Проект Ярославский художественный музей - Государственная Третьяковская галерея - Новгородский Музей-заповедник приглашает в летнее путешествие

Смотрим на профильный портрет Екатерины II и путешествуем по музеям вместе с Андреем Чекмаревым.
"Для того, чтобы разобраться с историей профильного портрета Екатерины II, украшающего зал XVIII века постоянной экспозиции русского искусства Ярославского художественного музея, хорошо бы побывать в Третьяковской галерее и Новгородском музее-заповеднике. Ярославский портрет имеет точную дату - 1764 год, это самое начало правления Екатерины II, а значит и один из ранних ее портретов в статусе императрицы. Изображение привлекает своей необычностью, царский профиль привычнее видеть на монетах или медалях, а не на официальном живописном портрете. Известно, что работа принадлежит кисти Алексея Петровича Антропова. Но его нельзя считать автором в полном смысле этого слова. Перед нами фрагментарная копия, выполненная с большого парадного портрета кисти Федора Степановича Рокотова 1763 года. Таким образом, в истории экспоната из ЯХМ как бы встретились два крупных русских портретиста разных поколений. Начинающий и ставший быстро популярным Рокотов и уже опытный, но довольно старомодный Антропов, по стилю и мастерству оставшийся в рамках елизаветинского барокко. Как главный художник церковного ведомства - Синода он по долгу службы часто писал на заказ царские портреты. Ими украшали архиерейские дома и настоятельские покои в монастырях. За образец для копирования брали утвержденные при дворе оригиналы. Одна из таких антроповских копий и оказалась позже в Ярославле.
А оригинал Рокотова находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Рокотов при помощи своих учеников написал как минимум три похожих больших портрета Екатерины, сидящей на троне со скипетром в руках и повернутой к зрителю своим "греческим" профилем. Императрице понравилась такая идея, и потом она не раз отдавала предпочтение профильным портретам. Рокотовский портрет из Третьяковской галереи до революции находился в собрании графов Воронцовых и украшал их усадьбу Андреевское под Владимиром. Еще один, такой же, Рокотов исполнил для фаворита Екатерины Григория Орлова. Сейчас этот вариант хранится в Павловском дворце-музее. Третий, тоже из собрания Воронцовых, оказался в их Алупкинском дворце в Крыму. Третьяковская галерея хранит и подготовительный погрудный этюд Рокотова к этим парадным портретам, который долгое время считали написанным с натуры. Якобы Екатерина специально позировала русскому живописцу. Сейчас в этом возникли большие сомнения. Возможно, Рокотов мог наблюдать государыню на официальных выходах и приемах. А возможно, взял за основу и переработал профильный портрет, когда-то сделанный с молодой Екатерины итальянцем Пьетро Ротари.
Чаще всего рокотовский "тип" копировали не полностью, а в "сокращенном" виде, как поясной или погрудный. Наверняка много таких копий довелось делать и Антропову. Сейчас нам известно лишь о двух его достоверных работах. Помимо ярославского, похожий портрет есть в собрании Новгородского музея-заповедника. Его можно видеть в постоянной экспозиции русского искусства. Это тоже Антропов, но на пару лет позже, 1766 года. Любопытно сравнить, как один и тот же мастер, отталкиваясь от одного оригинала, создает немного разные произведения. Ярославская реплика сделана тоньше и изящнее. Пусть в ней и нет рокотовской свободы живописи (Антропову она была недоступна), но есть свои достоинства - аккуратность, выписанность деталей, декоративность тканей и драгоценностей. А вот в новгородской копии все стало жестче, суше и грубее. Возникает ощущение, что даже сама Екатерина стала старше. Возможно, здесь больше проявилась работа учеников, а не самого мастера. Надо понимать, что это была для него тиражная продукция, где не всегда стоило творчески самовыражаться. В любом случае, две антроповских копии и рокотовский оригинал позволяют нам вспомнить ставший очень востребованным образ молодой Екатерины, правление которой уже при жизни называли "золотым веком".
Ярньюс.Нет – Ярославль
Поделиться
Комментировать