Выставка «РЕДКИЙ ФОНД. Уникальные издания из собрания Политехнической библиотеки, Ярославского музея-заповедника и их характеры»

2 октября 2012 в 13.15 в Ярославском музее-заповеднике открывается выставка "РЕДКИЙ ФОНД. Уникальные издания из собрания Политехнической библиотеки, Ярославского музея-заповедника и их характеры". Здесь будут представлены издания из фонда редких и ценных изданий и основного фонда Политехнической библиотеки и из фонда редких книг Ярославского музея-заповедника. Это мероприятие знаменует собой начало сотрудничества Политехнического музея (Москва) и Ярославского музея-заповедника в области выставочной деятельности.

Организаторы: Политехнический музей / Музейно-выставочное объединение "Столица" / Ярославский музей-заповедник


При участии: Фонда развития Политехнического музея, Агентства "Творческие индустрии", Ассоциации менеджеров культуры, Компании "Культурные стратегии", Компании "Smart Balls".


В 2012 году Политехнический музей отмечает свое 140-летие. Парадоксально, но Политехническая библиотека уже через два года отпразднует свое 150-летие. Как и в истории древнего мира, в России середины XIX века, идея необходимости собирания и распространения научных знаний воплотилась в формате библиотеки и опередила музейную практику – коллекционирование, классификацию, хранение предметов… История книжного собрания Ярославского музея-заповедника немного короче и восходит к научной библиотеке Ярославского Госмузея, которая была открыта для общего пользования в 1924 году. Фонд редких книг Ярославского музея-заповедника относится к числу самых ценных коллекций музея. По своей исторической, культурной, научной значимости собрание не имеет аналогов в русской провинции и является памятником национального и мирового уровня. Книжная коллекция музея отражает все этапы истории русской книги.


В экспозиции выставки – 16 книг из трех с половиной миллионов изданий, составляющих сегодня одно из крупнейших собраний научно-технической книги в России и одна книга из редкого фонда Ярославского музея, насчитывающего около 12 тысяч томов.


Книга – это такой предмет, который нам привычнее держать в руках, медленно разглядывать, листать, ощущать гладкость или шершавость страниц, слышать запах типографской краски, кожаного переплета, времени… Иначе говоря, обычно книга предмет индивидуального, даже интимного, потребления. С книгой общаются один на один, в том числе и в библиотеке. На выставке, тем более на выставке редкой книги, все по-другому: книгу нельзя взять в руки и время посещение музея не располагает к длительному чтению. Учитывая сказанное, авторы выстроили вокруг книги, как загадочного и прекрасного объекта, запертого в витрине, активный и разнообразный сюжет, историю.


Символическим сюжетом оказалась на выставке следующая история: русский перевод "Капитала" Маркса опубликован в 1872 году – это влиятельное издание (его российский тираж был в три раза больше, чем немецкий) по времени совпало с выпуском указа Александра II об учреждении комитета по организации Музея прикладных знаний (будущего Политехнического музея).


Также чрезвычайно неожиданный сюжет под названием "О ГОРОДЕ, В КОТОРОМ «ЖИТЕЛЕЙ ОБОЕГО ПОЛА 33,197» разворачивается вокруг книги из Ярославского собрания «Прогулка по 12-ти губерниям с историческим и статистическими замечаниями в 1838 году Павла Сумарокова». Автор – сенатор, писатель, тайный советник – посетил в числе прочих и Ярославскую губернию, о которой оставил самые лестные отзывы: «Очень ошибаются в столицах полагая что у них только немерцаемый свет, а в провинциях сумерки. Посмотрите на здешния собрания, барыни хорошо воспитаны, одеты по тем же журналам, девицы скромны, любезны, мущины образованы, вежливы. Хотите языков, и услышите разговоры по Французски, не хуже ваших. В Ярославле можно забыть о Петербурге и Москве».


Странные структуры из медных трубок, зеркала и зеленые шторы, странное соединение эстетики XIX века и стимпанка: мультимедийного и текстового, приглушенный свет, мелькание изображений на разномасштабных экранах и негромкая, но активная «звуковая атмосфера», возможность читать тексты, цепями прикованные к торшерам, или отвечать на простые и сложные вопросы, листая перекидные конструкции-угадайки, – все это открывает для зрителя множество возможностей ЧТЕНИЯ. Одни смогут погрузиться в атмосферу «музейно-книжного мира», другие – включиться в долговременное изучение текстов и видео, третьи – на короткое время прильнуть к мультику об арифметике, или – чуть подольше – к мультимедийной презентации «"Капитал" Карла Маркса за 10 минут».


Куратор выставки – известный деятель музейного и художественного пространства Георгий Никич, куратор многочисленных выставочных проектов, член правления Международной ассоциации искусствоведов, куратор форума «Культура +», главный куратор Московского международного форума художественных инициатив, преподаватель факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук, а автор книг и статей по проблемам современного изобразительного искусства, эксперт по вопросам художественного рынка.


Контакты: тел.: (4852)30-74-76 / координатор выставки Екатерина Змеева /пресс-секретарь Ярославского музея –заповедника Мирослава Стецюк

Персоны открытия выставки "РЕДКИЙ ФОНД. Уникальные издания из собрания Политехнической библиотеки, Ярославского музея-заповедника и их характеры"


Гнедовский Михаил Борисович


Институт культурной политики


Директор


к.и.н.


В конце 1990-х и до закрытия Фонда Сороса в России руководил программой "Культура" Института "Открытое общество". В настоящее время директор аналитического, проектного и консультационного агентства "Институт культурной политики". Является экспертом Совета Европы и членом Правления Европейского музейного форума.


Георгий Анатольевич Никич-Криличевский


Кандидат искусствоведения. Заместитель председателя секции художественной критики отделения Союза художников Москвы. Куратор Московского международного форума художественных инициатив. Эксперт и лектор по темам художественного рынка и кураторской практики художественных выставок.


Член Правления международной Ассоциации искусствоведов и критиков (АИС), член Попечительского совета Института культурной политики (Москва), член Международной Ассоциации художественных критиков (AICA).


Автор книг и статей по проблемам современного изобразительного искусства, куратор выставочных проектов, эксперт по вопросам художественного рынка (радиостанция “Эхо Москвы”, издательский дом “КоммерсантЪ”, журнал “Эксперт”), дизайнер и консультант PR программ.


Ведет курс «Менеджмент современного искусства».

 Ярославский музей-заповедник

Поделиться
Комментировать