Как сделать доступным общение с прошлым

В Ярославле на днях была установлена памятная доска на доме, где жил почётный гражданин города, выдающийся деятель эпохи социализма Фёдор Иванович Лощенков. Это событие навело нашего давнего автора на полемические размышления.
Установка памятной доски на доме Лощенкова является далеко не рядовым событием и, по всей видимости, может вызвать разные оценки. Со своей стороны, я считаю установку её совершенно естественной и своевременной в нашем меняющемся демократическом мире. На этом фоне возникают мысли о том, что всё ли у нас сделано, чтобы увековечить память других выдающихся людей нашего города. Здесь сразу вспоминается имя генерал-губернатора А. П. Мельгунова, видного государ­ственнго деятеля, который также много хорошего сделал для Ярославля. Однако мы нигде в городе не обнаружим мемориальной доски или памятного знака об этом человеке (не считая Толгского монастыря). Заслуги Мельгунова есть, они признаются, но зримой памяти о нём нет.

Ярославль всё больше позиционирует себя как мощный туристический центр с богатой историей и культурой, но в то же время в городе недостаточно позаботились о сохранении живой исторической памяти. Без гида и экскурсовода даже коренные жители не могут в полной мере оценить достоинства нашего города. А ведь в Ярославле два исторических факультета в университетах, и мы вправе ждать достоверного выявления памятных мест, связанных с выдающимися людьми города, чтобы затем ставить вопросы об увековечивании таких мест. Даже на первый взгляд у нас много пробелов в этом деле.

В Ярославле бывало немало царских особ. Екатерина II дважды останавливалась в покоях Митрополичьих палат, однако памятной доски там вы не найдёте. Бывал у нас и Пётр I, но историки не могут разобраться, в каком из двух домов он останавливался – то ли в доме Иванова, то ли в восстанавливаемом доме вблизи церкви Николы Мокрого. А между тем даже в селе Великом дом, где останавливался Пётр I, известен, и на нём установлена памятная доска.

В Спасо-Преображенском соборе монастыря, который был расписан к приезду Ивана Грозного, побывали все наши цари и императоры, но памятного знака с именами и датами тех посещений там тоже нет. В Смутные времена 1612 года в монастыре формировалось ополчение князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, однако нигде нет ничего такого, что бы нам об этом напоминало. Даже установленное в монастыре большое художественное панно «Клятва Дмитрия Пожарского» никак не подводит нас к пониманию тех событий. И ещё один важный исторический момент того времени – первый царь новой династии Михаил Романов месяц жил в стенах монастыря перед отъездом в Москву, однако и этому факту в музее не уделено какого-либо внимания.

Напротив Спасского монастыря за рекой Которослью есть место, где окончил свой земной путь в 1681 году опальный патриарх Никон. Несколько лет тому назад в печатных изданиях предлагалось установить там памятный знак в виде креста с соответствующей надписью, что сделало бы его важным местом в туристических маршрутах. Однако ничего доныне не сделано. Мы не должны забывать, что всесильный патриарх Никон был не только церковным реформатором, но и государственным деятелем, и что из ссылки его вернул не Синод, а государь, который простил патриарха во всём, после чего он с почестями был захоронен. Это я говорю к тому, что, по-видимому, город должен установить некий знак на месте кончины человека, чья деятельность так сильно повлияла на будущую историю государства.

Здесь уместно вспомнить и Патриарха всея Руси Тихона, причисленного к лику святых. Он наш ярославский архиерей, но какое место на Ярославской земле напрямую связано с Тихоном, нам неизвестно, хотя не может быть такого, чтобы он не оставил у нас чёткого следа. А ведь когда видишь памятные доски о том, что сей храм тогда-то посетил Патриарх всея Руси Алексий II, как на Тихвинской церкви в Ярославле или на сельской церкви в Диево-Городище, то и смотришь на такие храмы совершенно по-другому...

Далее я коротко перечислю только то, что, на мой взгляд, может быть так или иначе увековечено. Посещение города царём Николаем II в 1913 году в период празднования 300-летия дома Романовых должно быть обозначено! В частности, на здании университета на улице Андропова может быть установлена памятная доска о выступлении здесь государя перед городским собранием. Сейчас же на этом здании красуется лишь мощная надпись – «Приёмная комиссия».

В городе нам совсем неизвестны многие места, связанные с Н. А. Некрасовым, кроме гимназии, где он учился, хотя есть одно достоверное место на площади Богоявления, где в гостинице останавливался поэт, но и оно никак не отмечено.

На мой взгляд, необходимо установить памятник признанному педагогу К. Д. Ушинскому, чьё имя носит педагогический университет. Для установки памятника имеется замечательное открытое и высокое место рядом с университетом со стороны улицы Б. Октябрьской. На это место так и просится памятник педагогу, и хочется верить, что он здесь появится.

На старом здании зенитно-ракетного института, где когда-то располагался кадетский корпус, можно установить дос­ку в память о писателе Гиляровском, который здесь обучался.

На здании тюрьмы в Коровниках уместна доска в память о том, что здесь томился выдающийся авиакон­структор А. Н. Туполев.

Где-то на улице Революционной есть дом, где жила Любовь Орлова, выдающаяся актриса кино, 110 лет со дня рождения которой недавно отмечали.

А в Волковском театре выступал самый великий поэт XX века Владимир Маяковский, стенограмма выступления которого до сих пор читается с интересом.

Похоже на то, что затерялись следы замечательных архитекторов города – Панькова и Поздеева.

На домах ярославского купца Дунаева и мецената Вахромеева уместно установить памятные доски, впрочем, как и на многих других домах. Можно предложить знак и на стене Казанского монастыря, говорящий о том, что здесь был создан первый концентрационный лагерь в советской России. Оценка событий в Ярославле в 1918 году в последние годы настолько изменилась, что можно допустить и установку мемориального знака на месте расстрела в 1924 году руководителя военного мятежа полковника Перхурова во дворе известного дома на улице Собинова. Интерес для историков может представлять свидетельство старого чекиста Парфентия Лукьяныча Бабича, которое он высказал мне в 60-х годах о том, что у него в квартире в доме № 6 по улице Некрасова останавливался Сталин проездом по пути в Вологду.

Кроме этого, вполне возможно каким-то образом отметить и все места, где стояли старые церкви и часовни, снесённые в советский период.

Думаю, что если наши историки серьёзно займутся вопросом увековечивания памяти важных исторических событий и тех людей, которыми мы гордимся, то, без сомнения, они смогут предложить ещё много других мест установки памятных и мемориальных знаков. От установки новых памятных знаков город ещё больше раскроет своё лицо, и люди, особенно молодёжь, лучше осо­знают то, в каком же замечательном и богатом месте они живут!

 На снимке: В Ярославле есть немало мест, связанных с историей газеты "Северный край". Эта доска установлена на доме №47 по Республиканской улице, где редакция располагалась в 1898-1905 годах.
Северный край 
Поделиться
Комментировать