Шоу для немого восхищения

Борис Барабанов о концерте U2 в Москве

Прошлогодний альбом "No Line On The Horizon", в поддержку которого U2 отправились в турне "360 градусов", продемонстрировал едва ли не худшие результаты по продажам в карьере U2. Лидер группы Боно честно заявил, что разочарован тем, как расходится альбом. Главная причина провала — отсутствие на диске хит-сингла. "No Line On The Horizon" задумывался и реализовывался квартетом как целостное произведение, и это в пору, когда аудитория предпочитает потреблять информацию все более мелкими порциями. 

Впрочем, альбомный материал и качество шоу в последние десять лет у U2, кажется, вообще никак не сообразуются. В период с 1985 по 1997 год группа записала такое количество хитов, что вполне может позволить себе на каждом новом альбоме одну-две песни, двигающие остальной массив, а то и вовсе ни одной. 


Классический материал и вправду может вытащить концерт U2. Но только не в России. Еще лет пять назад, когда большие международные поп-звезды уже в большинстве своем чувствовали себя в России как дома, U2 принято было относить к небольшому числу команд, которые то ли не по карману местным импресарио, то ли не приедут сюда ни за какие деньги. Деньги появились, общий язык нашли, но за две недели до "долгожданного" концерта на Большой спортивной арене "Лужников" организаторы шоу отвечали на вопросы о продажах билетов без оптимизма. В Россию наконец-то везут самую главную рок-группу в мире — и на всю страну не находится 60 тыс. человек, чтобы заранее обеспечить кассу! 
При всем своем величии U2, как это ни прискорбно, действительно не входят в число народных любимцев. Здесь всегда предпочитали музыкантов, относящихся к двум категориям. Первая — те, кто демонстрирует виртуозное владение инструментами, крепко стоя при этом на блюзовом и хард-роковом фундаменте. Проще говоря, чтобы быть здесь в почете, гитарист должен впечатляюще "поливать". Ролевая модель в этом случае — Ричи Блэкмор. Вторая — те, кто преданно любим представителями субкультур. У нас любят ходить строем, так что, как бы ни культивировали Depeche Mode тему отчуждения, здешнему фанату в их музыке все равно близка, прежде всего, тоталитарная сталь. Желательно еще, чтобы история почитания группы тянулась с тех времен, когда весь зарубежный поп- и рок-продукт был здесь под запретом. Тогда меломан не просто охотно расстается с деньгами, но еще и тащит с собой на концерт замызганный конверт от старого винила в надежде обзавестись автографом или просто обратить внимание кумира на свою бесконечную преданность. 
По принятым здесь меркам Эдж — вообще никакой не гитарист, на оси координат, заданной Ричи Блэкмором, Ингви Мальмстином и Гэри Муром, ему места нет. Здесь не "снимают" партии Эджа "в ноль", тем более что это и невозможно, если под рукой нет вагона "примочек". 
Боно — выскочка, который все время фотографируется с президентами, то есть в основном торгует лицом. Лидер здешнего фан-клуба U2 так и заявил автору этих строк: "Воззрения Боно для нас существуют отдельно от его музыки, если он решит организовать здесь какие-то политические акции, мы их поддерживать не будем". Барабанщик U2 никогда не играет соло, то есть на концерты Scorpions совсем не похоже. Басист — непонятно кто, разве что когда-то встречался с Наоми Кэмпбелл, да и то без особого успеха. 
Про U2 у нас впервые заговорили уже в перестройку, когда их песня "Pride (In The Name Of Love)" вошла в двойной виниловый сборник "Greenpeace. Прорыв" (1989). Примерно тогда же группу показали по центральному телевидению в рамках "Всемирного конкурса видеоклипов" и даже задали про нее вопросы в викторине, призом в которой был кассетный плеер. То есть U2 в период своего триумфа были у нас вполне доступны, чтобы их найти, не нужно было преодолевать трудностей, и, соответственно, любить себя сейчас за это преодоление не получается. В 1990-е каждый сингл U2 у нас обязательно ставили в эфир на модных радиостанциях, многие мелодии остались в голове, но культ так и не сложился. 
Обеспечить аншлаг U2 в России может только внушение одной простой мысли: это самое дорогое и самое лучшее шоу, которое только можно себе представить. У нас ведь любят, когда дорого и богато, а это дорого и богато. Автор этих строк был на всех турне U2 последних 15 лет, и правда состоит в том, что не поражать и не вдохновлять это не может, даже если ты не в состоянии подпеть ни одной песне. U2 как-то насобачились совмещать в рамках двухчасового действа размах передвижного парка орбитальных аттракционов с очень телегеничными эпизодами, которые отлично смотрятся на крупных планах. В нынешнем турне дух сильнее всего захватывает не от того, что сцена похожа на межпланетную станцию, а в момент, когда Боно и Эдж движутся навстречу друг другу на сходящихся мостиках, тянут друг к другу руки, но так и не соприкасаются пальцами, застыв в шаге от копии "Сотворения Адама" Микеланджело и в миллиметре от пошлости. 
Что изобрели U2
В 1987 году на альбоме "The Joshua Tree" U2 явили миру законченную новую концепцию звучания, которую разрабатывали на своих дисках всю первую половину 1980-х вместе с продюсерами Брайаном Ино, Даниэлем Лануа и Стивом Лиллиуайтом. Отныне и навсегда для саунда U2 стали характерны прямой постпанковый бит и минималистичные гитарные аккорды, доведенные при помощи множества электронных обработок до состояния всеобъемлющего "ландшафтного" звука, словно летящего вместе с голосом над воображаемыми бескрайними просторами. В 1992-93 годах U2 предъявили миру концертное турне "Zoo TV" — выдержанное в единой концепции мобильное мультимедийное шоу. С тех пор сложные сценические конструкции, созданные специально для группы, мощная световая партитура, гигантские видеоэкраны и использование интерактивных элементов (спутниковых телетрансляций, караоке, реальных телефонных звонков и проч.) стали непременным атрибутом шоу U2, а каждое концертное турне группы преподносилось как событие мирового значения. Альбом "How To Dismantle An Atomic Bomb" (2004) U2 целиком выложили на своем веб-сайте для прослушивания за неделю до официального релиза. В 2008 году в широкий кинопрокат вышел трехмерный фильм-концерт "U2 3D", снятый во время "Vertigo Tour" U2. Особенность круглой сцены, используемой в турне "360 градусов", состоит в том, что зрителям все одинаково хорошо видно и слышно, в какой бы части стадиона они ни находились. 
За что бьется Боно
Средства, вырученные от продажи билетов в "красную зону" стоячего партера, перечисляются в пользу экономической инициативы, получившей наименование Product Red, которую также поддерживают компании American Express, Converse, Gap и Giorgio Armani. На деньги Product Red финансируются программы по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. U2 также участвуют в программе по реабилитации детей Чернобыля Chernobyl Children`s Project. Группа поддерживает Angiogenesis Foundation — фонд, исследующий лечение болезней при помощи выращивания новых кровеносных сосудов. Боно участвует в работе "Международной амнистии", на каждом концерте U2 участники организации призывают освободить из-под домашнего ареста лидера Национальной демократической лиги Бирмы Аун Сан Су Чжи. Боно — активист Greenpeace и организатор кампании ONE, направленной на борьбу с бедностью в Африке. Гитарист U2 Эдж стоял у истоков организации Music Rising, реанимирующей уникальную музыкальную среду американских регионов, пострадавших от урагана "Катрина". 
Касса U2
По данным журнала Forbes, U2 — самый богатый музыкальный коллектив в мире. В середине 2000-х стоимость группы оценивалась в полмиллиарда фунтов стерлингов. Турне "360 градусов" принесло U2 за год $130 млн, а впереди еще новые концерты в Европе и США. Каждый день турне вне зависимости от того, играет группа или нет, стоит ?500 тыс., за каждое шоу группа получает ?2 млн. Из-за переноса североамериканского турне, ставшего следствием болезни Боно, U2 потеряли ?100 млн. С 2004 года Боно является одним из партнеров в инвестиционной компании Elevation Partners. Среди самых громких сделок компании — вложение $300 млн в журнал Forbes в 2006 году. В 2007-2008 годах Elevation Partners заплатили $460 млн компании — производителю карманных ПК и смартфонов Palm, став держателями 30% ее акций. В 2010 году Palm купил IT-гигант Hewlett Packard, в результате чего Боно и его партнеры потеряли $140 млн. Сейчас Боно надеется поправить дела Elevation Partners, усилив присутствие на рынке социальных сетей. К $90 млн, вложенным ранее в компанию Facebook, он добавил еще $120 млн. Стоит сказать, что рокер-благотворитель не балует родную Ирландию выплатой налогов. Группа U2 предпочитает размещать свои активы в Нидерландах, где финансовые законы не столь суровы.
Борис Барабанов
Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать