Этот живой, многоцветный Тель-Авив

Событием в культурной жизни Москвы стали две выставки из Тель-Авива, проходящие в «Фотоцентре» под эгидой Израильского культурного центра «Натив» при Посольстве Государства Израиль в РФ, Посольства Государства Израиль в РФ и фонда «Генезис».
«Зоркий поэт города Тель-Авив» — это об известном израильском фоторепортёре и кинооператоре Борисе Беленкине. Данный неофициальный титул ему как нельзя кстати. Что подтверждает выставка его крупноформатных фоторабот «Тель-Авив в Москве», ставшая продолжением предыдущей — «Тель-Авив: 100 лет», которая, начав в 2009-м «гастроли» в Израильском культурном центре в российской столице (Москва и Тель-Авив — города-побратимы), с успехом побывала в 35 городах постсоветского пространства. В том числе в Биробиджане, Ташкенте, Кишинёве, Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге.


Борис Беленкин родился в 1958 году. Живёт в Израиле с 14 лет. Выпускник факультета кино и телевидения Тель-Авивского университета (1983). Работал на телевидении, том числе на Первом государственном израильском канале и международном телеканале на русском языке RTVI. Среди его главных фильмов как оператора-документалиста — «Януш Корчак», «За чертой», «Легенды столетия», «Память в обороне», «Женщины на продажу», «Шимон Перес — человек из будущего». Имеет немало престижных наград.


«Тель-Авив в Москве» — яркий, захватывающий рассказ влюблённого в этот город. В сияющий белизной зданий на солнце. В дни праздников и будней. В ритмах уличных музыкантов. В изумрудных огнях. В звёздном дожде. И залитый лужами. На закате, в ночи, на рассвете. С рассерженным в непогоду морем. Или с чуть слышным каскадом ленивых волн…


«Мозаика» лиц. Дети, младенцы, старики. Мужчины, женщины. Белолицые и чернокожие. Иудеи, христиане, мусульмане. Смеющиеся и плачущие, улыбающиеся и грустные, строгие и добрые, мудрые и беспечные, воспламенённые и бесстрастные, погружённые в будничную суету и невозмутимые…


Тель-Авив фантасмагорически, по словам Беленкина, включён в динамику мира как особый миф: его ртутная экспрессия, восточная цветопись, европейская мимикрия и бесконечный пласт сконцентрированного времени манят и чаруют. Он отличен и от столицы всех мировых религий Иерусалима, и от морской демократичности северной Пальмиры — Хайфы. Город мерцает, как алмаз на дне колодца. Его невозможно присвоить или припрятать. Он всегда иной — и с каждым днём всё более подвижный.


Одновременно открылась ещё одна тематическая экспозиция — «Диалог эпох», созданная Борисом Беленкиным в творческом содружестве с художником Михаилом Хазиным и ранее не без успеха развёрнутая в Русском музее в Санкт-Петербурге (одна из работ пополнила его собрание). В «разговор» друг с другом «вступают» «еврейские натюрморты». Представляя возвышенный, религиозный мир и светский, бытовой или даже нарочито приземлённый.

Диалог эпох

На одних — горящие свечи, свет которых есть материализация духовного света, прославление Того, Кто сотворил свет; Тора — Слово Всевышнего; тфилин, повязывание которого символизирует неразрывную связь с Творцом, символически отображая готовность служить Ему разумом (голова), чувством (сердце) и действием (левая рука); талес — молитвенное облачение; хлебные колосья как воплощение всего необходимого для жизни, её материальной основы; бокал с красным вином — знак веселья и радости…


На других — шагаловская скрипка и смычок, ноты; сладости к чаю; бутылка водки, селёдка на газете…

И те и другие — живописные, красочные, выразительные — пропитаны энергией жизни.

 

Выставки проходят в «Фотоцентре» в Москве, на Гоголевском бульваре, 8 — с 20 марта по 7 апреля.

 

Елена Константинова

Поделиться
Комментировать