Михаил Скворцов: «У меня мечта – сделать в Левцове авиационно-технический музей»

Сейчас уже мало кто помнит, что аэродром Левцово, находящийся в Ярославском районе, когда-то был для жителей Ярославской области крупным аэропортом.

До конца 90-х годов здесь базировалось порядка 15 самолетов Ан-2 и два десятка вертолетов Ми-2 и Ми-8. Авиасообщение было как внутри области, так и с соседними областями. Потом началась «перестройка», и все ушло в металлолом… Почти 20 лет спустя аэродром вновь начинает жить, а его новый владелец мечтает открыть для детей авиационно-технический музей и летний лагерь, где они будут учиться летать.

– Михаил, как возникла идея вернуть к жизни аэродром в Левцове?

– На самом деле идея возникла у Сергея Соколова, организатора федерации самолетного спортаЯрославской области. У нас был тогда всего один самолет – Як-52, на котором «выросло» 70% всех российских летчиков. И тот был в аренде. Мы искали площадку для базирования федерации самолетного спорта. Аэродром Левцово в это время находился в очередной стадии банкротства. Здесь было чистое поле, на котором иногда проводили фестивали и куда очень редко прилетали воздушные суда. Намповезло, что Валерий Федорович Павлищев, директор ОАО «Авиация Ярославля», нас сюда пустил. Площадка удачно расположена среди полей, на ней очень хорошо учиться летать. Опять же есть удобный подъезд со стороны Ярославля.

– В советское время в ДОСААФ у подростков была возможность научиться летать. На Як-52 ежегодно обучалось порядка нескольких тысяч школьников. Насколько реально это сделать сейчас?

– У нас стоит такая задача. Мы хотим создать на базе аэродрома две летние смены для детей 15 – 17 лет, чтобы дать им хотя бы первоначальное летное образование. Мне кажется, желающие будут. Я сам в школе ДОСААФ научился летать на самолете, затем в Карачихе (учебный центр ДОСААФ) на вертолете МИ-2. Тогда мы мальчишками 15 – 17-летними летали уже. Тогда это было все бесплатно, за счет государства. Сейчас помощь нам и разным техническим видам спорта оказывают в основном коммерческие структуры. 

– А много ли сегодня в Ярославской области «больных небом»?

– «Больных небом» на самом деле много, но тех, у кого есть самолеты, – по всей Ярославской области чуть больше десятка. Есть ребята в Переславле, несколько в Рыбинске, Карачихе, при заводе «Агат» (Гаврилов-Ямский район). Конечно, мы все между собой дружим, пытаемся поддерживать друг друга. В одиночку сейчас ничего не сделаешь. Иногда люди просто приезжают на так называемые подарочные полеты. Первый раз, когда садятся в самолет, боятся, а потом совершенно другие чувства приходят.

– Есть ли сегодня смысл развивать внутриобластное авиасообщение в Ярославской области?

– Когда мы три года назад искали себе аэродром для федерации самолетного спорта, то облетели практически все площадки в регионе, которые когда-то работали, даже в Брейтовском районе. Увидели, что все пришло в упадок, все запущено. Если где и был бетон на взлетно-посадочной полосе – украли, если была полоса грунтовая, то заросла деревьями. Сегодня нужны очень большие деньги на подготовку этих площадок. На мой взгляд, сейчас больше развивается авиационный туризм. Вот этим точно надо заниматься и как-то пытаться молодых ребят в это втягивать. Мы же гордимся российской авиацией, но, для того чтобы люди, подрастающее поколение «болели» ей, мне кажется, мы ничего не делаем. Сегодня наша задача – подготовка молодых пилотов. На Ярославской земле нужен учебно-авиационный центр, чтобы готовить пилотов для военной и гражданской авиации.

– Михаил, и все же что главное для аэродрома Левцово сегодня: развитие самолетного спорта или развитие малой авиации?

– Все вместе. Их нельзя разделять, потому что развитие малой авиации не может происходить без людей увлеченных, идейных. Главное, чтобы ребята «заболели» авиацией, небом, попробовали, что это такое, а дальше нашли себя или в военном училище или в училище гражданской авиации. Вообще у меня есть мечта – сделать авиационно-технический музей в Левцове. Попытаемся собрать сюда даже нелетающие аппараты. Будем собирать любую авиатехнику, какую найдем, конечно, делая акцент на отечественной.

Фото из личного архива Михаила Скворцова

Поделиться
Комментировать