Поэзия тишины, понятная каждому

На днях Ярославль принимал у себя необычного гостя – на сцене театра юного зрителя выступил мим Йоми. Эка невидаль – заезжий артист, скажут многие. Но это не тот случай: «Вечер пантомимы Йоми» прошёл в рамках международного проекта «Звёзды мирового искусства с ограниченными возможностями здоровья – в России».
Выступая на пресс-конференции, продюсер гастрольного тура Йоми Александр Катайцев так определил цель этого выступления:
– Основная задача проекта – сделать так, чтобы как можно больше людей с ограниченными возможностями увидели выступления высокого профессионального уровня, создать для инвалидов благоприятную среду.
Йоми – сценический псевдоним профессионального артиста пантомимы и педагога Михаэля Кройцера. Он ученик всемирно известного французского мима Марселя Марсо, единственный из его учеников, имевший проблемы со слухом. Диплом об окончании школы пантомимы дал возможность Михаэлю посвятить свою творческую жизнь искусству: с его произведениями в образе мима Йоми знакомы тысячи поклонников пантомимы.
Более 35 лет Михаэль Кройцер работает как доцент пантомимы, сценического языка и языка тела, преподаёт на различных семинарах, а также организовывает мастер-классы. Михаэль Кройцер работает не только с людьми с ограниченными возможностями, но и со всеми, кто живёт театром, с различными профессиональными группами, например, врачами, менеджерами, людьми, для которых искусство коммуникации жизненно важно.
Когда Михаэль, а журналисты обращались к нему просто – по имени, разговаривает с вами, кажется, что никакие переводчики не требуются – у звезды настолько простая и светлая улыбка, что всё становится ясно само.
– Я первый раз в Ярославле и очень рад оказанному гостеприимству, люди так тепло нас приняли, – поприветствовал собравшихся актёр и поделился впечатлениями о проведённом для ребят с проблемами слуха мастер-классе. – У вас замечательные дети: так много талантов, здесь из каждого можно сделать настоящего артиста. Мы плодотворно поработали – выполняли упражнения на пластику пальцев.
С этими словами руки Михаэля сами собой пришли в движение – потекла вода, полетели птицы, возникла стена – классический приём пантомимы.
Из первых уст мы смогли узнать о том, как Михаэль стал мимом Йоми.
– Уже в детстве я начал неосознанно заниматься пантомимой: играя, изображал то, что видел, постоянно придумывал новые образы... Однажды в Гамбурге один преподаватель увидел меня и пригласил в танцевальную школу, где я очень много занимался. А потом мой учитель отправил меня на представление Марселя Марсо. Оно поразило меня.
– Как вы выбираете образы для своего репертуара?
– Я много наблюдаю и через наблюдения нахожу какие-то идеи. Многие вопросы я согласовываю с режиссёром, он во многом мне помогает.
– Зрители каких стран наиболее восприимчивы к вашему творчеству?
– Я был в разных странах – в Южной Америке, Африке, но больше выступал в Европе. Сложно сказать, какая публика воспринимает пантомиму лучше, но интерес есть всегда. Пантомима – это всегда большее, нежели язык сурдопереводчиков. Пантомима – это образы.
– Какова география ваших гастролей в этом году?
– У меня много представлений в Европе, совсем скоро – в ноябре – лечу в Колумбию.
...Желающих послушать «поэзию тишины», так Михаэль называет своё искусство пантомимы, собрался полный зал. На сцене маленький человек в белых одеждах с ожившей маской-лицом создавал руками целый мир. Начал Йоми в буквальном смысле от «Сотворения мира» – так назывался первый номер, в котором в несколько минут уместились первые шаги истории, первые счастье и горе – Адам и Ева изгнаны из рая, теперь они должны сами найти способ обрести утраченную гармонию. Наверное, так же люди с ограниченными возможностями ищут пути быть ближе к людям обычным...
Увидели в тот вечер зрители и серию остро социальных номеров «Изоляция: алкоголик, препятствия, высокомерный». Мастерски и почти чув­ственно было создано ощущение замкнутости – в конце номера на огромной сцене Йоми ютился в маленькой лужице света прожектора, не в силах сделать лишнего шага, будто окружённый невидимыми стенами. На смену даже самому глубокому горю всегда приходит пусть маленькая, но радость – нашлось в репертуаре Йоми место и для пародийных номеров, например, «Утренний туалет одной дамы». Глядя на мучения с бельём ещё не проснувшейся дамочки зал совсем осмелел и смеялся в голос. Эмоции в самом деле невозможно было сдержать. Да и не нужно, ведь они лучшая награда мастеру.
Северный край
Поделиться
Комментировать