Владимир Середа из Середы

Не зря в нашей области проходят дни городов: помимо праздничного гулянья это всегда повод открыть что-то новое, познакомиться с интересными, талантливыми земляками. На Дне города Данилова таким человеком стал двадцативосьмилетний художник Владимир Середа. ЕГО работы с интересом рассматривали и даниловские школьники, и искушенные коллеги по цеху. По признанию Владимира, над монументальной картиной «Повалишка» о битве даниловцев с поляками, которую ему заказал Даниловский краеведческий музей, он работал почти год. Ходил на место былых сражений, изучал историческую литературу.
Как известно, во время польско-литовской интервенции в 1607 году один из отрядов, возглавляемый паном Лисовским, подошел к Даниловской слободе и стал грабить и убивать жителей, жечь дома и постройки. Под руководством воеводы Федора Шереметьева было собрано ополчение и оказан отпор незваным гостям. Кровопролитное сражение развернулось за рекой Пелендой, где даниловцы «повалили» поляков. С тех пор это место стало называться Повалишкой.
Батальный жанр, раскрывающий особо важные моменты в битве и демонстрирующий героику сражений, довольно сложный. В своей работе Владимир Середа осознанно преувеличил масштаб и пафос происходящего, хотя в действительности все наверняка происходило гораздо более жестоко и прозаично.
В «Повалишке» все как у Лермонтова: «смешались в кучу кони, люди». На первом плане упавший на колено поляк с испуганным лицом. Еще мгновение, и его пронзит копье русского всадника. Рядом на вздыбленном коне воевода Федор Шереметьев с поднятой булавой. Владимир Середа признается, что образ даниловского героя писал по принципу известного советского плаката: «Ты записался добровольцем?»
Любовь к истории у Владимира появилась с первой работы «Князь Владимир выбирает веру». А за год, пока он писал «Повалишку», родились и другие произведения исторической тематики, представленные в картинной галерее: «Князь Даниил», «Лот с дочерьми», «Устал».
Библейский сюжет о племяннике Авраама Лоте, который вступил в кровосмесительную связь со своими дочерьми, родившими ему сыновей, был очень популярен среди художников эпохи Возрождения. Здесь можно вспомнить работы Хендрика Гольциуса, Франческо Фурини, Иоахима Эйтевала, Адриана ван дер Верффа. Но у Середы свое видение и решение канонического сюжета.
В работе «Устал» перед зрителем предстает развалившийся на стуле палач, придерживающий за рукоятку огромный топор. Позади столб виселицы. Лицо палача в красной рубахе скрывает маска. Он устал. Вешать и рубить головы. Но по задумке автора это не какой-то конкретный палач, не какая-то конкретная эпоха, это образ жестокости.
Трудно описывать работы Владимира Середы, потому что их надо видеть. Каждая
по-своему талантлива, у каждой хочется остановиться и поразмышлять не только о том, что хотел сказать в ней художник, но и о жизни вообще.
Владимир Михайлович Барсуков родился
6 февраля 1983 года в селе Середа Даниловского района. Отсюда и творческий псевдоним. Кроме него в семье было еще четверо детей. Двое старше и двое младше. Владимир с детства много читал, особенно историческую литературу и книги о живописцах. А еще, забравшись в угол, он любил срисовывать картинки из книжек. В восьмом классе его отдали в школу искусств, потом он поступил в художественное училище.
Владимир Середа участвовал в «Молодежной выставке» в Ярославле (2004 год), в выставках работ даниловских художников (2007 и 2010 годы). В настоящее время работает руководителем художественной мастерской даниловского дома художественного творчества.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать