Тринадцатый, счастливый

В Ярославле с 19 по 29 сентября проходит XIII Международный Волковский фестиваль
Не правы те, кто опасается тринадцатого числа. Для Волковского фестиваля оно оказалось очень удачным - игровым, веселым, актерским. Фестиваль проходит под девизом «Русская драматургия на языках мира». В фестивальной афише этого года представлены 11 театров из Москвы, Красноярска, Баку, Вильнюса, Перми, итальянский театр Корейя.

Как отметил директор XIII  Международного Волковского фестиваля, директор Театра имени Федора Волкова Юрий Итин, фестивальная афиша составлена таким образом, чтобы с одной стороны  оправдать ожидания зрителей - поклонников  классического театра, с другой -  представить образцы современной европейской режиссуры. Не были забыты и юные зрители: московский Новый драматический театр порадовал их инсценировкой «Белого пуделя», а Красноярский театр драмы имени Пушкина представил сказку Ершова  «Конек-Горбунок. Открыл  фестиваль московский Театр имени Вл.Маяковского спектаклем Миндаугаса Карбаускиса «Таланты и поклонники», собравшего всех звезд «маяковки». Закроется Тринадцатый Волковский  безусловным хитом нескольких московских сезонов – спектаклем Театра наций «Рассказы Шукшина» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой.

Помимо драматических спектаклей в программе фестиваля нашлось место и  для музыкального театра. Московский театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко  представил балет С.Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Юрия Григоровича, а оркестр имени Е. Светланова исполнил «Шехеразаду» Николая  Римского-Корсакова и «Весну священную» Игоря Стравинского. По мнению художественного руководителя фестиваля Ольги Никифоровой, такая разножанровость фестивальной афиши позволила  отчасти восполнить отсутствие в Ярославле собственного музыкального театра.

Согласно традиции на фестивале были награждены лауреаты Правительственной премии РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.


Один из лауреатов:  Коми-Пермяцкий национальный драматический театр имени Горького из Кудымкара в Ярославль приехал впервые, хотя на региональные, российские и  международные фестивали  ездит активно. Театр ведет свою историю с 1931 года, он один из старейших театральных коллективов Западного Урала. По словам директора театра Анатолия Четина, театр поддерживает национальные традиции и по сути является главным объектом культуры Коми-Пермяцкого округа.  Спектакли играются на двух языках – коми-пермяцком и русском. В репертуаре классика (причем некоторые пьесы русских драматургов  переведены на коми-пермяцкий язык), детские сказки, спектакли по мотивам народного эпоса.

 


На Волковский фестиваль артисты из Кудымкара привезли спектакль по пьесе В.Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» в постановке Сергея Андреева, получивший в прошлом году Гран-При на фестивале «Золотой витязь». Это пронзительная история семьи, попавшей в «жернова» военного времени. Чтобы избежать ареста, деревенские мужики  Иван (Анатолий Попов) и Петр (Александр Федосеев) тайком сбегают добровольцами на фронт, один из них погибает, другой пропадает без вести.  Жена Ивана Саня (Галина Кудымова), четыре года спустя после войны, дает согласие на брак с деревенским милиционером Римасом (Александр Власов), благодаря которому ее семья выжила в военное лихолетье. Но у вернувшегося Ивана, прошедшего немецкий  плен и послевоенные мытарства, своя правда.  Сыграна история артистами была настолько просто, по- человечески, без капли фальши, что в зале возникло общее чувство причастности, общей памяти, единой судьбы. Пусть не пережитая  в действительности тем, кому чуть за тридцать, но ощутимая где-то на генном уровне. И лучшей оценкой   работе  артистов Коми-Пермяцкого театра стали искренние слезы зрителей, их горячие аплодисменты в финале.

Другой лауреат премии имени Федора Волкова–  заслуженный артист РФ, заслуженный деятель  искусств РФ, создатель и художественный руководитель Пермского Театра «У Моста» Сергей Федотов.         Постановки Федотова получали Гран-при международных фестивалей: «Золотой лев» (Украина), «Молодой театр» (Латвия), «Белая дама» (Эстония), «Театральные поиски» (Германия) и других. В 2010 году спектакль "Калека с  Инишмана" стал Лауреатом Национальной Театральной премии "Золотая Маска", получив специальный приз жюри. По признанию Сергея Федотова, театр «У Моста» прежде всего авторский .Это и постижение особенностей авторов – Гоголя, Булгакова, МакДонаха, атмосферы их произведений, и собственный,  не похожий ни на кого режиссерский почерк. Двадцать пять лет Сергей Федотов  вместе с артистами разрабатывает модель театра атмосферного, построенного на мощнейшем обмене  энергией между артистами и зрителями. И название театра не случайно. Постановки Федотова, по сути,  являются  мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и бессознательным.  


На Волковском фестивале  пермские артисты сыграли гоголевскую «Женитьбу», спектакль, причудливо сочетающий в себе психологическую достоверность и жутковатую чертовщину, просвечивающую  в комедии  о женихе, выпрыгнувшем в окошко накануне венчания.

 Третий лауреат – главный режиссер Красноярского драматического театра имени Пушкина Олег Рыбкин. На ярославском фестивале для маленьких зрителей была сыграна  его постановка по сказке Ершова  «Конек-горбунок»  - удивительно трогательный, уютный, лоскутный спектакль, полный восхитительных игрушек, словно заветный бабушкин сундучок.


Тринадцатый  Волковский подарил  зрителям счастливую возможность познакомиться  не только с российской, но и с  европейской режиссурой: ОКТ/Вильнюсским городским  театром и итальянским театром «Корейя» из города Лечче.

 


Режиссер Оскарас Коршуновас  в 2001 году стал обладателями одной из самых престижных театральных премий «Новая реальность», а в 2009 награжден почетным титулом Кавалера французского Ордена литературы и искусства. Показанная на фестивале постановка «На дне» по Горькому менее всего напоминала хорошо знакомую социальную драму. Коршуновас предложил  доверительный  разговор  актеров со зрителями. На крошечном пространстве за длинным столом сидели обитатели ночлежки, вглядываясь в лица пришедших на спектакль. Собственно, игры, напоминающей привычный академический театр, не было вовсе – способ существования артистов  был  абсолютно прост, естественен, как само дыхание. Люди, грешные, земные, растревоженные то ли ангелом, принесшим благую весть, то ли просто добрым человеком, осознавали, кем бы они могли быть, тосковали по утраченному. Но   чем дальше, тем сильнее поднималась со дна души привычная муть, поднималась и  затемняла все. Вновь отверженные кидали проклятия миру, срывались в пьяную гульбу, драку, в истерическое веселье, страшно и неизбежно оборвавшееся смертью.

  На фестивале была показана еще одна  работа Коршуноваса «Миранда»– фантазия по мотивам шекспировской «Бури».


Это  обжигающая история двух отверженных, отца (Повилас Будрис) и его больной дочери Миранды (Айрида Гинтаутайте). В обшарпанной  советской  квартирке, заваленной книгами, с мерцающим стареньким телевизором  отец  и дочь разыгрывают шекспировский сюжет, перевоплощаясь в персонажей «Бури». Они играют взахлеб, до ссор, до безумия, вырываясь из рамок постылой обыденности в мир фантазии.  И беспощадно обнажают и выплескивают в игре таящиеся в подсознании страхи, страсти, комплексы. В финале беспощадной игры один за другим они уходят  в небытие, и в дверном проеме возникает видение балерины- лебедя, словно обещание света за последней чертой.

 


Трагические спектакли Коршуноваса на фестивальной сцене сменила наивная средневековая сказка «Паладины Франции» режиссера Энцо Тома, разыгранная актерами итальянского  театра «Корейя». В спектакле актеры сыграли марионеток, изображающих героев традиционных европейских кукольных представлений – рыцарей-паладинов. «Паладины Франции» - спектакль с завораживающей сценографией, диковинными костюмами,  красочное зрелище, трогательная  и наивная история о любви, которая оказалась не в силах остановить войну и гибель храбрых паладинов.


Хозяева фестиваля – Ярославский Театр имени Федора Волкова - продолжили итальянскую тему, показав  «Кьоджинские перепалки» Гольдони в постановке Ивана Раймонта. На Камерной сцене волковцы представили все премьеры Центра Треплева: докудраму Натальи Ворожбит «Вий»  в постановке Семена Серзина, трагифарс «Двое  бедных румын, говорящих по-польски» Дороты Масловской, который поставил Евгений Марчелли,  и спектакль-концерт «Театральный блюз».

(авторский вариант)

Фото предоставлено Театром имени Волкова

Газета "Культура" от 27.09.2012




Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»