Памяти композитор Оскара Фельцмана

МОСКВА, 4 фев — РИА Новости. Гражданской супруге композитора Оскара Фельцмана, о кончине которого ряд СМИ сообщил в минувшее воскресенье, только в понедельник стало известно о смерти мужа, об этом она сама рассказала РИА Новости. Ранее ряд СМИ со ссылкой на Иосифа Кобзона сообщал, что композитор скончался от острой сердечной недостаточности в воскресенье. В то же время гражданская жена Фельцмана говорила, что композитор находится в реанимации ЦКБ им. Семашко в тяжелом состоянии.
«Еще вчера мне никто ничего не говорил, но сегодня выяснилось, что Оскар Борисович, действительно, умер в ночь на воскресенье. Он очень мучился», — сказала Нина Васильевна.
Она отметила, что пока неизвестно место и время похорон: «Но он хотел бы быть похоронен на Новодевичьем кладбище».
Оскар Борисович Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе. Его отец был хирургом-ортопедом, также он профессионально играл на фортепиано, потому будущий композитор с раннего детства не пропускал ни одного концерта выступавших и гастролировавших в Одессе музыкантов.
Фельцман начал заниматься музыкой в возрасте пяти лет, а его первая фортепианная пьеса «Осень» появилась через год, когда ему было всего шесть лет. В 1939 году он окончил школу имени Столярского, затем поступил на композиторский факультет Московской консерватории.
Во время Великой Отечественной войны Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет стал ответственным секретарем Сибирского Союза композиторов. В Новосибирске Фельцман писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, Еврейского театра Белоруссии. В Москву он вернулся в 1945 году. Фельцман также начал писать музыку к опереттам, цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей Натальи Сац. Первой из его песен стала композиция «Теплоход» на стихи Драгунского и Давидович для пародийного театра «Синяя птичка». Позднее песня вышла на эстраду, и ее неоднократно исполнял Леонид Утесов.
Также композитор написал такие известные песни, как «Черное море», «Ландыши», «Венок Дуная», «Манжерок», «Огромное небо», «На тебе сошелся клином белый свет…». Также Фельцман является автором песни «Я верю, друзья», написанной весной 1961 года, когда в космос полетел Юрий Гагарин.
Фельцман сотрудничал с разными поэтами, среди которых Вознесенский, Гамзатов, Долматовский, Матусовский, Кохановский, Ошанин, Рождественский, Харитонов, Михаил Танич, Наум Олев и другие.
Песни Фельцмана исполняли, в частности, Леонид Утесов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова, Юрий Гуляев, Лев Лещенко, Олег Анофриев и Эдита Пьеха, которую композитор называл своей любимой исполнительницей.
Источник
За "Ландыши" меня ругали 23 года
Оскар Фельцман
Как вам живется в современной жизни?
– Я вот что вам скажу. Я считаю, что я счастливый человек. Вся моя жизнь – это преодоление трудностей. Потом я счастлив, что в нашей жизни произошло такое событие, как перестройка. Самое ценное, что вижу в ней, не рынок и не экономические реформы, так и должно было быть. Самое потрясающее – началась свобода высказываний, свобода личности, свобода слова. Уже нельзя изменить жизнь человека телефонным звонком. Ну что сегодня можно сделать звонком хоть из правительства, хоть от президента? Это их мнение. Никто не станет запрещать. А мы прожили жизнь, когда один звонок из ЦК мог запретить что-либо, мог изменить всю вашу биографию и ничего нельзя было с этим поделать.
Теперь – абсолютная свобода. Свобода творчества, свобода поведения и так далее. Но тут есть другое несчастье – не все умеют и могут пользоваться этой свободой. С одной стороны свобода – это великое удовольствие, великие творческие победы, а с другой стороны – кошмар серости и вседозволенности. В те дальние времена, о которых я говорил, таких убогих произведений, которые сейчас исполняют по ТВ и радио, просто не могло появиться.
Сейчас я счастлив, что есть возможность писать не оглядываясь на вышестоящие инстанции. Но при этом должна быть ответственность. А ответственностью не пользуются очень многие. Отсюда – серость, серость, однообразие и в общем, по существу, отсутствие настоящего творчества.
Что же касается того слежу ли я за тем, что происходит на эстраде, то хочу сказать, что если бы не следил, то я бы не мог идти вперед, я бы не мог писать, потому что художник должен знать, что происходит вокруг него.
Если бы я не был в гуще этой жизни, я не написал бы ни одной песни, которая могла понравиться народу. Я не написал бы скажем песню «Огромное небо», если бы не знал жизнь летчиков. Я не написал бы «На пыльных тропинках...». Если бы я не был в гуще жизни, то не написал бы «Ландыши»...
Источник
ЛАНДЫШИ
музыка-Оскар Фельцман, слова-О. Фадеева
Ты сегодня мне принес
Не букет из пышных роз,
Не тюльпаны и не лилии.
Протянул мне робко ты
Очень скромные цветы,
Но они такие милые.
Ландыши, ландыши –
Светлого мая привет.
Ландыши, ландыши –
Белый букет.
Пусть неярок их наряд,
Но так нежен аромат:
В них весны очарование.
Словно песенка без слов,
Словно первая любовь,
Словно первое признание.
Ландыши, ландыши –
Светлого мая привет.
Ландыши, ландыши –
Белый букет.
Я не верю, что года
Гасят чувства иногда.
У меня другое мнение:
Верю, будешь каждый год,
Пусть хоть много лет пройдет,
Ты дарить мне в дни весенние
Ландыши, ландыши –
Светлого мая привет.
Ландыши, ландыши –
Белый букет.

Источник
Эдита Пьеха: «Когда я пою песни Фельцмана, публика замирает»
Народная артистка СССР рассказала «Известиям» о своем любимом композиторе
Умер Оскар Борисович Фельцман, это огромная утрата. Он был для меня путеводной звездой. Написал мне более 20 песен, в том числе «Огромное небо», «Любовь», «На тебе сошелся клином белый свет». «Венок Дуная» — первая песня, которую Фельцман доверил мне в начале 1960-х годов, тогда у меня был еще сильный акцент, но он не побоялся.
Мы познакомились благодаря моему мужу, Александру Александровичу Броневицкому. Быстро нашли общий язык, часто бывали в гостях у Фельцманов, еще при жизни его прежней супруги Евгении Петровны. Виделись мы, правда, редко — всё-таки я в Петербурге, а он в Москве. Но каждый раз, когда мы приезжали, Оскар звонил и спрашивал: «Ну что же вы пропали? У меня для вас красивая мелодия есть, приходите!»
Мы приходили, и его супруга сразу приглашала к столу, угощала чаем и кофе. Он всегда был непосредственный, как ребенок, и когда у него что-то получалось, бурно и совершенно искренне выражал свою радость.
Однажды, когда мы оказались у них дома, Оскар начал наигрывать вальсок: «Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя, / В одной эскадрилье служили друзья». Великую песню «Огромное небо» я поняла не сразу, слушала и думала — что-то тут не так, такие стихи хорошие Роберта Рождественского, а с музыкой что-то не то.
Потом ночью я проснулась и как будто заново услышала эту песню, поняла, что это — целая баллада. Я напела Сан Санычу, как бы хотела её исполнить. Сначала предисловие — вокальная группа начинает мелодию, потом всплеск и — «Летали, дружили в небесной дали, / Рукою до звезд дотянуться могли».
В то время был очень модный композитор из Польши — Кшиштоф Пендерецкий: у него есть произведение, где толпа народа на заднем плане рокочет. И вот у нас, когда взорвался самолет, вокальный ансамбль изображал эту толпу: «А город подумал — учения идут». Страшно красиво, и дальше длинный-длинный шлейф, как постскриптум.
В Молдавии, на международном конкурсе «Огромное небо» завоевало сразу три золотые медали — композитору, поэту и исполнителю. Француз, председатель жюри, помнится, сказал мне: «Когда вы пели, у меня по телу бегали мурашки». Оно и понятно — в этой музыке и стихах так много заложено, что иной реакции быть просто не могло.
Как я могу не быть благодарной композитору, который дарил мне такие песни? Я их пела и пою до сих пор, и каждый раз публика замирает. Я счастлива, что имела возможность прикоснуться к лучшим его произведениям и была удостоена чести исполнить их первой.
Дальше были другие певцы — у кого-то получалось лучше, у кого-то хуже, но я была адресатом, который получал его песни сразу. Он всегда говорил: «Это Дита споет». Не могу объяснить, почему так выходило, видно, была между нами какая-то незримая симпатия: Оскар относился ко мне, как к дочке.
Совсем недавно я была на одной передаче, где Оскар Борисович, уже совсем пожилой, давал интервью и снова неустанно отзывался обо мне добрыми словами. Мне кажется, что в наше время такие слова забыты, теперешние люди не умеют так искренне восторгаться и благодарить других. Это был настоящий творец, настоящий композитор, последний из могикан, талантище от Господа Бога, самородок, поэтому его песни будут жить еще очень долго.
Источник
"Огромное небо"

Источник
Шедевр за час  (Интервью Оскара Фельцмана "Российской газете").
Российская газета: Действительно ли на композиторский путь вас благословил Дмитрий Шостакович?
Оскар Фельцман: Я начал сочинять музыку уже в 5-6 лет, наигрывал ее на рояле, потом записывал. Мои родители думали, что я стану композитором и однажды их надежды оказались подтвержденными. В те годы в Одессу часто приезжал Шостакович, музыка которого уже в те годы не нравилась власти. И в один из его приездов ему рассказали обо мне. Шостакович пришел к нам, и я ему играл свои юношеские вещи. Тогда он и сказал моему отцу: "Доктор Фельцман, у вашего сына явные композиторские данные, после школы ему нужно обязательно нужно поступать в Консерваторию!"
РГ: Вы начинали работать в песне не в самые простые годы...
Фельцман: Да, особенно это касается послевоенного времени, когда многие государственные решения вроде постановления ЦК о формализме в искусстве очень мешали его развитию. Осуждались западные модные ритмы, придирались к мелодике, в ней все время искали подражание Западу. Но с другой стороны, такая строгость и придирчивость, возможно, и хорошо сказались на развитии песенного искусства! Какие великолепные песни в те, самые трудные годы были написаны! "Дороги", "Марш энтузиастов", удивительные произведения Покрасса, Дунаевского, Островского! Эти композиторы писали и симфоническую музыку, и работали для музыкального театра, но так жизнь распорядилась, что многие из них остались в нашей истории как великие песенники, создатели основ нашего песенного искусства.
РГ: Вашими соавторами всегда были замечательные поэты - Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский...
Фельцман: Время, в которое нам, композиторам старой школы, выпало активно работать, приучило нас писать музыку на самые серьезные темы, и нам требовалась настоящая поэзия. Лично мне высокая поэзия придает дополнительные творческие силы. В последние десятилетия я писал песни на стихи Марины Цветаевой, Инны Лиснянской, Хаима Бялика. Сегодня я много работаю с Юрием Гариным, он, на мой взгляд, хорошо чувствует современный характер и создает замечательные лирические стихи.
РГ: А сколько вам времени приблизительно требуется на песню?
Фельцман: Все писалось по-разному. Например, с "Комсомольцами 20 года" я возился где-то год. Но бывали и случаи вроде того, что произошел с одной песней на стихи Евгения Долматовского. Я должен был вместе с ним ехать с концертами в Венгрию, в группу наших войск. И за день до отлета мне позвонил Женя и говорит: "Я написал стихи, по-моему, такая песня для нашей поездки будет очень кстати". И прочел мне - "Вышла мадьярка на берег Дуная". Я говорю - "Жень, когда мне писать, утром уже самолет". А он мне - "Думаю, ты сможешь". Я повесил трубку, сел за рояль и за час написал музыку на эти прекрасные стихи - получился "Венок Дуная"!
Источник
"Венок Дуная"

Источник
Авторский концерт Оскара Фельцмана.
Песни исполняет Муслим Магомаев.
1991 г.

Источник
Поделиться
Комментировать