Нюхал табак, но был джентльменом

До конца декабря в литературном музее-заповеднике «Карабиха» будет работать уникальнейшая выставка «Некрасов в рукописях», посвященная 190-летию со дня рождения поэта.
Основу экспозиции, организованной совместно с Российским государственным архивом литературы и искусства, составляют документы, рассказывающие об интересных и мало известных широкому читателю моментах жизни великого поэта, а также беловые, черновые рукописи его произведений. Все они прошли реставрацию в мастерской Грабаря в Москве, но в целом неплохо сохранились - бумага XIX века отменного качества, как и орешковые чернила. Последние под действием света не теряют своего цвета, а наоборот, приобретают темно-коричневый оттенок.
Среди экспонатов чудом сохранившаяся «Книга для записывания прилежания, поведения учеников Ярославской гимназии за 1834/35 год», в которой четко выведено и имя пятиклассника Николая Некрасова. Она уникальна тем, что в дни мятежа 1918 года архив гимназии сгорел. А книгу, большинство листов из которой было выдрано, в 1919 году нашел рабочий завода Маслов. Учился Николай в основном на тройки, что было весьма неплохо, ведь оценки ставили по четырехбалльной системе. Его, как хорошо успевающего, сажали за первую парту, о чем позже вспоминал его одноклассник Михаил Горошко. Особые успехи выказывал в русской словесности, латинском и законе Божием. Дурно знал французский. Тем не менее часто пропускал занятия, в том числе одну треть по болезни. Однажды простудился на охоте, доставая подстреленную утку из ледяной воды. Наказан был в течение года 8 раз за леность и два раза за шалость. Попроказничать будущий пиит очень любил. Дрался, сочинял сатирические стихи. Сбегал с уроков в трактир и  поиграть в бильярд. Неоднократно был застукан за нюханием табака. Однажды учитель в сердцах растоптал табакерку, на что Николай, нимало не смутившись, ответил, что завтра будет новая. К слову, в том же пятом классе Николай Некрасов в числе 11 учеников из 22 остался на второй год.
Из документов можно также отметить экспромт, посвященный Ивану Тургеневу. К нему, единственному из всех, Некрасов обращался на «ты» - свидетельство истинной дружбы.
Впервые экспонируются и тексты завещаний поэта 1855 и 1877 годов. Надо признать, он был настоящим джентльменом. В последнем завещании перечислены все дамы сердца, которые были рядом с ним. Среди них можно отметить француженку Селину Лефрен-Потчер, актрису Михайловского театра в Петербурге, которой Некрасов увлекся в 1862 году сразу после бурного 15-летнего романа с Авдотьей Панаевой. Они путешествовали вместе по Италии, он дважды приезжал к ней в Париж. После одной из таких поездок было написано тоскливое «Возвращение», рукопись которого есть на выставке.
А в 1869 году Некрасов лечился морскими купаниями на родине Селины в Трувиле. В экспозиции есть четыре письма Лефрен, адресованных поэту, на ломаном русском. Она называла его Биба, Бибушка, от французского «книжник», «библиотекарь». На презентации прозвучал романс «Как 20 лет», который Селина пела Николаю Алексеевичу в Карабихе. Его а капелла исполнила лауреат всероссийского конкурса «Балтийское созвездие» Наталья Гасанова. Здесь же, в карабихской гостиной, Николай Некрасов читал домочадцам вторую часть своей поэмы о декабристах «Русские женщины», чью писарскую копию с авторскими правками можно увидеть на стендах. Ее основой стали мемуарные записки княгини Марии Волконской. У многих на лице тогда были слезы, а Николай Алексеевич обрадовался и распорядился подать всем шампанское. На открытии выставки этим пенным напитком угостили зрителей, как бы отдавая дань уважения поэту. А в исполнении научных сотрудников музея
Сергея Скрипачева и Ольги Матвеичевой прозвучали отрывки из поэмы. 
    Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать