Брагино без рода и племени?

Полтора года назад был разобран краеведческий центр Дзержинского района, и судьба его до сих пор остаётся неизве­стной. Ярославль без Брагина – такое сегодня даже представить себе невозможно. Между тем массовая застройка этой территории началась каких-нибудь сорок лет назад, ярославцы не только старшего, но и среднего поколения это прекрасно помнят.
А что там было до того? Кроме одноимённой деревни Брагино мало кто что-нибудь назовёт. А ведь Дзержинский район – это уже четвёртая часть города, так что надо бы знать не только далёкое прошлое, но и более близкие к нам годы: кто его строил, какие там находятся предприятия, что за люди там жили и живут.
Попыткой восполнить образовавшийся пробел стало открытие в 2000 году районного краеведческого центра. За два года до того краевед Эмилия Алексеевна Капустина по трудовому соглашению с администрацией района начала собирать материал. Тогдашний глава района Александр Адольфович Ипатов был убеждённый сторонник того, чтобы новый район прочнее укоренился в городе, а для этого нужно было найти те самые корни. Город тоже проявил понимание: управление культуры мэрии выделило для Капустиной ставку в музее истории Ярославля, и она до сих пор остаётся его сотрудником. А материальные затраты, необходимые для создания центра, под нажимом руководства района покрыли сообща предприятия района.
Таким образом краеведческий центр получился как бы двойного подчинения. Он не стал филиалом музея истории города, иначе ему потребовались бы бухгалтер, смотритель, гардеробщица в раздевалку и т. п. – целый штат. Но районная администрация предоставила ему помещение, он занял просторный холл в её здании на Ленинградском проспекте, а Капустина оказалась здесь одна во всех лицах: и за директора, и за научного сотрудника, и за уборщицу, и за экскурсовода.
Центр посещали дети, ветераны, гости Ярославля из других городов. Кому он помешал, непонятно, но после того, как в период подготовки к 1000-летию он закрылся на реконструкцию, его так больше и не открыли.
Почти все витрины сейчас разобраны, рамы стоят отдельно, стёкла, прислонённые к стенке, отдельно. Экспонаты в коробках, корзинах и ящиках. Почти всё просторное помещение уже пустое, только уголок, посвящённый истории Норского, почти не тронут. Настоящая рыбацкая сеть – свидетельство того, что это была когда-то «дворцовая великого государя ловецкая слобода». Запутавшийся в сети макет огромной рыбины – подати государю тут платили осетрами, севрюгой, белугой и стерлядью. Почерневшее резное окно из Норского. Фотографии коренного норянина врача, этнографа и историка Георгия Ивановича Курочкина, дружившего с Марией Николаевной Ермоловой, встречавшегося со Львом Толстым и Станиславским. Тут же – закрытый серым полотнищем стенд, посвящённый здешнему уроженцу академику и художнику Григорию Ивановичу Угрюмову, много лет возглавлявшему исторический класс Академии художеств.
А на полу – два обнажённых манекена, стыдливо прикрытых газетками. Ещё недавно они стояли в старинных русских костюмах, сбережённых в чьих-то бабушкиных сундуках.
Такие экспонаты не стареют. А вот стенды, посвящённые промышленности района, действительно потребовали обновления. Одних предприятий просто нет, других – «Холодмаш», «Русьхлеб», «Лако­краска» – уже не узнать, появилось множество новых.
Разбирали экспозицию безработные женщины, временно трудоустроенные в МУП «Брагино». А вот чтобы со­брать всё заново, потребуется более квалифицированная сила. Экспозиция краеведческого центра была сделана в своё время без скидок на районный уровень известным ярослав­ским дизайнером Валерием Павловичем Зубом, оформлявшим музей-заповедник, художественный музей и прочие экспозиции первого ряда в городе. Когда в канун рекон­струкции Капустиной предложили услуги фирмы, известной, по её словам, только оформлением парикмахер­ских, она с возмущением отказалась. Больше никто ничего не предлагал, потому что, как выяснилось, даже на самый скромный вариант обновления у районной власти денег не оказалось. Мало того, администрация района пришла теперь к выводу, что краеведческому центру в её здании вообще не место.
В попытке отстоять своё детище Эмилия Алексеевна исчерпала все возможности, но реальной поддержки так и не получила ни в районе, ни в городе. Полтора года краеведческий центр пребывает в разобранном виде, решение по его дальнейшей судьбе так и не вынесено, и она заявила, что работает только до мая. Потом увольняется. Хватит.
Но кому передать собранное? И главное – куда?
Времени Капустина напрасно не теряет, пишет книгу об истории района, богатейший материал, собранный за годы работы в архивах, хочется верить, не пропадёт зря. Но что будет со всеми этими экспонатами?
Самое интересное, что отовсюду слышатся только хорошие слова. Глава Дзержин-ского района Михаил Михайлович Цветков оказался болен.Его заместитель Антонина Владимировна Киреева в разговоре с «Северным краем» была предельно дипломатична.
– Не получается у нас реконструкция краеведческого центра исключительно по финансовым причинам. К сожалению, в бюджете денег нет. Конечно, так, как Эмилия Алексеевна, район не знает никто. Поэтому мы не сдаём позиции и не хотим окончательно отпускать её от себя. Наверное, у неё на нас обида, но хочется, чтобы мы друг друга поняли. Мы считаем, что районный краеведческий центр нужно сохранить. Другое дело – где. Есть определённые регламенты для органов исполнительной власти. У нас нет законных возможностей оставить всё как было. А так и глава, и я – мы оба брагинские и поэтому далеко не безразличны ко всему этому.
По совету Киреевой обращаюсь к заведующей отделом Инге Робертовне Шуваловой, которая «более конкретно владеет ситуацией». Выясняется, что возможный вариант для перемещения краеведческого центра всё-таки существует. Это школа № 90, директор которой согласен выделить для него два класса. Что касается причины выселения центра из здания районной администрации, то, по словам Инги Робертовны, причина всего – требование пожарных освободить рекреацию, обеспечить свободный проход между помещениями второго этажа – они на этом настаивают.
– Кроме того, – добавляет она, – ни один экспонат Эмилии Алексеевны ведь до сих пор у нас не учтён. Сейчас, когда от нас требуют, чтобы каждый цветочный горшок в здании был переписан, надо всему придавать законность. И ещё реконструкция краеведческого центра требует денег, а наше обращение к промышленным предприятиям скинуться практически закончилось ничем.
В монологе Инги Робертовны обращает на себя внимание, во-первых, количество доводов: их так много, что желание избавиться от краеведческого центра выглядит уж совершенно неприкрытым. И, во-вторых, идея перебазирования районного, подчёркиваю, районного музейного центра в школу, на мой взгляд, равносильна его ликвидации.
В Дзержинском районе сейчас двенадцать школьных музеев. Появится тринадцатый. Станут ли его основой вещи и документы, собранные Эмилией Алексеевной Капустиной? У неё в одной из витрин – письма-треугольнички от солдат Великой Отечественной и настоящая пилотка, сохранившаяся с тех пор в одной из семей. Есть ещё швейная машинка, полученная её отцом в 1933 году в качестве премии. Мама потом на ней всю семью обшивала. Такие машинки по образцу зингеровских одно время выпускал Ярославский тормозной завод.
Понадобятся эти и другие свидетельства нашей истории в новом месте?
Я разговаривала с директором школы № 90 Сергеем Владимировичем Терехом.
– Если найдутся ресурсы, то мы в затею с краеведческим центром, конечно, втянемся, – сказал он. – Но просто взять и принять его экспонаты я не готов. Там сейчас всё разукомплектовано, а кто укомплектует? И вообще у нас должен быть абсолютно новый музей с новой концепцией. Нажал кнопку – и перед тобой Нор-ский керамический завод: один цех, другой, третий. То, что нам предлагают, может стать частью школьного образовательного музея.
Как видите, об идее районного краеведческого центра можно в таком случае забыть. Сергей Терех думает только о своей школе – и на здоровье. А кто подумает обо всём районе? Кому интересно прошлое, настоящее и будущее всего Брагина и Норского? Или Дзержинский район так и останется окраиной Ярославля без рода и племени?
Северный край
Поделиться
Комментировать