Российские ученые раскрыли секреты храмовой благодати

14 сентября в Ярославской областной универсальной научной библиотеке имени Н.А. Некрасова состоялось открытие выставки «Россия и Византия – невидимое в видимом», подготовленной культурно-просветительской организацией «Институт Русской Живописи» (Russian Art Institute).
Итоги двухлетнего сенсационного исследования - открытие числовых методов в русско-византийской архитектуре - представили писатель и историк Владимир Ларионов и архитектор Маргарита Городова. Архитектурные чертежи, графика, аллегорические фото-композиции разъясняют зрителям идеи организаторов выставки.
Маргарита Городова и Владимир Логинов совершили длительные экспедиции в Стамбул (бывший Константинополь), Киев, Великий Новгород, Армению. Полученные сведения легли в основу фундаментального труда. В основе исследования - утверждение, что древнерусское зодчество основано на числовых канонах, то есть принципиальных непреложных образцах.
Древние считали, что гармонические законы, выраженные в числах, основаны на открытых свыше знаниях числовой структуры Вселенной. Источником таких знаний и вдохновения для христианской культуры стала Библия. В качестве краеугольного камня зодчими принимались священные предания и сказания, переложенные на язык пропорций. Библейское выражение творчества «по образу и подобию» отражает законы вселенской гармонии – «2:3:5», «3:4:5», «2:3:6». Воспроизводимая каноническая схема при строительстве храмов не являлась реальным планом для строительства, но схематически передавала необходимые принципы, по которым планируется сакральное поостранство.
Описание небесного Иерусалима в Откровении Иоаннна стало новозаветным образцом для церковного зодчества. В период принятия христианства на Руси было получено новое Откровение, определившее формирование облика древнерусского храма, оставшегося неизменным в основе своей до настоящего времени. Варяг Шимон во время бури на море увидел чудесное видение. Согласно преданию, голос с неба продиктовал ему пропорции будущего храма во имя Божией Матери: «если размерить ее тем золотым поясом (пояс отца Шимона, который тот возложил на Крест с изображением распятого Спасителя), то в ширину она будет в 20 раз, в длину – 30, в вышину стены – 30 и с верхом 50. Через несколько лет после этого события Шимон вручил пояс преподобному Антонию Печерскому. Эти переданные свыше пропорции стали основой при возведении Успенской Киево-Печерской церкви, основанной в 1073 г.
Пропорциональная система церкви Успения явилась сакральной мерой для соборных храмов Древней Руси. Владимир Мономах создал совершенно подобный храм в Ростове Великом, а его сын Юрий – в Суздале. По мнению иссследователя древнерусских городов М.Кудрявцева, знание символики христианского искусства не только позволяет понять древнюю культуру, но и приобщиться к древним святыням как проявлениям Божией благодати в каждом храме, монастыре.
Научные изыскания проходят под патронажем учредителя «Института Русской Живописи», российского коллекционера М.О. Окрояна. Изучением ярославской культовой архитектуры ученые еще не занимались, но такие намерения есть.
Программа получила благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, одобрение Вселенского Патриарха Варфоломея в 2009 году. Отдел краеведения ЯОУНБ имени Н.А. Некрасова к этому мероприятию подготовил выставку «Храмы и святыни Ярославии».
Источник
Поделиться
Комментировать