Музейные редкости. То, чего вы не видели

Фонды Ярославского музея-заповедника хранят множество экспонатов, недоступных взглядам посетителей. Мы решили познакомить своих читателей с некоторыми уникальными ценностями из разных коллекций.

Единственный в мире

Аммонит, названный в честь профессора Ярославского государственного педагогического института Анатолия Иванова, был обнаружен его учеником Валерием Аристовым в 1974 году в песчаном карьере на юго-востоке Ярославля. Сейчас Крестовский карьер носит статус геологического памятника природы комплексного типа мирового ранга. Ценность хранящегося в музее аммонита в том, что он является голотипом, то есть экземпляром, по которому был описан новый вид ископаемого головоногого моллюска.

Возраст аммонита Homolsomites ivanovi Aristow – более 65 миллионов лет. У моллюска сохранилось 2/3 внешней раковины и часть жилой камеры. Местами остался перламутровый слой, на котором видны лопастные линии.

– Сейчас этот музейный экспонат является единственным представителем данного вида ископаемых моллюсков в мире, – рассказывает хранитель естественнонаучного фонда музея Нина Урявина. – И если в будущем найдут других таких же моллюсков, при определении вида их будут сравнивать именно с этим эталоном.

Научная уникальность ярославского аммонита стала причиной его недоступности для взоров большинства людей. Он выставлялся лишь раз – на небольшой выставке, посвященной 100-летию Анатолия Иванова.

Механическое огниво XVIII века

А этот предмет ярославцы не видели никогда, хотя огниво, созданное в начале XVIII века, попало в фонды музея-заповедника почти сто лет назад. Более давнюю историю этого предмета сотрудникам музея пока проследить не удалось – огниво находилось в собрании древлехранилища Ярославской губернской ученой архивной комиссии, куда попало из какой-нибудь частной коллекции или, возможно, из арсенала Спасо-Преображенского монастыря.

Огниво сделано на базе батарейного замка и похоже на часть старинного пистолета. Судя по конструкции механизма, это либо немецкая работа, либо точная копия, выполненная в России. В собраниях музеев встречаются подобные огнива, но точных аналогов удалось найти только четыре. Три из них произведены в Германии, один, скорее всего, в Швеции. Хранятся «родственники» ярославского экспоната в музеях Берлина, Дрездена и Стокгольма.

Стоимость подобного огнива в XVIII веке приближалась к стоимости настоящего пистолета. В запальное отверстие и на полку замка засыпали порох, и при срабатывании в фитильном ящике оказывался зажженный фитиль. Подобными приспособлениями, вероятно, пользовались пушкари и военные, то есть люди, которым нужно было быстро получить огонь, в том числе в неблагоприятных условиях – под дождем или в тумане.

Клад из деревни Сотьма

Чернолощеный сосуд с монетами попал в музей-заповедник относительно недавно, в 2011 году. Житель Гаврилов-Ямского района нашел его, выкапывая картошку. Обнаружив старинный предмет, мужчина принес его домой и оставил как украшение. И лишь через несколько месяцев дочь случайного кладоискателя обнаружила в сосуде монеты.

В кладе 40-х годов XVIII века оказалось 913 монет. Наибольший интерес представляет ярославская копейка со специфическим чеканом – на обороте монеты читаются слова «Царь и великий князь Федор Иванович». В Ярославле такие монеты чеканились даже во времена правления Михаила Федоровича Романова. Пока их найдено всего семь.

– Этот клад интересен тем, что мы можем достаточно точно очертить круг людей, которые его прятали, – рассказывает Татьяна Рязанцева, хранитель фонда нумизматики Ярославского музея-заповедника. – Сосуд был найден недалеко от церкви. Известно, что в XVIII веке там были дворы дьяка, просвирницы, подьячего, попа, а еще – двор бобыля Десятки Прокофьева. Эти данные позволяют проследить историю клада.

Миниатюрный сервиз Леонида Метлина

Одним из способов продемонстрировать мастерство для ювелиров всегда было изготовление миниатюр. Например, мастер Леонид Метлин из села Красного-на-Волге Костромской области мог создать чайный сервиз из одной серебряной монеты. На Парижской выставке 1902 года за свои работы Метлин получил Большую золотую медаль и почетный диплом.

В Ярославском музее хранится более поздняя работа мастера. Набор 1935 года сейчас насчитывает 18 предметов, включая мелкие детали вроде ключика для самовара и крышки для чайника.

– Раньше предметов было еще больше, – рассказывает хранитель фонда драгоценных металлов и икон Алексей Зубатенко. – Но они были утрачены еще до того, как эти миниатюры попали в музей. А всего в подобных наборах могло быть до 39 предметов.

Серебряный столик и чайный сервиз, покрытые позолотой, были переданы в музей еще в 1960-х, но в последние годы увидеть их посетители могли лишь однажды – около 10 лет назад на выставке «Большое и малое» в Ночь музеев. Тогда миниатюры демонстрировали рядом с обычным сервизом. А вот в более длительные тематические выставки экспонат пока не вписывается.

Старинные солнечные зонтики

Нечасто покидают стены хранилищ и зонтики из фонда текстиля. Шелк, из которого изготовлены их купола, – материал очень хрупкий и требует особых условий хранения, специального температурного и влажностного режима. Экспонировать подобные предметы больше трех месяцев нельзя.

Особую популярность такие зонтики получили в XIX веке, когда знатные барышни, отдавая дань моде и не желая походить на загорелых простолюдинок, берегли лица от солнца.

– Уже тогда зонтики, как и современные, были двух видов – складные и трости, – рассказывает хранитель коллекции текстиля и кожи Елена Бокова. – У складных зонтиков палка, на которой крепился купол, была из дерева, а ручки и верхний наконечник изготавливали из кости, перламутра, серебра. Зонтик складывался с помощью шарнира, скрытого под кольцом узорного металла. Один из таких поступил в музей с чехлом – это большая редкость. Зонтики-трости начала XX века – более крупные, с металлическими наконечниками, благодаря которым их действительно можно было использовать в качестве трости.

Все экспонаты поступили в музей в течение XX века от жителей Ярославля. Сейчас коллекция насчитывает 14 предметов.


Поделиться
Комментировать