«Спираль» для движения архитектуры

Воскресным днём в Ярославле на Волжской набережной, на покатой, ещё сплошь зелёной лужайке появилось нечто непривычное для парадного облика набережной. Собранный из обыкновенных деревянных реек из магазина стройматериалов таинственный архитектурный объект (на снимке) своими криволинейными очертаниями кому-то отдалённо напомнил семью доисторических динозавров, отдыхающих на поляне. Зрители более продвинутые вспомнили рисунок из учебника по биологии: модель ДНК, похожую на спираль сложносоставную молекулу белка.
Впрочем, на этом попытки сравнивать неизвестный нелетающий объект с чем-то знакомым не кончились. Проезжавший мимо велосипедист, чуть притормозив и не дожидаясь ответа, вполне дружелюбно спросил неизвест­но кого:
– Где вы достали такие большие спички?
Аннотации с разъяснением, что же это такое перед нами, мы нигде не нашли. А вот объяснить смысл происходящего, конечно, в тот день нашлось кому. Задумали объект и своими руками привели замысел в исполнение дипломированные профессионалы, востребованные в Европе: живущая в Ам­стердаме выпускница питер­ской архитектурно-строительной академии, магистр академии изящных искусств во Франкфурте-на-Майне Татьяна Горбачевская и её коллега из города Штутгардта, выпускник университета Аристотеля в Греции Кириакос Чатципараскевас.
Строго в тему фестиваля – «Развитие города как современной открытой территории» – они моделировали объект в эскизах на бумаге и на видео в системе 3D, выстроили его за три дня вместе с командой волонтёров во главе с кандидатом наук, преподавателем кафедры архитектуры техуниверситета Натальей Хомутовой. Прежде чем показать объект в готовом виде, гости на одной из фестивальных площадок – в студии дизайна в Мукомольном переулке – прочитали лекцию о том, что такое нормальный инновационный подход к развитию городского пространства. Показали на слайдах и на видео, какие подсказки для современной градостроительной практики дают смежные с архитектурой или весьма далёкие от неё отрасли науки и искусства – генная инженерия и движения космонавтов в невесомости, современные лазерные шоу, «монтаж аттракционов» классика кинематографа Эйзенштейна и пластика танца модерн из арсенала современного хореографа Форсайта. И только после всего этого устроили гости показ объекта в том новом и для самого фестиваля жанре – свободного общения с участием экспертов, что вошёл в его программу под названием «арт-резиденция».
– Если смотреть сквозь решётку нашего ландшафтного объекта, названного нами «Архитектура движения», то получается известный кинематографистам визуальный эффект волнового узора, – ставит нас в курс дела Татьяна Горбачевская. – Попробовали немного сбить привычный вектор восприятия ярославцами городской среды, только и всего. Восстановленный Успен­ский собор задал пространству на Стрелке новый, несвой­ственный ему масштаб, и этот масштаб по-моему так трудно будет выдерживать в окружении исторической застройки. Как можно обновлять образ города без больших затрат и некорректных вмешательств, мы и показали своим проектом.
Программа фестиваля идей, ясно же, не сама градостроительная практика. Она нечто вроде экспериментальной лаборатории архитекторов. Друг и партнёр команды Кривцовой директор столичного института культурной политики, эксперт Совета Европы, уроженец Ярославля Михаил Гнедовский считает, что девять десятых от разработок такой лаборатории не будут применены никогда, зато у остальных есть шанс стать реальным будущим.
Если оценивать отдачу от фестиваля для развития города, то с этим, прямо скажем, пока туго. В его компьютерном банке данных без всякой оценки экспертов и поддержанные мэрией пока что на словах остаются и «говорящий автобус», где вместо коммерческой рекламы звучала бы хроника событий из истории Ярославля, и эскизная разработка выпускников техуниверситета «Велосипед в городе», и проект пешеходной улицы Свободы архитектора Андрея Кремнёва, не говоря уж о рассчитанном на дальнюю перспективу его же проекте «Три орешка для Золушки» с перенесением делового центра Ярославля на одну из бывших рабочих окраин.
Единственным за все пять фестивальных лет продолжением, и то не прямым, а скорее косвенным, стала проходящая сейчас реконструкция Власьевского сквера за памятником Фёдору Волкову. Своим «городом птиц» фестиваль обратил внимание, и городских властей в том числе, на этот полубеспризорный сквер, чьими основными достопримечательностями оставались до сего времени общественный туалет да непросыхающие неделями лужи на его дорожках.
В этом году фестиваль был поддержан финансами с невиданной доселе щедростью. Кроме гранта департамента культуры он впервые получил сразу несколько городских субсидий, и это не считая вполне материальной помощи – спонсорской и меценатской. Сделать что-то вместе с кураторами фестиваля захотели и дирекция фабрики технических тканей ЗАО «Корд», и управление «Яргорэлектротранса», и культурно-просветительный центр имени Валентины Терешковой (о проектах «От хлопка к культуре», «Книга в дорогу» и «Дети в городе» «Северный край» рассказывал).
Но закрыт фестиваль, выполнили своё предназначение гранты и субсидии. Не останутся ли агентство творческих инициатив и его партнёры снова наедине со своими невоплощёнными идеями? Пока уверенно можно сказать только одно: сами инициаторы, вовсе не желая прослыть людьми не от мира сего, твёрдо намерены, чтобы самое жизнеспособное в программе пятого по счёту фестиваля «Архитектура движения» не оставалось только на бумаге и в компьютере.
Традиционным местом сбора для виртуального общения ярославцев, живущих по всему миру, отныне станет зал имени Николая Нужина – за акцию «Верни себя городу» дружно проголосовали все, кому довелось быть на ней даже просто зрителем. Ещё одной новой традицией, судя по всему, станут «резиновые пикники» на стадионе в посёлке Резинотехника. Раз в месяц согласился вести «спонтанные беседы» о литературе в своей книжной лавке на первом этаже «Арс-форума» её хозяин Юрий Швецов. Подключиться к проекту «Книга в дорогу» пожелали сразу несколько самых разных фирм и организаций, в том числе, например, Пенсионный фонд Ярославской области, о чём сообщила телефонным звонком в редакцию из офиса на улице Ухтомского Елена Гилевская.
В один из заключительных дней фестиваля подвели итоги конкурса городского плаката. По его условиям он впервые был посвящён ярославским окраинам. Свои «именные» плакаты, по которым видно, что наши районы друг от друга отличаются не только номерами маршруток, в кои-то веки получили посёлки со всем известными народными названиями «Перекоп», «Липовая гора», «Ляпинка», «Пятёрка», «Нефтестрой». Главный приз за плакат под девизом «Нефте­строй – выше всех» получила студентка художественного училища Вера Петровская. Сумела, ни в чём не польстив расположенному близ одной из высших точек на карте города многоэтажному прародителю южного промышленного узла, отдать должное этому обновлённому фасаду города на въезде со стороны Москвы. Вместе с призом от спонсоров – айпэдом – Вера получила ответственное обещание жюри: не откладывая дело в долгий ящик, разместить плакат на Московском проспекте.
А ландшафтный объект, похожий на модель молекулы белка, одним из первых оценил на перспективу Игорь Нурмухамедов, руководитель проектов корпорации развития «Золотое кольцо», высказав готовность к дальнейшему общению с креативно мыслящими молодыми архитекторами.
Северный край
Поделиться
Комментировать