Видишь цирк, а плакать хочется

При виде бурого симпатяги мишки, жонглирующего тузами и пиками, и великого Никулина, растерянно глядящего на яичные скорлупки, из которых вылупился цыпленок (вот тебе и фокус!), лицо расплывается в умильной улыбке. Но она тут же гаснет, ибо глядя на рамочки, обрамляющие шедевры, хочется плакать.

 ЗА 15 ЛЕТ, что прошли с того момента, как автор картин Владимир Щукин покинул этот мир, над его творениями изрядно потрудились крысы. Хвостатые беспредельщицы пировали в 10-метровой мастерской на Салтыкова-Щедрина. Приютом муз каморку на цокольном этаже с протекающими трубами можно назвать с большой натяжкой. Ее Щукину в свое время выделил домоуправ в обмен на рисование объявлений. Даже на такое неказистое хозяйство все время кто-нибудь да покушался. Одно время хотели отдать ветеранам-афганцам под клуб. Только при помощи одного из депутатов комнатку отстояли. Сколько нервов это Владимиру Михайловичу стоило! Курил беспрестанно и помер в конце концов от рака. А теперь мастерская продана мэрией предпринимательнице Ольге Волковой за 320 тысяч рублей. Союз художников не смог ее отвоевать. И большего лишались, у живых, заслуженных отбирали, а тут человека уже нет на свете. Да и званий у него никаких не имеется.- С Володей мы вместе учились в Ярославском художественном училище. Первый год я не поступила и он, а на второй обоим повезло. Судьба. Шутка ли - 45 лет вместе прожили!


«Наследство» ей девать некуда, вся квартира завешана и однушка сына тоже. Незадолго до смерти Владимир Михайлович выстроил двухэтажный дом в деревне Горка Холмогорского района Архангельской области. Почему так далеко? Это родина его матери.


Женщина она была уникальная, работала сапожником. Часто приговаривала: «Под каждым каблуком рубль», а в письмо сыну всегда вкладывала трешницу, чтобы отвечал быстрее. Верхний этаж дома Владимир Михайлович оборудовал под мастерскую. Увы, пожить в нем не довелось.


Тамара Васильевна ездит в эти места каждое лето и живет до клюквы. Но перевезти туда картины нереально, очень далеко, да и от людских глаз они будут спрятаны. 17 пейзажей она отдала в Емецкий краеведческий музей Рубцова. Николай Михайлович этого поэта любил безмерно.


Членом Союза художников выпускник столичного ВГИКа так и не стал, несмотря на то, что четыре раза подавал документы. Учитель Германа Блинова, Андрея Аранышева, Александра Кравцова, друг Юрия Норштейна мыкался, искал разные подработки. Трудился художником-постановщиком в Волковском театре, работал над спектаклем «Характеры» по рассказам Василия Шукшина.


В его облике и впрямь было что-то шукшинское. Чем-то он неуловимо напоминал автора «Калины красной». Лицо доброе, открытое, но характер не из легких. Не поладил с также отличавшимся крутым нравом Фирсом Шишигиным. Поссорились из-за декораций. Потом рисовал афиши для цирка, был педагогом изостудии ДК Добрынина. Жил трудно.


Писал на обеих сторонах, часто записывал уже готовое - не хватало материала. За «цирковую» серию из 30 работ Тамара Васильевна волнуется больше всего. Очень хочется, чтобы она осталась в Ярославле. Как-то на юбилее Ярославского цирка она показала полотна сыну Юрия Никулина. Тот заинтересовался, а про фокус с цыпленком сказал, что вроде у отца не было такого номера. Тамара Васильевна только улыбнулась: ведь все эти жонглеры и силачи - чистая фантазия. О помощи наследника она тогда просить не стала. Тому было не до нее: под водочку с космонавтами беседовал.


Но особенно хороши у художника марины в духе Айвазовского. Владимир Щукин в свое время увлекался судомоделизмом, и корабли, снасти, все выписано с большой тщательностью. Тонкая работа. Жаль вот только пристроить эту красоту некуда.


Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать