Камни преткновения

«Стоунхендж» в Норском – настоящая головоломка для историков

На окраине Ярославля, в Норском, около некоторых деревенских домов лежат странные валуны. В каждом имеются два или четыре квадратных или круглых отверстия, расположенные в нескольких сантиметрах друг от друга. Их происхождение, как и назначение камней, – большая загадка. 

– Услышав от местных жителей об этих валунах, мы очень заинтересовались! – рассказывает ярославский историк-краевед Светлана Чернецова. – Ведь по описанию они напоминали известные по всему миру камни-чашечники. Называются так потому, что имеют множество круглых отверстий в виде чашечек. С коллегой из Финляндии, которая более двадцати лет занимается этой темой, решили узнать все о норских валунах.


Оказалось, таких камней в поселке 19, все они одинаковой величины и с идентичными отверстиями. Расположены исключительно на двух улицах – Садовой (раньше она называлась Заулок) и Краснохолмской (в старину – Гора). И еще один валун лежит особняком около церкви Архангела Михаила.
Любопытно, что в Финляндии сакральных камней, похожих на ярославские, выявлено более ста, и все они находятся под охраной государства как памятники железного века. А в Эстонии их количество вообще перевалило за тысячу. 
– Чашечники – это жертвенные камни, – рассказывает историк-лингвист из Хельсинки Арье Альквист. – В них выдалбливались или вытирались круглые отверстия. Язычники могли наливать туда масло или первое молоко коровы, сыпать свежие зерна. Это была жертва для духов-покровителей, которые, считалось, обитали в камнях. 
Вообще «каменная» тема для Ярославского края хоть и мало изучена, но небезызвестна. В нашей области найдено около десятка камней-чашечников – в Ростовском и Борисоглебском районах. Связь их с финскими жертвенными камнями не вызывает сомнений у специалистов из Хельсинки. Они предполагают, что эти «сувениры» оставило нам финно-угорское племя меря, которое жило на нашей земле еще до принятия христианства. 
Но вот с камнями в Норском все оказалось сложнее: аналогов им не найдено.
– Если в классическом камне-чашечнике может быть несколько десятков симметричных круглых отверстий, то в норских камнях одно круглое и одно квадратное идут парами. И таких пар максимум две, – говорит Светлана Чернецова. 
В некоторых отверстиях видны следы ожелезнения. Появилось предположение, что камни связаны с гвоздарным промыслом. Действительно, наличие в окрестностях болотной руды позволяло жителям ковать гвозди и возить их в столицы. Но нет документальных свидетельств, что при этом использовались камни. 
Тогда историки начали рассматривать другие версии. На некоторых валунах слева от круглой чашки они заметили углубления, напоминающие следы человеческой стопы. Быть может, норские валуны имеют отношение к еще одному виду сакральных камней – «следовикам»?
– Подобные реликвии находят, например, в Ивановской и Костромской областях, – поясняет Светлана Борисовна. – Люди верили, что на такой камень ступил святой, оставив отпечаток. 
Дождевую воду, собирающуюся в углублениях следовиков, считали целебной – ее пили, ею обмывали больные места. И легенды о ней обязательно передавали из поколения в поколение. Но старожилы Норского и слыхом не слыхивали о подобных чудесах. Единственная местная версия о предназначении валунов – «о них косу затачивали» – не произвела на историков впечатления.
– Очевидно, что эти камни неоднократно перемещали, и где они находились изначально, теперь сказать сложно, – рассуждает Арье Альквист. – На данный момент их сакральная принадлежность под вопросом. Но даже если в XVIII–XIX веках ярославцы приспособили их под производство гвоздей (в квадратном углублении делали ножку гвоздя, в круглом – шляпку), это не значит, что раньше на них не приносили жертвы.
Еще один факт может говорить в пользу сакрального предназначения норских камней: на нынешней Садовой улице в старину селились колдуны и ворожеи. Об этом рассказала директор поселкового школьного музея. Она обнаружила завещание местного жителя Якова Преснухина, написанное им в 1935 году. В бумаге тот упоминает, что свой дом купил у одного из колдунов. 
Вопросов в этой истории пока больше, чем ответов, но исследователи останавливаться не намерены.
– Работа будет продолжаться, а пока хорошо бы решить вопрос о сохранности камней как памятников, – предлагает Светлана Чернецова. – А то несколько валунов уже используют для ограды одного из домов.
Анна КОУЗОВА
"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать