УТРАЧЕННАЯ СВЯТЫНЯ

Богом забытый уголок - скажет неискушенный читатель, знакомясь с нынешней жизнью села Шелдомеж, что примерно в ста пятидесяти километрах к северо-западу от Ярославля, на самой границе с Тверской областью. Места глухие. Да и всех теперешних местных жителей можно пересчитать по пальцам одной руки. И мало чем напоминают эти нынешние жители, среди которых дед да две бабки, лошадь да коза, о былом великолепии здешних мест, о сотнях обитавших здесь богомольцев. А ведь всего-то сто лет прошло с тех пор...
ЛИШЬ НА ТРАКТОРЕ, НА ЛОШАДИ  
ИЛИ ПО РЖАВОЙ УЗКОКОЛЕЙКЕ
Труден нынче путь в Шелдомеж. От обжитых мест отгородилось древнее село глухими лесами да болотами. Доехать сюда можно лишь из поселка Октябрь или из села Родионова. Это в Некоузском районе. Придется преодолеть без малого двадцать  километров по совершенно безлюдной местности, либо по разухабистой просеке, где смогут пройти лишь лошадь и трактор, либо на дрезине по видавшей виды ржавой узкоколейке, некогда построенной для нужд ныне полумертвого местного торфопредприятия. И на этом длинном пути вы сможете встретить разве что одну-единственную умирающую деревеньку. При этом нетрудно догадаться, что общественный транспорт сюда не ходит, а насчет лошади или дрезины придется договариваться заранее.
Впрочем, вполне возможно, скоро и ехать-то сюда будет уже не к кому. Старому деду, что здесь живет, уже давно за восемьдесят. Передвигается, опираясь на палку. Едва сил хватает содержать лошадь. Впрочем, это дело вынужденное. Без труженицы-лошадки здесь не прожить. Да и обе соседки древнего деда вряд ли его моложе. Так что доживает некогда многолюдное село последние деньки. Три жителя занимают три дома. В остальных, в тех, что еще окончательно не развалились, гуляет ветер. Время неумолимо, и с уходом в мир иной последних жителей уже скоро можно будет наблюдать здесь лишь тени прошлого. А ведь совсем недавно все было иначе.... 
ХРАМ НА КОСТЯХ
Старинное русское село Шелдомеж упоминается в летописях рядом со знаменитой Ситской битвой, в которой в далеком 1238 году в этих местах сошлись насмерть русские полки с передовыми отрядами хана Батыя. Именно после этой битвы Русь оказалась под татаро-монгольским игом. Название Шелдомеж, как полагают историки-краеведы, содержит указание на остановку здесь Батыевых ратей у некой естественной преграды - «шел до межи».
Есть немало среди окрестных сел и деревень и других подобных говорящих названий, сохранившихся, по мнению краеведов, с той давней эпохи. Но село Шелдомеж сумело выделиться из рядов соседей, став  особым священным местом молитв за упокой павших в Ситской битве воинов.
Издревле стоял здесь, в Шелдомеже, деревянный храм. О точных датах его строительства и сноса сегодня ничего неизвестно. Однако надо полагать, что первый храм был построен через несколько лет после битвы, потому как на костях убитых воинов на Сити в то время велось активное строительство церквей.
А первый каменный храм в селе был заложен в 1779 году в честь Воскресения Христова. Финансовым попечителем его строительства был местный уроженец московский секунд-майор Николай Дмитриевич Скрипицын.
Церковь строили долго - сначала из-за малого количества денег, а потом из-за смерти самого Скрипицына. Но к 1832 году храм таки достроил сын секунд-майора, который 7 февраля, в день освящения храма, привез в село широко известный чудотворный Шестоковский образ Богоматери. Поставив икону в храме, он объявил священству и всем прихожанам, что эта икона с согласия всего рода Скрипицыных навсегда должна остаться в церкви села Шелдомеж, откуда пошел их род.
Спустя годы чудеса, исходящие от этого образа, станут основанием к созданию в селе Шелдомеж женского монастыря.
ЯВЛЕНИЕ СВЯТОГО ОБРАЗА
История появления у Скрипицыных этой иконы довольно интересна, равно как и причина передачи ее в храм.  
Явление Шестоковской иконы Божией Матери произошло в московском доме Николая Скрипицына. Как гласит легенда, жившая у него девица-прислужница видела во сне и трижды заявляла домохозяевам, что в трубе их дома сидит Пресвятая Богородица. Эту девицу все считали слабоумной, и потому никто на ее слова долго не обращал никакого внимания. Все изменилось с началом весны, точнее 6 марта (это было во второй половине XVIII века, точно год неизвестен),  когда на печной шесток из трубы выпал сверток холста довольно больших размеров: длиной два метра, шириной полтора. Как оказалось, это было изображение Богоматери с младенцем. На правой руке Богородицы был небольшой ожог как доказательство того, что икона, находясь в огне и дыму, сохранилась от сожжения. От этого печного шестка образ Богородицы и получил свое название - Шестоковский. 
Скрипицын вставил холст-икону в раму, украсил и просил батюшку навещать его дом с целью совершения молебнов.
Вскоре слух о необыкновенном явлении образа Богоматери разнесся по Москве, и в дом Скрипицына начали сходиться паломники. Как утверждала молва, перед иконой стали совершаться чудеса исцеления больных. Как результат - в дом Скрипицына устремились верующие чуть не со всей России.
НЕОБЫЧНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД
В 1789 году Николай Дмитриевич умер, дети разъехались, а вопрос принадлежности иконы стал спором между братьями и сестрами. Сначала ее перевозили из одного имения в другое, от брата к сестре, снова к брату и далее по кругу. Такие переезды нарушали духовные законы того времени, однако прибытие образа в очередной населенный пункт - в одно из имений братьев и сестер Скрипицыных - для местных жителей становился праздником. Икону встречали со всеми почестями. Так изначально скандальный переезд стал своеобразным крестным ходом, проходившим через мологские имения семьи в селах Сысоево, Воскресенское, Голенищево в тверские имения под Кашином, Бежецком, Раменьем и Красным Холмом. Народ везде встречал икону молитвами, принося немалые пожертвования, которые шли на ее украшение. За счет этих пожертвований была сделана большая серебряная вызолоченная риза, украшенная разными камнями, два из них были драгоценными, а убрус на Божией Матери и Богомладенце были жемчужные.
В июле 1829 года от членов семьи поступило прошение к владыке Амвросию передать образ в собственность Шелдомежского храма. Прошение было удовлетворено благословением владыки. И 7 февраля 1832 года передача иконы храму состоялась.
Спустя годы, когда образ был официально закреплен за Шелдомежским Воскресенским храмом, у его настоятеля отца Евфимия появилось желание устроить здесь придел в честь Шестоковской иконы. Раньше сельский каменный храм, построенный отцом семейства Николаем Скрипицыным, был однопрестольным. В марте 1883 года прихожане подали прошение Тверскому владыке Савве о разрешении пристроить к храму трапезную с освящением в нем двух приделов: одного - во имя великомученика Георгия Победоносца, а другого - во имя Шестоковской иконы Божией Матери.
На это строительство прихожане и паломники собрали 4300 рублей, которых хватило на все работы. Причем деньги поступали не только от местных жителей, но и от москвичей, питерцев и даже из-за заграницы. Освящение перестроенной церкви состоялось 4 декабря 1884 года. В этот день вокруг храма, хранившего чудотворный образ Богородицы, собирались не только мирские богомольцы, но и монашествующие. И, видно, Господу было угодно, чтобы здесь была учреждена женская обитель, где непрестанно бы молились за погибших защитников Русской земли. Прошение о ее создании местные жители отправили владыке Савве примерно через год,  в ноябре 1885 года.
СОЗДАНИЕ ОБИТЕЛИ
Прошение подписали все жители окрестных деревень, входящих в приход. Некоторые жертвовали свое имущество. Так, некая девица Неонила Федорова отдала приходу 70 десятин сенокосной и пахотной земли, Никита Фомин - 5 десятин, сестры Никоновы передали деревянный дом и 100 рублей денег.
На заседании Тверского епархиального совета (в конце XIX века эти места относились к Тверской губернии) прошение поддержали, и в 1887 году в Шелдомеж была направлена послушница Бежецкого монастыря Ольга Мироновна Бочкова, при пострижении получившая имя Леонида. Она и стала первой настоятельницей вновь созданной обители. 
Приехав в Шелдомеж, монахиня Леонида принялась строить жилые корпуса и ремонтировать уже имеющуюся собственность. За тринадцать лет ею было построено шесть двухэтажных, пять одно-этажных домов, два скотных двора, три сарая и два амбара. Одним из главных благодеяний монахини Леониды было создание при общине церковно-приходской школы. В первое время школа размещалась в сторожке, обучение вели сестры общины, а через два года было построено специальное здание, в котором начала преподавать имевшая на то право одна из послушниц обители. Деньги на строительство здания школы выделил лично обер-прокурор Священного Синода Победоносцев. Здание школы было построено в 1896 году. Она представляла собой двухэтажное здание на каменном фундаменте, с железной крышей. Финансово-хозяйственное бремя обеспечения школы взяла на себя община. Число обу-чавшихся мальчиков и девочек ежегодно росло, и если в первый год их было сорок, то к 1917 году стало более ста пятидесяти.
Помимо воспитательно-образовательной миссии община заботилась о престарелых и неимущих вдовах. Для них была устроена богадельня, которую разместили в одном из монастырских домов. 
ПИТЕРСКИЙ СЛЕД
Но монастырь рос и расширялся не только в Шелдомеже и окрестностях. В 1893 году столичная купчиха Бильдеева подарила Шестоковскому монастырю участок земли в Петербурге. Это был дар за молитвы об ее умершем сыне Александре. Монахиня Леонида не знала, как распорядиться таким подарком - продать его или построить подворье. Выход помог найти отец Иоанн Кронштадтский. 28 октября 1896 года он пожертвовал солидную сумму, на которую было заложено шатровое каменное здание храма в стиле XVII века. Автором проекта был епархиальный зодчий Никонов (автор Успенского и Никольского монастырей в Старой Ладоге, монастыря в Новом Афоне, Воскресенского скита на Валааме и других).
Новый храм имел три придела, которые одновременно вмещали до полутора тысяч молящихся. Внизу под храмом находилась трапезная, а иконостас был полностью ручной работы. Все питерское строительство обошлось в 110 тысяч рублей, большую часть которых собирал сам Иоанн Кронштадтский.
Храм построили очень быстро. 13 февраля 1900 года епископ Нарвский Никон освятил главный придел храма. В  1904 году во дворе храма по проекту Пуринга выстроили четырехэтажный флигель для богадельни и сестер, число которых достигало к началу первой мировой войны двадцати пяти человек.
С БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТЦА ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Не забывали и о расширении самой обители в Шелдомеже. Весной 1895 года монахиня Леонида обратилась с прошением к Тверскому владыке Савве о разрешении построить здесь новый храм взамен старого. Владыка благословил. А вскоре монахиня получила и благословение от отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского), который, вручив монахине Леониде 20 рублей, сказал: «Вот тебе от меня первая жертва на новый храм, а старый не трогай!»
Так 12 мая 1896 года началось строительство собора с приделами во имя Шестоковской иконы Божией Матери и святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, погибшего в Ситской битве. Главный придел обустраивали в честь Святой Живоначальной Троицы.
Троицкий собор был освящен 26 ноября 1908 года. Внутри он был отштукатурен, имел четыре печи. Иконостас для всех трех алтарей делали петербургские мастера, иконы были написаны сестрами обители. Многие образа храма были украшены серебряно-вызолоченными ризами, обсыпаны бирюзой и дорогими камнями.
Чуть ранее, 17 декабря 1906 года, был объявлен указ Святейшего Синода о переименовании Шестоковской женской общины в монастырь в честь Чудотворной Шестоковской иконы Божией Матери.
Любопытно, что уже на рубеже XIX и XX веков здесь согласно официальным данным проживало 210 сестер (18 постриженных в мантию, 42 - в рясофор, 141  живущая на испытании). И именно они помогли восстановить монастырский комплекс после серьезного пожара, который в июне 1900 года уничтожил здесь тридцать деревянных хозяйственных построек, среди которых иконописная мастерская, мукомольная мельница, больница.
НЕБЫТИЕ
С приходом к власти большевиков обитель угасла быстро. В 1920-х годах монастырь в Шелдомеже сначала преобразовали в женскую сельскохозяйственную артель, а затем и вовсе закрыли. В 1932 году храмовый ансамбль монастыря был передан районному штабу ПВО. После второй мировой войны помещения бывшей церкви переоборудовали сначала под зерносклад, а затем их вовсе бросили - они остались без окон, дверей и без присмотра.
Еще в 1917 году закрыли храм-подворье и в Петербурге. В 1932 году верх храма был снесен, внутри сделаны межэтажные перекрытия. В перестроенном здании разместился филиал института «Спецпроектреставрация».
Спустя 60 лет, в 1992 году, грузинское землячество Петербурга ходатайствовало о передаче ранее принадлежащей ей церкви Трех Святителей на 6-й линии Васильевского острова. Вместо этого храма землячеству было предложено здание бывшего подворья Шестоковского монастыря. Вскоре храм был частично передан грузинской православной церкви. И с осени того же года там начались службы. А в 2000 году грузинам передали весь храмовый комплекс в Петербурге.
И сегодня бывшее подворье Шестоковского монастыря живет. Ежедневно там совершаются богослужения на грузинском и староцерковнославянском языках. И этот храм, расположенный невдалеке от Александро-Невской лавры по адресу: улица Старорусская, дом 8/2, продолжает носить имя Шестоковский.
ТЛЕЮЩИЕ СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ
А вот судьба самой обители - монастыря в Шелдомеже - сложилась совсем иначе. От Троицкого собора здесь остался лишь купол на четырех столбах. Воскресенский храм рушится, в нем провалена часть кровли, валятся промокшие стены. Но даже несмотря на разруху, заброшенность, ансамбль монастыря виден сегодня практически из любой точки Верхней Сити. Это делает его выразительной доминантой окружающих пейзажей.
Не смогли потомки сохранить и чудотворный Шестоковский образ Богоматери. После кровавых репрессий икону унесла с собой монахиня Алевтина в деревню Зайцево, где прожила до 1963 года. После ее смерти представители сельской советской власти икону убрали в склад сельпо, заведующим которого был инвалид войны, верующий мужчина, разрешавший местным бабушкам периодически приходить помолиться и приложиться к святому Шестоковскому образу Богородицы.
В начале 70-х годов XX века икону вынесли в местную конюшню и поставили рядом с хомутами и сбруями. В конюшне часто собирались деревенские мужики и после очередной пьянки бросали ножики в холст иконы. Все это рассказал прежний местный житель по фамилии Жданюк. В 1973 году он работал водителем в селе Некоуз и видел в тамбуре конюшни только раму, а от иконы оставались только ленточки. Вскоре конюшню разрушили. С тех пор чудотворного Шестоковского образа Богоматери, явленного в доме Скрипицыных, нет! 
Сегодня в некогда многолюдном Шелдомеже осталось лишь три человека. С годами Бог заберет к себе и их. И что же останется от некогда намоленной обители? Только лишь несколько раз переписанная ее летопись. По документам, спасенным из разрушаемого монастыря, создала ее одна из бывших ее обитательниц. Вот только умерла она 49 лет назад, а текст той самой летописи сегодня сохранился лишь в списках, сделанных заботливыми руками краеведов. Любопытно, что, кроме этих стареющих страниц, никаких документов обители пока обнаружить не удалось, в том числе и в официальных архивах. Не исключено, что в богоборческие годы они были просто выброшены за ненадобностью. 
Фото авторов.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать