня простых крестьян. Лишенные своих родовых богатств и власти, а также других источников дохода, они сейчас рабы, стонущие под египетской плетью», - ни даже «белым низшего сорта» типа египтян, не имевшим никакого шанса ни на карьеру, ни даже на хоть сколько-то разбогатеть.

Иными словами, чем больше бюрократия себя «упорядочивала», тем более замкнутой кастой она становилась, подмяв под себя все, хоть сколько-то доходное, вытесняя всех «не своих» на обочину, в грязь. И все «не свои» сердились. Вне зависимости от сложных внутренних градаций по оттенкам кожи, владению языком, месту рождения, нюансам места в социальной пирамиде, где даже рабы делились на несколько десятков категорий, от «почти свободных» до «почти животных» etc. И на почве этой копившейся годами злобы, густой смешанной с безысходностью, находили общий, - естественно, арабский, - язык все, кто раньше общего языка не мог найти по определению.

Свободные и рабы, ремесленники и мелкие торговцы, черные, белые и «белые», мусульмане и «многобожники», смирные пахари, воинственные бедуины-баггара и лихие джеллябы, ранее враждовавшие друг с другом, теперь, даже не умея связно это высказать, начали осознавать, кто виноват. Оставалось только понять, что делать. Вернее, поскольку суданские ширнармассы, как и все прочие, понимать не любили, оставалось уповать на Аллаха, который, - сам или через посредников, - подскажет.

Продолжение следует.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»