Есть шанс открыть Ярославль заново

Фестиваль идей «Архитектура движения» начался с эксперимента.
Сентябрь снова стал в Яро­славле месяцем свежих идей развития города через творческие инициативы и проекты, в том числе и те, что удивить могут кого угодно. Даже такой человек без комплексов, как куратор всех пяти фестивалей «Архитектура движения», кандидат искусствоведения Юлия Кривцова его открытие на ярославской фабрике «Корд» называет (правда, не без некоторой доли лукавства) не просто экспериментом – проектом «странным».
Всё выглядело так. В субботу вечером, когда на фабрике технических тканей ЗАО «Корд» заступила на рабочие места ночная смена и с улицы через стены трёхэтажного основного корпуса слышался ровный гул станков, в той половине его огромного, с высоченными потолками прядильного цеха, что по ходу идущей на фабрике модернизации оказалась не у дел, волонтёры повесили видеоэкран, расставили перед ним стулья для зрителей, освободили площадку для перформанса, нашли место для бара с минералкой, пепси и коктейлями под бутерброды.
В проходной пропускали по паспортам, но в цехе никакой охраны мы не обнаружили. На противоположном дальнем его конце, отгороженном пустыми бобинами для пряжи и заградительной лентой, как ни в чём не бывало занимались привычным делом станочницы. К слову, сверхпрочная ткань ярославского производства из кручёной нити по-прежнему в ходу – идёт и на борта покрышек, и на конвейерные ленты, и на оболочки надувных госпиталей и столовых, которые, когда потребуется, сбрасывают с самолётов, и на знакомые каждому обрезиненные перила эскалаторов Московского метро.
Компания собралась до того разночинная, что даже трудно сказать, где бы ещё могли они оказаться вместе и пообщаться, как здесь, в свободном режиме – волонтёры-студенты, деловые люди при галстуках, скромно одетые библиотекари и музейщики, гламурного облика молодёжь, оказавшись бок о бок с руководством «Корда» во главе с гендиректором, выпускником Демидовского университета, кстати, кандидатом экономических наук Алексеем Москвиным.
После краткого привет­ственного слова с приглашением на экскурсию по фабрике гендиректор и его команда сразу попали в ту неординарную ситуацию, когда, пусть на один вечер, оказались они, можно сказать, в гостях, оставаясь у себя дома. Вместе со всеми смотрели слайды питерского фотографа Марии Павловой (например, читателям «Коммерсанта» это имя знакомо по снимкам в его изданиях) – сделанную на «Корде» к открытию фестиваля портретную галерею тех горожан, кто откликнулся на приглашение через социальные сети по­участвовать в экспериментальной фотосессии в индустриальном интерьере.
Ещё одним, а может быть, и главным гвоздём программы стал показ эскизных разработок к проекту архитектурного «Кремнёв-ателье» под условным названием «От хлопка к культуре» с комментариями директора Агентства творческих инициатив Сергея Кремнёва и его соавторов. Без остановки производства (!) предлагают они развернуть на свободных площадях фабрики культурно-деловой центр с театральным залом, архитектурным бюро, студиями дизайна и фотографии, репетиционной базой современного танца, зелёной зоной, плавательным бассейном, дорожками для променада не только в фабричном дворе, но и на просторных крышах цехов.
Своеобразным приложением «здесь и сейчас» к архитектурному фэнтези стал финальный перформанс. Пройти на деле путь «от хлопка к культуре» кураторы фестиваля по­ручили в тот вечер сборной
команде ярославских танцовщиков стиля «контемпорари». Две недели восемь исполнителей и хореограф из Нью-Йорка Елена Демьяненко сочиняли спектакль по впечатлениям от перечитанного текста «Слова о полку Игореве» и город­ских пейзажей древнего города. Как одно с другим вяжется, наверняка каждый зритель понял по-своему. Зато все увидели в тот вечер, что действо, рождённое свободным порывом души, нормально смотрится и под гул станков.
В конце вечера инициаторы акции встали в кружок, чтобы сверить впечатления.
– Как использовать площади, освободившиеся в ходе модернизации производства, – проблема мировая, а не только ярославская или общероссийская. Известна и международная практика превращения индустриальных пространств в площадки действующей культуры, – напомнил гендиректор «Корда». И дал такое резюме: – Кураторы фестиваля пришли к нам, как мы видели, не с пустыми руками, а ход презентации показал, что это интересно самым разным людям. Мы не скрываем, что свободных инвестиций для продвижения задуманного в жизнь у «Корда» пока нет, но мы готовы к сотрудничеству. Уникальный проект заслуживает внимания и бизнеса, и власти – ведь в одушевлённой среде спорится любое дело.
Фестиваль «Архитектура движения» продолжается. Позади «резиновый пикник» на стадионе «Каучук» посёлка Резинотехника, акция «Верни себя городу» с виртуальным участием ярославцев, живущих по всему миру, первая из трёх запланированных «спонтанных бесед» в книжной лавке Юрия Шевцова в «Арс-форуме». Вчера об умных способах борьбы с вандализмом на городских улицах – о том, как можно мирными творческими средствами противостоять, допустим, незаконной расклейке объявлений или художествам самозваных авторов граффити, размышлял в студии дизайна в Мукомольном переулке гость из Москвы Эркен Кагаров, вице-президент академии графического дизайна, один из немногих в нашей стране специалистов, исследующих городское простран­ство как единое целое.
Поделиться
Комментировать