Чисто девичья наука

Если в детстве малышка не научилась играть в куклы, она не сможет стать хорошей матерью, уверены в Ярославской женской гимназии – Вот здесь у нас сменная обувь для занятий по хореографии, на полочке – для ритмики, а тут – просто для обычных уроков физкультуры. В этом уголочке висит школьная форма, а за дверью первоклашки спят – у них тихий час, – проводит небольшую «вводную» экскурсию директор учебного заведения Елена Колбешина. Понять разницу

– Класс для ребенка начальной школы – дом родной, он должен быть уютным, привычным, «своим», – убеждена Елена Иннокентьевна.
Именно поэтому у каждой девочки в гимназии есть индивидуальный шкафчик. Можно принести из дома любимые игрушки, книжки, «секретики». Столы в столовой покрыты кружевными скатертями. А в классах – мягкая мебель.
Идея создания женской гимназии созрела у Елены Колбешиной в середине 90-х годов прошлого века. В то время, работая в ярославской школе №42 и воспитывая своих детей Артема и Арину, Елена Иннокентьевна четко поняла, что ежегодно учиться приходят не просто дети, а мальчики и девочки со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, разные по своему биологическому возрасту. Школа же готовится просто к встрече с детьми.
Считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать конкретными навыками и знаниями. Однако пол при этом никто не учитывает. Со своими предложениями Елена Колбешина обратилась в департамент образования мэрии Ярославля. Там ее поддержали. И когда школьное образование получило некоторую свободу, решили попробовать воплотить замысел в жизнь. Долго готовились сами, готовили родителей. Четырнадцать лет назад, 1 сентября 1998 года, начали обучение детей по гендерному принципу. В основу обучения юных учениц педагоги положили принцип природосообразности. Иначе говоря, в гимназии учебно-воспитательный процесс реализуется с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей.
Без комплексов
– Все мы знаем, что девочки в своем развитии опережают мальчиков. Что происходит в обычной школе? Учитель в начальных классах ставит в пример того, кто лидирует, доставляет меньше хлопот, то есть девочек. А у мальчиков начинает вырабатываться комплекс «неуспешности». Получается, что девчонки «забивают» мальчишек на начальном пути их личностного становления. Четыре года мальчики бегут за девочками и постепенно начинают уставать. Отсюда и привычка наших мужчин прятаться за женскими спинами и прикрываться их успешностью, – объясняет суть гендерного подхода в обучении Елена Иннокентьевна. – В моей педагогической практике был случай, когда хороший ученик до 11-го класса не мог отвечать у доски. Позже выяснилось, что в 5-м классе появилась девочка, в которую он влюбился, но боялся признаться в своих чувствах. От этого появились комплексы. В обычной смешанной школе уже к седьмому классу мальчишек практически невозможно вытащить на сцену на внешкольном мероприятии.
Учение девочек в женской гимназии от образования детей в смешанных школах по программе принципиально ничем не отличается. Просто для учениц женского пола требуются, по словам их педагогов, совершенно иные подходы к преподаванию.
– Подача базовой программы, какой бы она ни была, при раздельном обучении принципиально различается, – утверждает Елена Колбешина. – Скажем, мальчики усваивают информацию сразу, их нужно нагружать в начале урока. У девочек все наоборот: их нужно сначала разогреть, настроить, проверить домашнее задание. Все наши девочки уверены в себе, активны.
В школе преподаются и чисто «дамские» науки. Девочек учат вышивать, вязать, гладить, стирать, сервировать стол, готовить и придумывать рецепты. Первоклассницы уже могут скроить себе блузку и приготовить нехитрое блюдо, а девочки постарше – праздничный ужин, а заодно и спланируют семейный бюджет. Заслуживает особого внимания курс «Введение в сознательное материнство».
– Сегодня девочки перестали играть в куклы, – с сожалением говорит Елена Иннокентьевна. – Мы пытаемся исправить ситуацию. У нас создан музей этой игрушки, внедрен воспитательный проект «Колыбельная для куклы», работает студия «Куколка» по пошиву игрушечной одежды. Недаром китайская мудрость гласит: если в детстве девочка не научилась играть в куклы, она не сможет стать хорошей матерью.
Хотим расти!
И жила бы школа-гимназия себе спокойно. Вводила новые образовательные программы, сберегающие здоровье технологии и приспосабливала девичий организм к соответствующим функциональным задачам. Но два года назад на педагогов и детей свалилась настоящая беда. Чиновники департамента образования мэрии Ярославля вдруг пригрозили забрать у гимназии здание. Дескать, пора отдать его под детский сад. Такова, мол, директива руководства страны. А маленьких гимназисток предложили перевести в крыло школы №34. Родители и ученики категорически отказались освобождать помещение и переезжать в предлагаемое место.
– Все дело в том, что наши дети тоже достойны учиться в отремонтированной хорошей школе, где есть специально оборудованный спортивный зал, уютная гостиная, сделанная руками родителей и педагогов, вместительная столовая, а также классный актовый зал! Да, раньше это здание занимал детский сад. Но нам его отдали на законных основаниях. С помощью родителей мы привели школу в отличное состояние, закупили оборудование, компьютеры, глазные тренажеры. И тут она кому-то приглянулась, – делится наболевшим Елена Колбешина.
Двухгодичные мытарства смогли выдержать не все. Из-за нервотрепки несколько учениц покинули учебное заведение – неуверенность в завтрашнем дне мешала девочкам заниматься.
Как же счастливы были учителя и родители, когда с последнего педсовета, состоявшегося во второй декаде марта этого года, пришла радостная новость. Ее сообщила директор областного департамента образования Татьяна Степанова: никаких решений о передаче школы детсаду нет, поэтому гимназистки и их педагоги могут быть спокойны.
Здоровье и счастье детей – вот главная жизненная цель хороших отцов и матерей. И если не первый год родители ярославских гимназисток обивают пороги департамента образования и просят перевести начальное учебное заведение в статус среднего образовательного, значит, в женской школе все-таки есть необходимость. Статус позволил бы девочкам отучиться на одном месте с 1-го по 11-й класс, а самой гимназии – иметь перспективы.
И может быть, девушки, окончившие гендерную школу, действительно станут счастливее и успешнее своих подружек в карьере и семейной жизни. Во всяком случае их педагоги уверены в этом.
Справка «ЯР»
Использование гендерного подхода в учебно-воспитательном процессе – это обычная практика классических гимназий дореволюционной России. В СССР раздельное обучение было вновь введено в 1944 году по инициативе товарища Сталина. Однако в 1954-м эксперимент прекратили. В середине девяностых годов прошлого столетия вновь появились светские школы: гимназии и институты благородных девиц.
"Ярославский регион"
Поделиться
Комментировать