Уверение апостола Фомы

Тяжелой выдалась для нашей Архангельской обители нынешняя зима. Вроде бы и Пост Великий проходил без особых чрезмерных усилий,  но была на душе какая-то тяжесть,  усугублявшаяся не только внешними общественными настроениями,  но и всем вселенским состоянием природного мира,  который, казалось,  своим приобщением к суетливой бесполезности человеческих дел,  смущаясь и через силу,  принимал все же участие в этих делах и от этого все больше сникал, увядал,  тосковал. И каждый день ожидания Пасхальной радости перемежались натянутым,  как струна, напряжением видимого неба,  земли обесполезнившейся,  нахохлившегося леса.

 Птицы за моими окнами,  молча прыгали по пустым веткам ирги. И редко,  какая из них что-то пропищит. Красные снегири, сделались серыми,  как и их подружки,  взъерошились, как и мокрые воробьи. И напряжение внешнее и душевное нарастали. А весна все не наступила. И как-то легкомысленно забылось,  что все это от скорби по уходящему от земной жизни Спасителю. Оказалось,  что бесчувственная,  на наш поверхностный взгляд,  природа с большим сочувствием и тревогой переживала, вспоминая последние дни земной жизни Христа. Что,  уж,  тут о нас и говорить, - совсем мы опустились,  уснули духом. Как апостолы в Гефсиманском саду.

 И чудо,  чудо,  конечно же свершилось. В Великую Субботу,  когда Его уже не было во Гробе. Из забетонированного,  так плотно и так давно,  неба хлынуло солнце,  открылось в вышине синее окно. Мы не важно поработали в полях прошлым сухим летом и осенью. Нам не хватило сена для прокормления немалого нашего стада. Вот уже 24 рулона мы купили на левом берегу.Наши благодетели – дорожные строители с большими трудами доставили рулоны на наше крестьянское подворье. Я с ужасом наблюдал,  как исчезают трехцентнеровые цилиндры,  а снег все сыплет и сыплет из серого свода небесного. И думалось, - неужели не дожить нашей скотине до травки.

 Ранняя Пасха нынче. Не как в 45-м году- 9 мая. На 3 недели раньше. И съехал снег с наших полей вокруг деревни,  вокруг нашего возводимого деревянного храма святителя Филиппа митрополита Московского. Зашумела под загайновским бугром,  залесским,  речка Сабелка – Рубежка,  забурлила,  винтом вылетая из наших архангельских лесов и болот. И припомнилось мне в эти светло – радостные дни нашего всенародного воспоминания о Воскресении Спасителя,  умноженное на природное ликование,  оживление, под непрерывное пение слетевшихся в нашу деревню птиц после чтения Евангелия на Великой Вечерни во Святой День Пасхи,  припомнилась,  значит,  далекая московская весна 1985 года. Двор церкви Воскресение Словущего,  Словущее,  - что правильнее будет,  на улице Неждановой,  ныне в Брюсовом переулке,  в центре Москвы.

 Двор церкви. Клирошане и староста церкви Автоном Семенович держат перед собой два расписанных масляными красками холста. Им приходится картины поднимать,  чтобы они не стелились по земле и холсты закрывают их лица,  а под холстами становятся видны туфли и ботинки. Холсты вытянутые вверх,  на каждом из них по четыре фигуры под аркой.

 Только что приехал владыка Питирим и это ему показывают мои картины – иконы. И показ этот уже третий по счету. День пасмурный. Идет Великий Пост,  даже кажется,  дождик начал моросить,  совсем мелкий. За пол- года до этого я встречался с владыкой Питиримом в покоях при том же храме,  показывал ему эскизы в размер будущих двух алтарных картин – икон. Потом их размеры пришлось увеличить вдвое, - когда первые варианты в рамах мы укрепили на стене алтаря и мы и владыка поняли,  что для большой поверхности стены они слишком малы. Тогда же,  когда я приступил к работе над вторым вариантом,  их отдали в какой-то другой храм. Я все же склоняюсь к тому,  что выполняя этот владычный заказ,  я писал не иконы,  то есть образа,  какие принято с древних времен писать в православном храме,  а,  пусть и церковные,  но все же,  картины.

 Заказ на эти два изображения устроил мне мой друг,  еще по учебе в архитектурном институте,  который в начале 80-х годов стал священником и служил в храме на улице Неждановой,  ныне Брюсовом переулке,  под началом владыки Питирима. Митрополит Питирим,  как многим известно с 1946 года,  кажется,  заведовал издательским отделом Московской Патриархии. Его Журнал Московской Патриархии»на долгие десятилетия сделался единственным духовным изданием в нашей стране. Набирал владыка к себе в священнослужители мужчин видных,  грамотных,  с высшим образованием. Так у него и оказался Гена Огрызков,  превратившись в отца в отца Геннадия. Так же и,  ставшим в последствии всецерковно- известными: протоиерей Владимир Ригин,  отц Николай Парусников,  отец Артемий Владимиров. Ко мне,  как к другу отца Геннадия и как к художнику с Малой Грузинской,  священство храма Воскресения Словущего относилось снисходительно и сочувственно. Когда я уже сам служил,  начал служить в Архангельском храме во бору,  мне журналисты рассказывали московские,  что в разговоре с ними владыка Питирим называл меня своим учеником. И так оно и было,  хотя ученичество мое протекало опосредованно,  без прямого общения со владыкой. И все,  чему я до священства своего научился в церковной жизни,  я обязан в первую очередь владыке Питириму и его священникам,  его прихожанам,  его храма Воскресения Словущего.

 Батюшка Геннадий,  пытаясь поправить наше с Еленой материальное положение, подкидывал мне разные заказы. Довелось мне у них и фреску Воскресения Христова,  на выходящий в улицу Неждановой стене переписывать,  и расписывать облаками потолок сводчатый в алтаре и иконы аналойные подклеивать,  подправлять. Вот и два запрестольных написать образа из восьми фигур,  предстоящих иконе - картине Воскресения Христова,  когда-то написанной на огромном стекле,  и привезенной в храм из закрытого храма на Страстном бульваре,  на телеге, в тридцатые годы. Они,  эти две картины и посейчас там существуют…

 Что-то не понравилось на левом холсте владыке:

- Апостол Фома мне представляется похожим на нынешних интеллигентов во всем сомневающихся. Хорошо бы эту его неуверенность, зыбкость,  как-то в фигуре,  в позе его,  выразить.

А,  когда еще владыка рассматривал мои эскизы на картоне,  он,  медленно выговаривая слова,  начал:

-Я думаю,  что это,  так скажем,  политически,  неправильно.

 - Что владыка? Что вы имеете в виду? - спросил сопровождавший его в тот день архимандрит Иннокентий (Просвирнин).

На эскизах позади заданных заказчиком восьми персонажей,  - пейзажи. На левой – Иерусалим,  на правой – София Киевская,  Днепр,  леса,  Иерусалимский пейзаж я слепил по плохонькой фотографии,  - другой мне тогда не смог достать отец Геннадий. Это сейчас Иерусалим у нас в любом газетном киоске. Владыка,  ясное дело узнал все,  что я в своем Иерусалиме разместил Православный храм в Гефсиманском саду,  колокольню,  которая оказалось католической,  а купол и вовсе,  - мечетью Омара.

- Да,  именно,  политически не правильно, - усмехнувшись,  завершил владыка.

 И чего-то еще он стал говорить по поводу фигур. Я по привычке, привитой нам в архитектурном институте, - исполнителю нужно уметь защищать свой проект перед заказчиком, - попробовал возражать: - Но,  ведь,  там так и есть,  я их всех только чуть - чуть к одному месту подобрал.

 - А вы их все же уберите,  вы же для православного храма этот образ пишите, а не для католиков,  тем паче для мусульман. Да и во времена Богородицы,  Марии Магдалины,  Иоанна Богослова,  там и вовсе ничего не было этого. Оставьте в центре наш храм.

Тут мне рядом, - я,  было дернулся еще какую-нибудь глупость произнести, - в ухо прошептал архимандрит Иннокентий:

- С владыкой спорить нельзя.

 Я осекся,  вовремя вспомнив,  что нахожусь не на защите своего проекта поселка Развилка,  который разносит директор «Генплана»,  а среди священно-церковно – служителей,  в обществе для меня незнакомом,  в котором надо вести себя сдержанно. Исподлобья я поглядел на собравшихся : дородные молодые и немолодые батюшки,  неподвижно стоявшие вокруг,  глядели на меня с ужасом.

 Вернусь все же к Евангельскому тексту,  который читается в Пасхальный день на Великой Вечерке: « Фома же,  один из двенадцати,  называемый Близнец,  не был тут с ними,  когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей,  и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус,  когда двери были заперты,  -  стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра мои и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ : Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил,  потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

 Что же Фома,  все же будучи апостолом,  не верил Богу,  Который недавно все рассказывал ученикам о том,  как и что с Ним будет происходить во Иерусалиме? И,  как Он им рассказывал,  так ведь и произошло. Еще,  когда Иисус пошел ко гробу Лазаря,  Фома обратился к своим товарищам со словами : «Пойдем и мы умрем с Ним».И слова эти говорит Фома,  когда услышал,  что Господь хочет идти в Иудею,  и не просто так идти,  скажем для проповеди,  а с тем,  чтобы принять там смерть. И слова эти Фомы свидетельствуют о том,  что обуял его страх. И остальные испугались,  но он больше прочих. В словах его нет решимости,  паче того,  нет желания совершить подвиг,  а только малодушие и страх в этих словах.

 Сказал он это,  желая остановить товарищей,  напомнить им о смерти,  которая,  возможно их там постигнет. Похоже на то,  что он не решился вслух произнести то,  что думал : «Вот мы такие глупые, - без всякого рассуждения,  не заботясь о своем здоровье и самой жизни,  как и Иисус,  который не заботится о Своей жизни,  пойдем смело за Ним. Но пусть Он так недорого ценит Свою жизнь,  мы - то должны остаться здоровыми,  невредимыми».

Это было тогда еще,  при гробе Лазаря. А что же мы видим теперь? Каков для нас образ апостола Фомы. Он,  как истинный апостол,  как истинный последователь своего Учителя,  сделался проповедником Слова Божия и в Индии был заклан за истину. Благодать Божия укрепила его.

Близнец – это значение имени Фомы. Этоупомянуто Евангелистом Иоанном,  чтобы показать, что он был недоверчивым и таким был от рождения. Когда прочие ученики поведали ему о Воскресшем Господе,  а он же не почитал их лжецами,  он, так получается,  дело Воскресения считал не возможным. Фома же,  хотя поспешно верить, - дело легкомысленное,  а упорствовать в этом легкомыслии,  дело дикое и неумное, - он не сказал : «Я не верю своим глазам»,  а уточнил: «Если не вложу руки моей». То есть не получу подтверждения физического,  материально ощутимого.

Возникает вопрос, - откуда он мог знать об этой ране в боку? Возможно, - мог слышать от учеников и жен,  присутствующих при казни. Они могли рассказать о том,  как выглядело Тело Спасителя.

Не сразу Господь выбрал время показаться «неверующему»Фоме. Только через восемь дней. За эту томительную неделю Фома слушал рассказы соучеников,  вновь и вновь возвращавшихся к своим встречам с Воскресшим Спасителем. И он,  слушая эти рассказы еще больше возгорелся желанием уверовать и укрепиться в вере на будущее.

 И,  когда Господь снова приходит,  то сначала говорит с упреком: «Подай руку твою». А потом вразумляет: «Не будь неверующим,  но верующим».

 Сомнения Фомы,  ведь,  происходило действительно от неверия. Сначала не верил,  а от прикосновения к ребру сделался совершенным богословом. Он истинно исповедовал два естества и одно лицо во едином Христе. «Господь», -он сказал,  исповедуя человеческое естество,  сказал слово,  которое употребляется о людях.

 Так,  вспомним,  говорит Мария Магдалина: «Господин! Если ты вынес Его».

И тут же Фома сказал: «Бог мой,  исповедуя Божеское естество. И так исповедовал одного и того же Господом и Богом.

Невольно вспоминается,  что мы называем себя : «Верующими». А являемся ли мы таковыми? Можем ли мы, хотя бы словесно,  конечно, - не до смерти же, - исповедовать смысл и цель нашего верования? Фома,  же апостол,  сознавал свое неверие и был в этом неверии много ближе к Богу,  как это ни странно покажется нам,  «верующим». Он хотел разрушить свое «неверие»,  а есть ли в нас желание,  крестившись, порой совершенно неосмысленно,  тупо,  действительно уверовать всем сердцем своим,  всем разумом своим,  всей душой своей? Поглядим внутрь себя и скажем : «Нет». И,  если бы мы до конца осознали,  что значит это наше: «Нет»,  то ужас объял бы нас. Потому что мы –то как раз и есть не только «неверующие», а еще и,  как принявшие при таинстве Крещения на себя обязательства: «Веровать Ему,  как Царю и Богу», - что самые мы еще и натуральные вероотступники.

 Сам же Господь показывает нам,  что вера состоит в том,  чтобы принимать невидимое: « блаженны не видевшие и уверовавшие». Так Он указывает на учеников Своих,  которые не касались ни ран от гвоздей,  ни прободенного ребра,  но уверовали. И это не об одних только апостолах,  но и о всех нас,  уверовавших по отшествии Спасителя на Небеса.

Эти слова не лишают Фому блаженства,  но утешают нас всех,  не видевших нашего Спасителя. По этим словам мы еще и утешаемся тем,  что более блаженства в тех,  кто не видел,  но веровал..

 Теперь,  вот,  еще, - каким образом тело нетленное оказалось имеющим раны и было осязаемо человеческой рукой? Это не бесконечной снисходительности Господа к нашему немощному,  недозрелому разуму и малодуховной душе. Ведь тело,  которое проходило запертые двери было свободно от всякой человеческой грубости,  было тонкое и легкое. Но,  чтобы уверить «неверного» в Своем Воскресении,  Господь показывает тело Свое плотским весомым,  имеющим раны. И это израненное тело Спасителя является,  похоже,  мостом между Единым Богом и Человеком.

 Он еще и ел при встречах с учениками, не для того ел, чтобы подкреплять тело,  но для того,  чтобы уверить их в воскресении,  каковым оно будет для всякого человека. Он и по водам ходилс тем телом,  которое никакой – нибудь иной,  призрачной природы,  а осязаемой. Так и тело Его по воскрешении было и видно и осязаемо. Только,  самое главное,  оно нетленно.

 Все,  нами вкушаемое,  входит во чрево и изменяется,  чего у Христа после воскресения не было,  не вкушаемое, принимаемое только для удостоверения в воскресении,  было потребляемо некоторой невидимой и божественной силой.

И,  ведь,  для одного лишь человека,  Фомы,  Господь создатель мира,  вселенной,  снизошел и показал ребро,  чтобы спасти одну лишь душу неверующую. Вот нам пример, - и мы не должны презирать ни одного человека, даже самого малого.

- Ну,  как же так? – не поверил Фома! Что же ему помешало поверить? В чем случилось преткновение? Где эта грань между верой и неверием? Как бороться с сомнениями?

Интересны парадоксы,  мне интересны, - ведь жизнь наша из-за ее искаженности вся в противоречиях. Их,  противоречий,  только у Бога нет,  а у нас, - ого-го. Только успевай поворачиваться. Так и у великого апостола «неверия». Жив Господь, Его видели друзья,  апостолы другие,  Мария Магдалина, - после Его смерти. Но,  если Господь,  то какая же у него может быть смерть. И,  если умер,  то как же может живым – то быть? А Лазарь,  несколько дней назад воскрешенный и тоже,  ведь до этого четыре дня,  как умер ? Не укладывается в голове,  и все тут.

 Сквозь стены и двери запертые проходит. И раны –то на Его теле – настоящие раны. Как представить себе смерть,  которой нет?! Сколько в детстве вокруг и рядом накопилось в котелке сознания смертей.

Как серьезно то,  что я сейчас читаю в книге любимого писателя, - он видел это со стороны,  стоя среди церковного народа в переполненном храме,  видел очами души своей вселюбящей,  а я,  вот,  недостойными руками своими,  хуже бы не выразиться, -а то свои руки Гамлет,  помнится,  называл « воровскими орудиями», - так вот этими –то «орудиями» я к самому святому на нашем,  пока еще белом,  свете прикасаюсь в алтаре на каждой службе, неизменной со времен Николая Васильевича Гоголя и со времен еще и Тайной Вечери во городе Иерусалиме.

«Мы веруем, - Гоголь говорит, - что святые Тайны,  сохраняя вид хлеба и вина,  суть истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Так же веруем и исповедуем,  что Христос Сын Бога Живого,  придя в мир грешных спасти,  стал истинным человеком и плоть Его,  воспринятая от Девы Марии,  была настоящей человеческой плотью; что телом и душой Христос был истинным человеком во всем подобным остальным,  кроме греха,  оставаясь в то же время Богом. Божественное естество не умалилось и не изменилось у Сына Божия при Его воплощении,  как и человеческая природа не изменилась при том,  а полностью сохранила все свои человеческие свойства».

 Как сильно наше,  мое,  конечно: « нет».Отличается наше,  мое,  конечно,  восприятие и отношение к Создателю от того,  как его ощущал апостол Фома. Великий проповедник слова Божия и мученик за это Слово. По свидетельству святителя Иоанна Златоустого этот апостол « бывший некогда слабее других апостолов в вере,  сделался по благодати Божией мужественнее,  ревностнее и неутомимее всех их,  так что обошел со своею проповедью почти всю землю,  не убоявшись проповедовать слово Божие народам свирепым,  диким и кровожадным.В далеком индийском городе Малитуре за обращение ко Христу супруги и сына царя он был пронзен копьями. Так копейная рана в ребрах Спасителя легла множеством ран на тело « неверного» Его слуги…

 Написал я,  наконец-то,  два запрестольных образа,  которые,  наконец-то,  получили одобрение владыки Питирима,  наклеил я их в алтаре на листы оргалита. Потом,  пользуясь своими связями с артистами театра «Ленком»,  заказал две огромные рамы,  а они еще и изогнутыми,  не плоскими,  должны были быть,  потому что поверхность алтарной стены была цилиндрической. Рамы взялся делать знаменитый в театральных кругах столяр « Дядя Сережа».

 Сам я,  сделав заказ,  уехал после этого в нашу деревню Загайново, - начиналась посевная компания. А рамы,  когда они через три месяца были готовы,  на себе в храм унес отец Геннадий. Я живо представил себе,  когда он мне рассказывал об этом своем путешествии,  как огромный наш батюшка в коричневой кепочке несет на себе две огромные деревянные арки,  проходит мимо памятнику Пушкину,  спускается под улицу Горького,  движется по Страстному бульвару,  огибает чемоданную громаду нового МХАТА. То-то зрелище для москвичей. А у него было при внешнем богатырстве очень больное сердце. На застеленном серой бумагой полу лежали эти рамы и позолотчики оклеивали их сусальным золотом. К праздничной службе обе картины были утверждены на своих местах. Началась их,  отдельная от моей,  церковная жизнь.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»