И с песнею в стрелковые пойдём кружки

В нашей армии служить – дело непростое. Особенно для тех молодых людей, кто до восемнадцати лет не держал в руках никакого оружия, кроме пластмассового автомата, никогда не бегал кросса и ни разу не заглядывал под капот папиного автомобиля. Чтобы подготовить парней к службе в армии, в СССР и было создано добровольное военно-спортивное общество ОСОВИАХИМ, трансформированное затем в ДОСААФ, а ещё позднее – в РОСТО. Под его эгидой работали секции парашютного и автомотоспорта, различные военно-технические кружки, автошколы, проводились соревнования. После развала Союза пришёл в упадок и ДОСААФ. Зарастали кустарником аэродромы, сдавались в утиль самолёты и мотоциклы, закрывались секции и кружки. Такая картина наблюдалась по всей стране, и Ярославская область не была исключением.




фотограф Сергей МЕТЕЛИЦА
О том, что в армию приходят абсолютно не подготовленные к службе ребята, говорилось давно. Но особенно остро вопрос встал после перехода на годичную срочную службу. За год невозможно подготовить хорошего специалиста, если даже освободить его от нарядов по кухне и территории. Солдат не сможет полностью усвоить программу военной учёбы, даже если ему, как в группе продлённого дня для первоклассников, будут устраивать послеобеденную сиесту.
Обо всём этом мы говорили с председателем областного отделения ДОСААФ генерал-майором Сергеем Дерепко, возглавившим эту организацию несколько месяцев назад. Как человеку военному, ему поставлена задача: организовать подготовку полноценных специалистов для армии из числа призывников. Причём с современной спецификой.
Специфика же заключается в том, что если раньше ДОСААФ (а затем РОСТО) занималось учёбой молодых людей непосредственно перед армией (чтобы их не готовили там), то теперь возникла необходимость создания более эшелонированной системы: отныне готовить будущих защитников Родины станут уже с начальной школы.
Для этого и организовывается ярославский центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе имени маршала Ф.И. Толбухина. Среди целей этого центра значатся: «обеспечение призыва на военную службу граждан, имеющих необходимые навыки по военно-учётным специальностям, обладающих высоким уровнем адаптивности к стрессовым, морально-психологическим и физическим нагрузкам, особенно в первые месяцы военной службы; в короткие сроки добиваться требуемых показателей в одиночной подготовке военнослужащих и в боевом слаживании воинских подразделений и частей; сведение к минимуму травматизма и гибели военнослужащих в процессе военной службы».
По словам Сергея Александровича, первый этап, начальный, предусматривает исключительно патриотическое воспитание и рассчитан на учащихся 1 – 4 классов. Второй, подготовительный (для детей
5 – 9 классов), через военные сборы, походы по местам боевой славы, занятия в военно-спортивных, военно-технических секциях должен будет сформировать основные представления о защите Родины. Третий, военно-ориентированный, с помощью пятидневных учебных сборов и военно-спортивных игр сформирует нрав­ственные и патриотические взгляды старшеклассников, обеспечит им необходимый уровень готовности к военной службе. И последний, четвёртый, профессионально-ориентированный этап, даст призывникам конкретную воин­скую специальность.
Сейчас главные военно-учётные специальности, по которым готовят в нашем регионе, сугубо технические. В ярославских школах ДОСААФ дают в основном профессии водителей колёсного и гусеничного транспорта, специалистов по его обслуживанию. По этой ли, по другой ли причине, но молодежь не рвётся на курсы ДОСААФ, хотя они дают возможность бесплатно получить профессию и водительские права. Не престижно? Или здесь играет обычный здравый житейский смысл: пройдёшь курс обучения – обязательно призовут в механики-водители, и прощай мечта о чёрном берете морского пехотинца… Или ещё проще – обязательно призовут.
Поэтому, пожалуй, главным этапом в работе создающегося центра должен стать первый, рассчитанный на детей, открытых для мира и ещё примеряющих на себя его образы и модели поведения. Его основной целью становится «закладка основ формирования патриотизма, стремления стать дос­тойным гражданином Отечества и его защитником. Школьники в возрасте до 10 лет будут изучать государственные символы, историю России, её военные традиции с выработкой уважительного отношения к ним».
На этом этапе, рассказывает генерал Дерепко, военное присутствие минимизируют. Педагогам предстоит работать по методикам, утверждённым департаментом образования (его представители входят в попечительский совет центра). Главная задача педагога будет заключаться в том, чтобы правильно преподнести нового героя нашего времени, на которого современным мальчишкам захочется равняться. Герои Великой Отечественной войны, к сожалению, настолько «затёрты» официальной пропагандой, что начинать придётся практически с белого листа. Тем более, что для современной ребятни эта война и Куликовская битва – почти равновелики.
Как «увязать» парней, воюющих с террористами на Северном Кавказе, с историческими персонами, сделать их современными и близкими для десятилетних пацанов? Методики будут разрабатываться для ярославского центра ярославскими же специалистами с учётом «своих» героев и реалий. То есть не будет некоего унифицированного стандарта, равного для всех регионов России. С одной стороны, это правильно, однако единая платформа в некой «шкале героев» по всей стране должна быть обязательно. Сейчас ярослав­ский центр готовит необходимую документацию. Практический опыт нарабатывают три других «пилотных» региона России.
Что же касается военных сборов, возможно, под них будет отдан полевой лагерь расформированного военного финансово-экономического института в Песочном, хорошо знакомый генералу Дерепко. Кроме него планируется создание нескольких школ по подготовке к военной службе на базе бывших воинских частей. Это будут своего рода прототипы реальных подразделений с военным распорядком и расположением. Чтобы призывник, оказавшись в реальной воинской части, уже знал, что где находится и что его ждёт. Хотя бы в теории…
Северный край
Поделиться
Комментировать