Свет «Надежды» блеснул в столице

Победно завершает очередной сезон учебный театр «Надежда». Позади поиски сценической площадки – её самодеятельному коллективу с радостью предоставил детский экологический центр «Родник» на Нижнем посёлке. И именно здесь шла работа над спектаклем по книге испанского автора Рубена Гальеро «Белое на чёрном», которая увенчалась для театра завидным успехом.
На прошедшем в Москве 14-м международном фестивале школьных театров он стал обладателем не только Гран-при, но и ещё десяти наград в разных номинациях, включая дипломы за лучшую режиссуру и за успешную режиссёрско-педагогическую деятельность – их удостоены руководители театра Константин и Ирина Корниенко, диплом за главную мужскую роль фестиваля вручён воспитаннику «Надежды» Арсению Симоняну. Юноша номинирован также на премию Президента Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование. Поддержка талантливой молодёжи». Диплома за лучшую эпизодическую роль удостоена Алла Русакова, которая стала настоящим открытием фестиваля. Критик Елена Стрельцова, старший научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания, назвала её ангелом-хранителем спектакля. «Она такая тихая, а только в тишине можно услышать настоящее, только тишина может перенести тебя в другую атмосферу. Спасибо», – комментировала она игру ярославцев.
«Белое на чёрном» – это полная трагизма достоверная история жизни мальчика-инвалида, рождённого в Советском Союзе девушкой-студенткой, дочерью одного из руководителей компартии Испании.
Юной маме врачи объяснили, что такой ребёнок не жилец на белом свете и его лучше оставить в больнице. Потом ей сказали, что он умер. А Рубена определяли из одного детдома в другой. Вот об этом детдомовском детстве и повествует спектакль.
– Мой ученик и друг, а теперь главный художник по свету в театре «Ленком» Евгений Виноградов как-то на Рождество Христово привёз мне в подарок книгу Рубена Давида Гонсалеса Гальеро. Объяснил, с каким трудом достал её в Москве. Я удивился: неужели в наше время есть такие книги, и сразу взялся за чтение её. Она захватила. Нам с Ириной захотелось её инсценировать, так родился спектакль, – говорит Константин Викторович Корниенко.
Персонаж Гальеро – вовсе не вымышленное лицо. Автор рассказывает о себе, и книга эта потрясает своими подробностями. Она обнажает мир, параллельный нашему. Ведь многие из нас просто не знают, что такое жизнь на грани выживания, что думает, чувствует, как борется за себя в ней человек с физическими недостатками, телесно немощный, как Рубен, фактически обездвиженный из-за больного позвоночника. С каким трудом даётся ему каждый прожитый день, и как осмысленно он проживает его в отличие от многих сверстников да и зрелых людей, беспечно проводящих дни, месяцы и годы.
Состоялся премьерный показ «Белого на чёрном» в Ярославском камерном театре. Прон­зительная тишина зрительного зала и взрыв аплодисментов в конце спектакля свидетель­ствовали о его успехе. А ещё на глазах у некоторых зрителей блестели слёзы. И дело, думается, не просто в сочувствии или жалости к герою. Скорее, в осознании того, сколько же таких людей, оставшихся один на один со своей бедой, там, за стенами зрительного зала... Удалось поговорить с некоторыми из зрителей, и все отзывались об увиденном как о потрясении. Впечатлил сюжет, игра молодых людей – студентов, школьников – как они смогли одолеть такой материал, вжиться в образы отвергнутых ребят (это о Рубене и Сашке, его друге, которых играют школьники десятиклассники Арсений Симонян и Дмитрий Буняк), так говорили зрители. Где почерпнули вдохновение, как открыли для себя эти образы современные благополучные мальчики, – с этого вопроса начался наш разговор с Арсением.
– Роль действительно очень сложная, мы много обсуждали её с нашими руководителями Константином Викторовичем и Ириной Ивановной. Мне довелось побывать в одном из интернатов, просто пообщаться с ребятами, чтобы хотя бы иметь представление, что это за люди, что за мир, в котором живут они. В похожих условиях жил и мой герой Рубен. Я представлял себя на месте его в этих конкретных условиях, постарался прочувствовать это, – рассказал он.
Час сорок минут находится Арсений на сцене, выдерживая не только роль, но и всю фабулу спектакля. Судя по отзывам столичных критиков, высоко оценивших его работу, начинающий актёр отлично справился с ролью. Он действительно серьёзно мечтает о сцене, собирается поступать в театральный вуз. Успех в спектакле окрылил юношу.
А вот двое других воспитанников «Надежды», занятых в спектакле, Иван Савушкин, студент медакадемии, и Анна Власова, она учится в педагогическом университете, со своим профессиональным выбором, как говорят сами, уже определились. Самодеятельный театр для них – увлечение, досуг. Но только ли?
– Мы старались максимально точно войти в атмосферу той жизни, о которой рассказывает Гальеро, поэтому и роли врача и девушки-практикантки из пед­института поручили Ивану и Анне, – объясняет Константин Викторович.
Для Анны работа над спектаклем стала и своеобразным профессиональным открытием, признаётся она:
– Тема, поднятая в спектакле, актуальна и сегодня. И мне бы хотелось в будущем что-то обязательно в этом изменить, – говорит девушка.
Иван Савушкин играет в спектакле две роли, двух врачей: опытного, заматерелого профессора, но подобного чеховскому Ионычу, равнодушного и усталого от дел, и начинающего доктора, психиатра, приглашённого в интернат для усмирения подростка, но увидевшего и понявшего проблемы Рубена, живущего на грани самоубийства и стремящегося во что бы то ни стало уберечь мальчика от беды.
– Спектакль привлёк меня тем, что он учит нас быть добрыми, – говорит Иван. – Я бы показал его как можно большему количеству людей, особенно медикам и учителям, потому что он учит, какими нельзя быть людям этих профессий – равнодушными. Это разрушает не только их человеческие качества, но и профессиональные, – считает он.
И наконец образ нянюшки, которую играет Алла Русакова. Это первая в её жизни роль. В театре она тоже первый сезон. Пришла по приглашению Ирины Ивановны и Константина Викторовича, своих учителей и наставников по училищу культуры, в котором учится на заочном отделении. (Надо сказать, что в «Надежду» охотно берут людей самого разного возраста, было бы желание попробовать себя в театре, говорит Константин Корниенко.) За плечами Аллы Борисовны, а в коллективе её все называют именно так, – немалый жизненный опыт. В разных организациях и на разных предприятиях довелось ей поработать, у неё уже взрослый сын, и в «Надежде» все её воспринимают как «маму». По-матерински относится она к коллегам-актёрам. Похоже, что Алле свою роль даже не надо было выдумывать.
– Прочитав сценарий, я просто поняла, почувствовала, чего лишён этот мальчик Рубен. Он никогда не знал материнской любви, и мне стало просто жаль его, – говорит Алла.
Её диалог с Рубеном фактически и завершает спектакль. Это и есть то белое на чёрном, о котором критик Стрельцова сказала, что оно превращается в свет. А заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по делам молодёжи иеромонах Серафим (Петровский), характеризуя спектакль ярославцев «как разговор о самом главном – разговор о человеке», назвал финал с нянечкой «изумительным».
– Это один из самых трогательных женских образов в современном русском театре. У вас замечательный мальчик – исполнитель главной роли. Видно, что для него это не игра, а проживание сложной человеческой судьбы. Я благодарен, что через вас познакомился с этим произведением, – сказал он.
Такие оценки стоят многого, и те, кто видел спектакль, наверняка присоединятся к ним. Остаётся только пожалеть, что в самом Ярославле его, увы, видели пока немногие. Но, может быть, хочется верить, встречи эти всё-таки впереди.
Северный край
Поделиться
Комментировать