Ярославскому трамваю исполнилось 112 лет

Семнадцатого декабря 1900 года на улицах Ярославля появились первые трамваи, и вот уже 112 лет этот вид общественного транспорта является неотъемлемой частью облика нашего древнего города. Сейчас система трамвайного сообщения переживает спад, но в ближайшее время ярославский трамвай может вновь оказаться на взлете – город рассчитывает попасть в пилотный федеральный проект.
Идею постройки городской рельсовой дороги активно обсуждали ещё с 1890-х годов. Трамваи, работающие от электричества, должны были связать железнодорожный вокзал и пристани на Волге, тем самым облегчив доставку грузов через город. Но сразу после своего появления в 1900-м году трамвай набрал популярность среди пассажиров без поклажи. К слову, в первый год работы билет на трамвай стоил 6 копеек в вагонах 1 класса и 4 копейки – в вагонах 2 класса. На пяти разных маршрутах курсировали 19 вагонов фирмы «Валькер». Одна из таких линий шла прямо через весь Московский проспект.
Летом 1918 года Ярославскому трамваю пришлось пережить первое серьезное потрясение. Представители антисоветских организаций решили освободить Ярославль от большевистской диктатуры и устроили так называемый белогвардейский мятеж. В результате трех недель ожесточенных боев пострадали трамвайные линии, контактная сеть, вагоны, сгорел склад запчастей.
Постепенно были восстановлены все вагоны, а в 1928 году подвижной состав начал обновляться. Еще через пять лет была построена первая двухпутная линия по улице Советской – от Красной площади до Шинного завода. На других линиях началось возведение вторых путей, а на конечных – сооружение разворотных колец. В 1933 году впервые каждому маршруту был присвоен свой номер, к тому моменту их число достигло семи.
Второе серьезное испытание городскому трамваю пришлось пережить в годы Великой Отечественной. Пассажиропоток в это время возрос вдвое. На трамваях перевозили раненых, эвакуированных, конечно же, рабочих, а также продовольствие и торф. В 40-х годах прошлого века трамваи ходили с 4 утра до 11 вечера. За эти годы парк подвергся значительному износу.
После войны в Ярославле стали закупать новые вагоны, принимать вагоны со стажем из других городов и даже самостоятельно строить новые.
Активная кампания по выводу трамвая из центра города началась в 1960-х годах. На улицах должно было появиться ноу-хау – троллейбус. В связи с этим было остановлено строительство линии на Нефтестрое, здесь даже разобрали уже уложенные рельсы.
В середине 1970-х годов трамвай пришел в Брагино. В 1985 там была открыта последняя линия – по улице Бабича от конечной на улице Волгоградской до больницы №9. Система ярославского трамвая достигла своего пика развития. Общая протяжённость линий составила 66,9 километра. Всего в городе насчитывалось 10 трамвайных маршрутов.
Стоимость разовой поездки не менялась с 1961 по 1991 год и составляла всего 3 копейки.
«Я работаю уже 40 лет, – говорит заместитель директора службы эксплуатации ОАО «Яргоэлектротранс» Иван Замараев. – И помню, что в самые хорошие времена, это в советское время, мы выпускали на линии до 145 вагонов одновременно, а сейчас ходят только 43».
Очередная черная полоса у ярославского трамвая началась в 90-е годы прошлого века. Новые вагоны руководству «Яргорэлектротранса» стали не по карману, неподъемным с финансовой точки зрения стал и капитальный ремонт. Из-за нехватки деталей наиболее изношенные вагоны разбирались на запчасти. Состояние путей также приходило в упадок. Однако число пассажиров оставалось по-прежнему высоким. При том что цены на общественный транспорт стали расти в геометрической прогрессии в связи с быстрорастущей инфляцией. Своего пика стоимость билета на трамвай достигла в 1998 году и составила 1200 рублей.
Очень сильно досталось трамваям в «лихие девяностые» и от вандалов. Измученные нещадной эксплуатацией и отсутствием ремонта старенькие вагоны «добивали» неблагодарные пассажиры: сиденья разрисовывали, резали ножами, даже вырывали, били окна и портили поручни.
И когда впервые за долгие годы к 100-летнему юбилею ярославского трамвая в 2000 году был закуплен один-единственный новый вагон, это стало огромным событием для города. Новому вагону даже присвоили почетный номер 100. С 2003 года возобновился капитальный ремонт вагонов, однако износ основной части парка достиг критического уровня. Поломки случались почти каждый день, из-за чего на линиях выстраивались целые очереди трамваев. Пассажиры все больше стали предпочитать маршрутки и автобусы.
«Свет в окне» появился в 2006-2007 годах. В рамках программы по поддержке и развитию горэлектротранспорта город закупил 35 новых вагонов, затем был проведен серьезный ремонт путей. Одновременно с этим были ликвидированы несколько линий и депо, сократился парк подвижного состава.
Сейчас по рельсам в городе Ярославле ходят всего лишь 43 вагона по четырем маршрутам: номер один – от улицы Чкалова до улицы Свердлова, 5 – от больницы номер 9 до улицы Чкалова, 6 – от Ярославского моторного завода до улицы Блюхера, 7 – от улицы Волгоградской до улицы Свердлова. Пока не подвергся изменениям только один маршрут – номер шесть, но его будущее на сегодня выглядит весьма туманно, поскольку рельсы во многих местах сильно изношены, а на их обновление денег в городской казне пока не предусмотрено.
«Самое большое желание всего нашего коллектива трамвайного парка, – говорит заместитель директора службы эксплуатации ОАО «Яргоэлектротранс» Иван Замараев, – чтобы на улице Свердлова оборудовали разворотное кольцо. Сейчас мы ездим по треугольнику, это очень неудобно, к тому же этот треугольник захватывает территорию, где строится здание банка. Мы надеемся, что городские власти решат эту проблему. Есть у нас и еще одна очень большая мечта – попасть в федеральный пилотный проект по совершенствованию транспортной сети».
Пока в такой проект при поддержке министерства транспорта России попали только три города: Санкт-Петербург, Липецк и подмосковная Балашиха. Если в этот список в ближайшие годы сможет попасть Ярославль, то наше трамвайное движение и вообще всю систему общественного транспорта ждет настоящий взлет. Должное финансирование поможет сделать огромный шаг от обычного дребезжащего трамвая к бесшумному скоростному. Это что-то среднее между трамваем и метро, когда рельсы не пересекаются с основными автодорогами, их пускают по эстакадам или тоннелям. Такие трамваи легко смогут развивать скорость более 100 километров в час. Пока это мечты, но говорят, с трамваями работают только неунывающие люди, энтузиасты. Например, средний стаж ярославского водителя трамвая – 30 лет, так просто из этой профессии не уходят.
Сейчас над эксплуатацией трамвайного парка в Ярославле трудятся 400 человек, это и административно-управленческий персонал, и ремонтники, и водители, и кондуктора.
«Люди живут надеждами на светлое будущее, – говорит директор службы эксплуатации ОАО «Яргорэлектротранс» Юрий Ноздряков. – Трамваю исполнилось 112 лет, и мы надеемся, что его история продлится еще на долгие годы».
76RU   http://76.ru/text/news_auto/601537.html
Поделиться
Комментировать