«Будет холодно»

В понедельник, 2 декабря, рыбинский киноклуб «Современник» обратит свой взгляд к «серебряному веку» американского кино. Картины Боба Рейфелсона — из тех, что мы хотели знать тогда, на рубеже 70-х, но увидели гораздо позже. Теперь вдобавок ко всему в них появляется­ оттенок ностальгии.

 Боб Рейфелсон родился 21 февраля 1933 года. Работал на ТВ, радио, занимался адаптацией театральных пьес для телевидения. После дебюта в 1968 рок-фильмом о группе The Monkees, поставил свою вторую картину «Пять легких пьес» (1970), которая вызвала всеобщий энтузиазм в связи с появлением нового антигероя (Джек Николсон), бредущего по жизни без руля и ветрил, но обладающего привлекательностью человека, искренне отрицающего ходячие добродетели буржуазной семьи. «Пять легких пьес» возможно, первая картина на рубеже 60—70-х годов, уже лишенная романтических бунтарских иллюзий и гораздо более трезво оценивающая подлинную реальность. Известный кинокритик Роджер Эберт назвал его «пронзительным по накалу шедевром», а героя Николсона — «одним из самых незабываемых персонажей американского кинематографа». Финальное предупреждение для героя, который вновь, после краткого пребывания в родном городке, отправляется в путь по Америке, все дальше на Север, звучит символично: «Будет холодно». Пианист Роберт Дири, которому обеспечено приличное будущее, тем не менее порывает со своей средой, странствует по дорогам, подрабатывая, где придется, сознательно выбирает судьбу изгоя. Предыдущий герой Джека Николсона из фильма «Беспечный ездок», пьяница-бывший адвокат, который пристал к хиппи на мотоциклах, был все-таки легкомысленным бродяжкой, заплатившим за свою недолгую свободу жизнью. Персонажу из ленты Боба Рейфелсона, который выступил также и в качестве сопродюсера, в общем, не прогадав с коммерческой точки зрения, хочется не просто бунтовать ради самого бунта, но как бы испытать себя на примере более «трудных пьес», подбрасываемых действительностью изо дня в день, стоит только покинуть порог своего коттеджа в тихой американской провинции. Героев картин того периода волнует уже не протест против буржуазного мира, надоевшего существования, но гложет тоска по живой, вечно меняющейся жизни, по человечности и взаимопониманию — пусть это будет исходить от таких же неустроенных, скитающихся, страждущих. Следующая лента «Король Марвин Гарденс» (1972) успеха не имела. Более успешной стала оригинальная комедия «Оставайся голодным» (1976), в которой умело сочетался показ мира культуристов с социальной критикой. Лучшей работой 1980-х годов оказалась для режиссера четвертая экранизация «черного» романа Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» (1981). Фильм не только прекрасно воссоздает отчужденную атмосферу времен Великой депрессии, но и перекидывает мостик в современность, к детям контркультуры 1960-х годов, неуютно чувствующим себя в душной обстановке консервативной Америки. Эротическая сцена между наемным работником (Джек Николсон) и женой хозяина (Джессика Лэнг), с жесткой трактовкой постановщиком животных импульсов чувственных героев, для которых позывы либидо и инстинкт смерти неразделимы, признана классической. Рок, соединивший судьбы двух отчаявшихся людей, их и разъединяет, причем навсегда. Следующие фильмы, даже несмотря на участие в них Джека Николсона (черная комедия «Человек-несчастье», 1992; триллер «Кровь и вино», 1996), не принесли режиссеру успеха… __ Заседание киноклуба состоится в 17-45 в Общественно-культурном центре Рыбинска.

Рыбинск он-лайн

 

Поделиться
Комментировать