Лекция Маргариты Георгиевны Ваняшовой «От экспедиции «По следам героев поэмы Некрасова»

Читали ли вы Некрасова, так как читали его артисты московского театра «Гоголь-центр»?
Вчера, 2 декабря Маргарита Георгиевна Ваняшова, профессор ЯГТИ в своей лекции «От экспедиции «По следам героев поэмы Некрасова» – к спектаклю «Кому на Руси жить хорошо» в театре «Гоголь-Центр» (г. Москва) рассказывала, как шел творческий процесс по созданию спектакля. Некрасовской поэзии пришлось пережить две эпохи. Сначала нас учили любить Некрасова, а в 90-е годы «бросать с парохода современности». Но никто и никогда не брался за труд экранизировать или поставить на сцене театра поэму «Кому на Руси жить хорошо?». Кирилл Серебренников давно дружит с Маргаритой Георгиевной и знал, что она поможет осуществить идею пройти маршрутом героев поэмы. Для создания спектакля режиссеру надо было понять: кому же хорошо на Руси?, изменилась ли она за 150 лет существования этого мощного произведения?».
Собравшиеся в конференц-зале библиотеки изначально предполагали, что лекция будет больше напоминать рассказ о театральных исследованиях. Но профессор доверила публике философские раздумья, которые мучили актеров, режиссера и ее саму в момент путешествия. Маршрут решили проложить по так называемой «ярославской кругосветке»: от Карабихи через Ростов, Углич, Мышкин до Вятского. Каждый населенный пункт, пройденный молодыми театралами, всего они прошли 1350 км, это места, которые поэт исходил вдоль и поперек. Маргарита Георгиевна повела своего слушателя уже по следам героев экспедиции. В Карабихе, в усадьбе Некрасова были созданы «Русские женщины», «Идет-гудет зеленый шум», был написан пролог поэмы, которая стала основной темой Некрасовских дней этого года. Здесь участники экспедиции  обнаружили настольную книгу поэта – сказки Афанасьева. Маргарита Георгиевна подчеркнула, что сказки вошли в плоть и кровь поэмы. В спектакле Кирилл Серебренников объединил сюжеты поэмы и сказок. В Ростове состоялась первая читка «Кому на Руси жить хорошо». Те, кто пришел на лекцию имели возможность увидеть, как актеры в реальной обстановке вживаются в образ, как импровизируют, как местный колорит удивительно дополняет сюжет произведения. Экспедиция двинулась дальше. На экране посетители библиотеки увидели знаменитую колокольню в Поречье высотой в 94 метра. Этот уникальный памятник архитектуры почти разрушен. Маргарита Георгиевна, комментируя слайды, рассказала, что деньги на его восстановление были украдены, а село, когда то воспетое Некрасовым как лучшее в огородничестве – тоже в упадке. Продолжая свои размышления, лектор остановилась на особенности современной России. В этом путешествии, встретились две цивилизации. Одна - живущая по-прежнему в покосившихся избах. И другая, молодая, не знающая, что такое коса или керосиновая лампа.
Собравшиеся в зале шли за воспоминаниями Маргариты Георгиевны: прошли Углич, где был зверски убит царевич Димитрий, казнен как человек колокол (ему вырвали язык и отровали ухо). Затем проследовали Кукобой. Здесь актеры работали над главой «Поп» - о добром сельском батюшке. Конечной точкой маршрута было Вятское. Совсем недавно его назвали самым красивым селом России. У Некрасова именно здесь проходили центральные события поэмы. Маргарита Георгиевна показала видеосюжет, как глава «Пьяная ночь» была представлена на сцене «Гоголь-центра».
Лекция подходила к концу. Казалось, сказано все,… но нашли ли участники экспедиции ответ на главный вопрос поэмы? Маргарита Георгиевна сказала: «Некрасов – это «неизведанный материк. Он или есть в наших головах или его нет!».
Поделиться
Комментировать