Александр Карпов в киноклубе «Современник»

Рыбинский киноклуб «Современника» начал новый сезон. И уже 22 сентября примет в общественно-культурном центре первого из нынешних гостей – режиссёра, который больше, чем кинорежиссёр.


Встречаясь минувшей весной с выпускниками ВГИКа, супругами Иваном и Юлией Карповыми, члены клуба ещё не знали, что эти двое продолжают творческую династию в третьем поколении. Её родоначальник Александр Яковлевич Карпов внёс немалый вклад в развитие двух национальных кинематографий – сначала казахской, в период её становления в 1950-60-х годах, затем белорусской, создав ряд фильмов, знаковых для каждой из республиканских студий.
Сын А.Я.Карпова, тоже Александр, унаследовав режиссёрский талант, раздвинул рамки профессии. Он творит в разных ипостасях: пишет стихи (автор нескольких поэтических сборников), киносценарии и сценические композиции, снимает документальные и художественные фильмы, ставит театральные спектакли. При этом, согласно старинной традиции, к его имени в титрах, статьях и рецензиях добавляют связующее определение: Александр Карпов-младший.
Окончив в 1976 году Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где занимался в мастерской документального кино у Л.М.Кристи, Александр работал на ЦСДФ, «Беларусьфильме» и на Нижневолжской студии кинохроники в Саратове. Объездил в те годы со съёмочной группой всю страну, вплоть до здешних мест. А в игровое кино пришёл в 85-м, сняв на «Мосфильме», в творческом объединении «Дебют» короткометражку «ПАПА» по рассказу Дашевского. Надо сказать, что в отличие от нынешней ситуации, когда большинство полнометражных отечественных фильмов не имеют проката, тогда старались донести до широкой аудитории даже короткий метраж, складывая 3-4 малоформатных фильма в один большой. «Папу» соединили с «Испытателем» И.Дыховичного (на съёмках коего мне довелось присутствовать) и ещё одной работой, давшей название киноальманаху – «Воскресные прогулки».
Дальнейшее становление молодого режиссёра-постановщика связано с начавшейся в СССР перестройкой. Его «ГОМУНКУЛУС» оказывается в одном ряду с «Маленькой Верой» и «Меня зовут Арлекино», вскрывая наболевшие проблемы молодёжи и подростков в обществе «перезрелого» социализма. Фильм по повести – похоже, автобиографической – Ольги Ипатовой «Узелок Святогора», сделанный в острой экспрессивной манере, сталкивает зрителя с драматичной судьбой талантливой девочки, своеобразно мыслящей, независимой, бескомпромиссной и потому вступающей в конфликт как с воспитателями, так и с воспитанниками детдома, в котором живёт.
Вскоре Александр Карпов обращается к искусству театра, создавая оригинальные постановки на сцене и перенося их зачастую на экран. Так, в наиболее резонансном спектакле, а затем и фильме «Грех лицедейства» (из закулисной жизни богемы) он выступает как театральный постановщик, кинорежиссёр и драматург, объединивший единым действом сюжеты Ф.Дюренматта и Ж.Ануйа. И тогда же, в начале 90-х, пишет в соавторстве с Н.Князевым сценарий «Безумной страстью ты сама ко мне пылаешь», по мотивам В.Набокова, И.Бунина, Н.Гумилева, Н.Бердяева, Д.Хармса – русских писателей, допущенных в кльтурный обиход после многолетнего запрета.
Наконец, не оставляя работу в театре и на ТВ, возвращается – уже зрелым мастером – в документальное кино. Теперь темы его картин чаще всего связаны с искусством, а основные герои – друзья и коллеги в широком смысле: живописцы, скульпторы, актёры… На встречу с рыбинцами Александр Александрович привезёт несколько фильмов последнего десятилетия. Среди них – «ПАЛИТРА ПАМЯТИ» и «ПОГОВОРИМ НА «ТЫ». В первом представлен тот многоликий образ войны, что воплощён в современной живописи. Чтобы воссоздать его, автор отсмотрел 3000 живописных полотен и выбрал для съёмок 437. Во втором – диалог с изумительным ваятелем и графиком Николаем Байрачным, прежде всего за работой в его мастерской, но и на прогулках, в поездках, в дружеском кругу, диалог, направленный на поиск смысла творчества.
Встреча состоится в ОКЦ, в 18-00.
Рыбинск онлайн

Поделиться
Комментировать