В Ярославском музее-заповеднике теперь можно изготавливать офорты и гравюры

В Ярославском музее-заповеднике теперь можно изготавливать офорты и гравюры. Там прошла презентация современных моделей печатных машин, воссозданных по образцу XVII века.

Первый испытатель печатной машины в музее-заповеднике по совпадению оказался тезкой русского первопечатника Ивана Федорова.
Примерно на таком станке, который воссоздали угличские мастера по чертежам 17-го века, начиналась история книгопечатания на Руси. В первых станках такого типа, появившихся в Германии, рычаг тянули несколько человек. Теперь даже маленькая девочка может справиться с прессом для оттиска гравюр.
Как рассказал ведущий специалист Музея искусств Санкт-Петербурга Николай Сердюков, в графической печати существуют три вида - высокая, глубокая и плоская. Как раз на прессовых станках печать высокая. Типографская краска накатывается валиком на выступающую часть печатной формы, и далее - под пресс.
Николай Сердюков, генеральный директор «Центра графического искусства Санкт-Петербургского Союза Художников»: «Офорт травится в глубину, и на влажную бумагу из глубины металла - меди, латуни, стали, цинка, железа – изнутри вытягивается краска, и очень тонкий штрих. Ну, знаменитые офорты Рембрандта».
Кстати, в то время художник сам не резал, он только рисовал эскизы. Поэтому у всех офортов Рембрандта и гравюр Дюрера есть безымянные соавторы.
Для изготовления монотипии краска накатывается на металлическую пластину. Затем рисунок нужно процарапать. Первый оттиск снимается с пластины, второй уже печатается на станке. И в итоге получаются два изображения — негативное и позитивное. Офортный станок был сделан в 60-е годы в Подольске. Раньше его можно было найти почти в каждой мастерской художника.
Николай Сердюков, генеральный директор «Центра графического искусства Санкт-Петербургского Союза Художников»: «При переходе на коммерческие рельсы потеряли огромное количество художников. Если раньше было в Ленинграде 300-400 художников, работающих в этих техниках, то сейчас, дай Бог, если живет этим человек 20».
Еще в конце 19-го века для печатания журнала «Нива» резали гравюры. В наши дни этот вид творчества становится все более экзотическим.
Городской телеканал

Поделиться
Комментировать