Быть учителем станет престижно

Все родители понимают, что, отдавая ребёнка в детский сад и в школу, они доверяют его не абстрактной системе образования, а конкретному педагогу, у которого своя жизнь, проблемы, нервы. И, увы, не слишком высокая зарплата. Было бы наивным думать, что она не сказывается на уровне образования – нельзя вечно «выезжать» на энтузиазме учителей.
К первым «звоночкам» больших перемен можно отнести нацпроект «Образование»: государство стало выделять солидные суммы на оснащение школ современной техникой, а лучшие учителя начали получать десятки и сотни тысяч рублей в виде грантов. Но средний уровень зарплат оставался крайне низким. И вот теперь руководители страны заявляют: это в прошлом, в ближайшее время зарплата педагогов вырастет до средней по региону. Можно ли считать это знаком того, что государство и общество кардинально изменили отношение к образованию?
Сложнее – значит интересней
Алексей Бутусов два года назад, окончив вуз, пришёл работать в Красноткацкую школу. Преподаёт русский язык, литературу, изобразительное искусство. И уже год – классный руководитель. Говорит, в вузе профессия виделась несколько иной, но – в деталях. В целом разочарования нет.
– Класс непростой. К сожалению, дети не читают, кругозор узкий, – рассуждает он. – Все разговоры – о ТВ, сериалах, у кого какой телефон... Увлечь их своими предметами сложно. С другой стороны, именно это и интересно!
Жалобы учителей на зар­плату давно стали настолько привычными, что и от Бутусова ждёшь того же. Но оказывается, он жалованьем вполне доволен.
– У молодого специалиста в сельской школе зарплата хорошая. Есть надбавки, премии, оплата коммунальных услуг. Пожаловаться не могу, – говорит Алексей.
Лет десять назад, когда вся страна приходила в себя после дефолта, услышать такое было почти невозможно. Профессия ассоциировалась с бедностью, большинство выпускников педагогических вузов не рассматривали её всерь­ёз. Государство, по мнению педагогов, злоупотребляло их энтузиазмом: они, странные, и так работают, зачем платить больше?
То, что точка минимума пройдена, стало понятно в сентябре прошлого года. Несмотря на кризис, власти подняли зарплату педагогам на 10 процентов. В сентябре этого года – ещё на 30 процентов.
Сегодня учителя зарабатывают в среднем 14 тысяч 750 рублей в месяц. Это примерно на 2 тысячи меньше, чем в среднем по области.
– Есть чёткое поручение губернатора Сергея Вахрукова: в 2012 году зарплата должна сравняться со средней по экономике региона, – объяснила начальник областного департамента образования Татьяна Степанова.
Для областного бюджета это означает увеличение расходов на внушительную сумму. Но по сути это – инвестиции в человеческий капитал, без которого не будет никакого экономического роста.
– Мы отдаём себе отчёт в том, насколько важным является качественное образование. Мы развиваем экономику – в область приходят крупные инвесторы, и им нужны высококвалифицированные кадры. Кто их готовит? В первую очередь – школа. Поэтому мы будем делать всё, чтобы создать вам хорошие условия работы, но, безусловно, будем требовать хороших результатов. Когда вы придёте работать в школу, зарплата будет превышать уже 20 тысяч рублей, – так прокомментировал политику региональных властей губернатор Сергей Вахруков на встрече со студентами Ярославского государственного педагогического университета.
Расходясь, будущие учителя обсуждали слова губернатора примерно в таком ключе: зачем идти в менеджеры за те же 15 – 20 тысяч, когда можно заниматься любимым и уважаемым делом?
Одна из студенток, до­ждавшись окончания встречи, подошла к Сергею Вахрукову, чтобы ещё раз уточнить: «Правда, что учителям жильё будут дарить?».
Подарков всё же не будет. Но то, что областные власти принимают беспрецедентные меры, чтобы привлечь на село молодых учителей, – безусловно, правда.
Уже со следующего года государство будет платить за них первый взнос по ипотечному кредиту и оплачивать часть ставки банка – по предварительным расчётам, до 7 процентов.
«У нас лучшая профессия!»
– Вот, это уже шестой номер, – с гордостью показывает классную газету Алексей Бутусов. – Все материалы – о жизни ребят, поэтому они с огромным интересом относятся к газете: сами предлагают темы, пишут статьи. А мне очень приятно, что это «работает» – я вижу, как дети меняются, как у них горят глаза, и это ужасно радует.
Ещё у 6-го «А» есть свой классный фотоальбом, необычная авторская рабочая тетрадь, проводится масса внеклассных мероприятий. Новое поколение учителей отличает деятельный, инициативный подход к работе. Чтобы учёба была интересной для школьников, они делают её интересной для себя, стараются расти в профессии, отходят от канонов.
А новая система оплаты труда это поощряет: награды за личные победы вместо «уравниловки». Участие в образовательных проектах и конкурсах может принести весомую прибавку к зарплате.
– У нас система поощрений, премий тоже всегда существовала, – показывает свои грамоты и дипломы воспитатель детского сада Марина Титова. – Но крайне низкая зарплата всё это перевешивала.
Действительно, дела в дошкольном образовании всегда обстояли печально даже по сравнению со школьным. Но и здесь – впервые за долгие годы – есть перемены. Молодые воспитатели – уже не редкость, и у «стажевиков» появляется осторожный оптимизм.
– Обратили внимание на дошкольных педагогов и наконец-то подняли зарплаты. Это большой плюс, – считает Марина Титова. – Меры нужные. И мы смотрим на государство с надеждой. Если уж на нас обратили внимание, то будут и следующие шаги в помощь детским садам и воспитателям.
Заработная плата – важный, но не единственный рычаг, который будет постепенно поднимать уровень образования, говорят в областном правительстве. За ближайшие 2 – 3 года планируется полностью закрыть дефицит мест в детских садах и начальной школе.
– Мы будем строить не просто детские сады, а в ряде муниципальных районов дет­ские сады-школы. Такой опыт есть. Будем перестраивать здания под эти цели, – сказал Сергей Вахруков.
Приятной для родителей новостью стали и бесплатные учебники для первоклашек. А ещё регион получил федеральный грант в 135 млн. на приобретение современного оборудования для школ.
В общем, областные власти держат слово: как только появляется возможность (то есть бюджетные средства), следуют конкретные меры по развитию системы образования.
Когда Сергей Вахруков накануне Дня учителя встречался с представителями педагогического сообщества, они сетовали на то, что труд преподавателя молодёжь всё ещё часто воспринимает как подвиг, самопожертвование.
Когда беседуешь с Алексеем Бутусовым, такого ощущения не возникает. Человек на своём месте, занимается любимым делом – вот и всё.
– Но материальная составляющая важна, конечно, – говорит он. – Это то, что позволяет спокойно работать.
Северный край
Поделиться
Комментировать