Может ли интернат стать домом?

В феврале в Ярославле побывал полномочный представитель президента в ЦФО по правам ребенка Павел Астахов. В числе тех реабилитационных центров и детских домов, которые он посетил, была и специальная (коррекционная) школа-интернат №6. О том, какое впечатление произвел этот интернат на Павла Астахова, как здесь строится работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, часто ли усыновляют воспитанников коррекционных школ, и состоялся наш разговор с директором этого учреждения образования, доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ Ириной Николаевной Закатовой.
Чтобы не чувствовать себя одиноким
По словам Ирины Николаевны, сейчас в школе-­интернате воспитываются 134 ребенка в возрасте от 3 до 18 лет. Круглых сирот, у которых умерли родители, примерно четверть. Большая часть воспитанников – это социальные сироты, дети, мамы и папы которых лишены родительских прав. Некоторые ребята живут здесь временно – их родители попали в трудную жизненную ситуацию: кто-­то потерял работу, а кто-­то и вовсе лишился жилья.
В распоряжении школы­-интерната пять зданий, в том числе два жилых корпуса. Дети с семи лет живут в квартирах семейного типа по 8 – 12 человек. Ребят стараются объединять по интересам и, конечно же, по родственным связям – если в интернат попадают дети из одной семьи, братья и сестры, их, как правило, не разлучают. В квартирах для ребят созданы неплохие условия: есть комнаты отдыха с мягкой мебелью, телевизором, компьютером, уютные спальни, ванная комната, в которой имеется стиральная машина, чтобы подростки могли стирать свои личные вещи.
– Мы стараемся создать ребятам все условия для того, чтобы они чувствовали себя как дома, – говорит Ирина Закатова.
Чемпионы и лауреаты премий
Чтобы дети не скучали и были заняты делом, в школе-­интернате №6 работают различные кружки – художественного и прикладного творчества, студия флористики, радиокружок, студия фото-дизайна, спортивные секции.
– Дети с удовольствием посещают эти кружки. Им нравится что­-то мастерить, создавать своими руками. И они добиваются определенных успехов. С 2001 года наши воспитанники принимают активное участие в выставке-­продаже изделий прикладного творчества на ярмарке «Поделись мечтой», – рассказывает Ирина Николаевна. – Кроме того, наши ребята поют, танцуют, занимаются спортом. Ежегодно они становятся лауреатами и дипломантами областного фестиваля детского творчества «Хрустальный башмачок», победителями областных соревнований по школьному многоборью, по мини­футболу.
Благотворительность
При школе-интернате № 6 создан попечительский совет, куда входят известные в Ярославле политики, предприниматели, люди искусства. Сегодня этот совет состоит из 30 человек, возглавляет его Валерий Величко, ныне директор Музея истории города, а в недавнем прошлом заместитель мэра Ярославля. Попечительский совет оказывает интернату помощь в проведении ремонтов, в закупке оборудования, организации экскурсий.
Полномочному представителю президента в ЦФО по правам ребенка Павлу Астахову во время его визита в Ярославль очень понравилось выступление вокально­инструментального ансамбля, созданного здесь более 10 лет назад. Сегодня этим музыкальным коллективом руководит бывший выпускник интерната Кирилл Вралов, который в 2006 году стал лауреатом президентской премии.
Гордятся в школе­-интернате №6 и еще одним своим воспитанником: Артем Соловьев, занимаясь в секции легкой атлетики, завоевал множество медалей и грамот на соревнованиях самого разного уровня.
Медицинский блок и молельная комната
– А если кто-­то из ваших воспитанников заболеет? Вам придется ребенка в больницу везти? – спрашиваю я директора интерната.
– Ну почему же? У нас есть свой медицинский блок. Здесь самое современное оборудование, стоматологический кабинет, кабинет УЗИ, процедурный кабинет, палаты для детей разного возраста. В ближайшем будущем у нас будут работать свои врачи, в том числе и узкие специалисты.
Не секрет, что многие дети поступают в интернат с букетом различных заболеваний, среди воспитанников школы­интерната практически нет здоровых детей. У многих дефицит массы тела, гастрит… Есть здесь и дети с диагнозом «умственная отсталость», некоторые страдают задержкой психического развития. Такие ребята испытывают проблемы общения со взрослыми, их отличает, с одной стороны, сильная потребность в общении, с другой – проявление агрессии. Работа с такими детьми требует большого терпения и любви к ним. С ребятами постоянно занимаются психологи, логопеды, дефектологи. В интернате есть и комната психологической разгрузки.
А не так давно для воспитанников интерната была открыта и молельная комната. Здесь проходят занятия духовно­нравственной тематики, которые проводит отец Сергий из Яковлевского храма.
Не оборвать кровные связи
– Во время своего визита в Ярославль Павел Астахов заметил, что в нашем регионе растет количество семей, принимающих к себе детей­сирот. Но, к сожалению, ребят из коррекционных школ­интернатов усыновляют крайне редко, так же редко их берут в приемные семьи, – говорит Ирина Закатова. – Наше общество еще не готово к тому, чтобы усыновлять больных детей. Но самое страшное, когда семья решается взять ребенка из коррекционной школы, а затем возвращает его обратно. К сожалению, такие случаи у нас были. Одного воспитанника нашего интерната дважды брали под опеку в семью и дважды возвращали назад. Для детей это оборачивается большой трагедией, они воспринимают это как предательство.
За прошедший год в приемные семьи из школы­интерната №6 взяли 7 детей, еще 10 вернулись в свою родную семью.
– Ситуации бывают разные. Некоторые родители меняют свой образ жизни, встают на путь исправления, и семьи воссоединяются. Мы стараемся делать все возможное, чтобы дети не обрывали связи со своими папами и мамами, иногда именно ребенок способен повлиять на них. Не нужно забывать – каким бы ни был хорошим детский дом, для ребенка нет ничего дороже и лучше родной семьи, – считает Ирина Закатова.
А я опять убегу!
Может быть, именно поэтому многие детдомовцы решаются на побег... Пусть даже родители пьют, пусть нечего есть, лишь бы дома!
– Побеги из детских домов и интернатов – головная боль всех подобных учреждений. Но у нас в последние годы наблюдается снижение количества самовольных уходов детей. Если брать статистику, за прошедший год в целом по области из детдомов и интернатов сбежали 768 детей. У нас количество самовольных уходов в последний год сократилось с 56 до 46, – комментирует ситуацию Ирина Закатова.– Есть дети, которые уходят из интерната с завидной регулярностью. Один наш воспитанник в 2011 году убегал 8 раз! А вот что касается решеток на окнах, на которые обратил внимание Павел Астахов, то они, конечно же, стоят не для того, чтобы удержать детей от побега. Просто наша школа расположена на окраине, рядом лес. Поэтому мы решили в целях безопасности детей поставить такие ограждения.
Не хватает мужчин
Педагогический коллектив школы­интерната №6 – большой и дружный, люди здесь в основном творческие. Среди педагогов есть кандидаты и доктора педагогических наук, многие учителя имеют второе высшее образование.
Однако большинство педагогов – женщины, из 200 человек только 14 мужчин. Один из них – преподаватель студии фотодизайна Владимир Шибаев. Он пытается развивать фантазию детей, старается пробудить в них чувство прекрасного. Вместе с ребятами Владимир Николаевич ездит на велосипедах встречать рассветы, чтобы запечатлеть восход солнца, моменты пробуждения природы.
Директору интерната Ирине Закатовой хочется, чтобы в интернате работало больше мужчин, пусть даже у них не будет педагогического образования. Допустим, офицеры запаса, отставные военные, бывшие сотрудники милиции. Воспитанникам интерната, особенно мальчикам, очень не хватает мужского влияния.
Кстати
На базе школы-интерната создан отряд «Юный друг полиции». Сегодня здесь занимаются 15 девочек и мальчиков. Не так давно эти ребята принимали участие в выездном спортивно-оборонном лагере «Снежный десант», который был организован на базе Учебного центра УМВД в селе Вятском. Воспитанники школы-интерната заняли 1-е место по метанию гранаты, неплохо показали себя и в других видах единоборств
Городские новости
Поделиться
Комментировать