«Мцыри»: три дня, чтобы жить

В Ярославле продолжается Международный Волковский фестиваль. В среду, 14 сентября, на Большой сцене первого русского представил свою поставку московский театр «Школа драматического искусства».

Спектакль «Мцыри», поставленный Константином Мишиным по одноименной поэме Михаила Лермонтова – краткое, но экспрессивное действо. По своей структуре оно сродни воспоминанию: линейность в обрамлении композиционной рамки, характерная для поэмы, здесь оказывается нарушена. Сцены перетекают друг в друга весьма неожиданно, порой – циклично (воспроизводя уже имевший место отрывок), словно выстроенные по принципу свободной ассоциации. Мысль интерпретатора «веет, где хочет», уводя зрителя в вольное плавание по тексту, не скованное заданной формой.

Создатели спектакля обозначили его стиль как physical theatre — направление, объединяющее в себе контактную импровизацию, боевые искусства и танец. Это значит, что собственно текст в данной случае отодвигается на второй план.

По мысли Константина Мишина, слово вторично и является лишь дополнением к телесной природе человека.  «Тело способно проникать за грань видимого, — цитирует режиссера официальный сайт «Школы драматического искусства». — Потому что оно знакомо с рождением и смертью. Это древнее архаичное существо, прикрытое тонкой пленкой интеллектуальности. Слово — это слепок, символ переживаний тела.»


Постановка «Мцыри» в полной мере отражает мировоззренческую позицию режиссера. Эмоции, переживания и порывы типично романтического героя здесь передаются в первую очередь пластически, посредством человеческого тела. Слово, музыка (сочетание духовных и этнических мотивов) и символические детали (палки, серпы, камни) только сопровождают и подчеркивают доминирующее средство выражения.

В роли Мцыри выступают сразу три артиста. Каждый из них воплощает в себе одну из ипостасей центрального образа. Что интересно, все три ипостаси объединяются на сцене только в страдании или борьбе. Именно эти предельно экзистенциальные состояния рождают внутреннее единство Мцыри, позволяя ему обрести самого себя. Всего на три дня покинув монастырские стены, юноша жил. Он выбрал риск и борьбу в противовес малокровным, монотонным будням.


История Мцыри в постановке «Школы драматического искусства» — это история борьбы с порядком вещей, единения с природой, триумфа страсти. Мцыри мечтал о Родине, но дорога обманула идущего: ему пришлось вместить всю жизнь в три коротких дня и вернуться назад.

«Я знал одной лишь думы власть, // Одну, но пламенную страсть: // Она как червь во мне жила, // Изгрызла душу и сожгла.» Страсть главного героя оказывается одновременно разрушительной и животворящей. Только благодаря ей он жил и во имя её умрет. Но умрет, зная, что наконец-то стал самим собой.


Впереди ещё десять дней Волковского фестиваля. В программе – спектакли Ростовского театра драмы имени Максима Горького, Московского драматического театра на Малой Бронной, Рижского русского театра имени Михаила Чехова и многих других театральных коллективов.

Фото — Максим Кузнецов
Поделиться
Комментировать