От парка только рожки да ножки

  На прошлой неделе в городском суде Переславля завершилось слушание по иску областного департамента культуры к администрации Переславля-Залесского. Фемида признала ответчика виновным в нарушении Федерального закона «Об объектах культурного наследия...» и оштрафовала на сумму сто тысяч рублей. За что? За ноу-хау местной власти, которая применила уникальный способ реконструкции старинных парков - сначала очистить от деревьев всю территорию, а дальше действовать по принципу «поживем-увидим».

И первой жертвой этого невиданного в истории города эксперимента стал Красноэховский парк  - объект культурного наследия федерального значения "Усадьба Темериных»

А все началось с того, что в один прекрасный летний день 2012 года в город пожаловали столичные волонтеры из объединения «Красивый город», полные решимости осчастливить нерадивых переславцев и превратить их запущенный парк в райский зеленый уголок. И были с распростертыми объятьями встречены городской властью.


Надо сказать, что в последнее время этот старинный усадебный парк никак не давал покоя обладателям высоких чиновничьих кресел. При одном мэре свой кусочек земли отхватил от него бывший начальник милиции, при другом - в городе прошли публичные слушания, на которых обсуждался вопрос о строительстве в  бывших зеленых владениях купцов Темериных такого супер-важного социального объекта, как частная баня.


Какие мыслями руководствовался нынешний мэр — сия тайна велика есть. Но только молодым энтузиастам, которые вряд ли могли отличить липу от вяза,  был выдан полный карт-бланш с заверениями всяческой помощи и поддержки. И они начали хозяйничать на объекте культурного наследия конца 18-начала 19 века как у себя на кухне.


Итог совместной работы волонтеров, муниципального «Спектра», частной фирмы по уборке мусора и прочая-прочая не заставил себя долго ждать - от бывшего темеринского парка остались лишь рожки да ножки. А поскольку уничтоженный парк тут же отомстил за себя, образовав  на месте своей погибели, широкое болото,  власть в нынешнем году призвала лесорубов из Костромы, которые окончательно завершили черное дело по полному уничтожению деревьев. Впрочем, на языке чиновников это называлось уборкой территории парка для проведения будущих дренажных работ. От сотен тополей, вязов, лип уцелела лишь березовая аллея вдоль тротуара, которую от смертной казни спасло заступничество  депутатов,  в том числе лидера эсеров Сергея Хабибулина.


И сегодня на несчастный парк, спрятанный за домами в самом центре города, без слез не взглянешь, Власть, естественно, второй год бьет себя в грудь и заверяет, что на месте загубленного она вырастет новый. Вот только, по словам отважных ребят-волонтеров и иже с ними, проект его восстановления тянет на 16 миллионов рублей. И Переславль в жизни не отыщет в своей казне таких денег.


А потому при исполнении заупокойной литургии  по безвинно погибшему Темеринскому дефис Красноэховскому паркк, представляющего ныне мертвое пространство из рытвин, колдобин, куч песка и выкорчеванных пней, не худо было бы задаться рядом вопросом.


Кто позволил мэрии, подобно слону в посудной лавке, бесцеремонно и варварски, без какого-либо согласования с областным департаментом культуры распоряжаться судьбой памятника федерального значения?


Почему чиновники областного департамента культуры спохватились только в последний момент, когда от парка ничего не осталось? Не потому ли, что департамент с благословения своего бывшего директора сократил в городе отдел по охране памятников истории и культуры, отправив Юлию Епишкину восвояси, и теперь некому оперативно и вовремя реагировать на тот беспредел, который царит в старинном Переславле?  


Не пора ли федеральным законодателям продумать вопрос  о внесении изменения в  законодательство,  чтобы не городская казна отдувалась за подобное головотяпство,  а ответственные чиновники платили штрафы из своего кармана, чтобы навсегда отбить у них охоту действовать по понятиям, а не по закону


И последний вопрос. Когда, наконец, в кабинетах местной власти уляжется зуд переименования парков? Так, весной этого года круг высших чиновников города осенила гениальная  мысль - переименовать Пушкинский сад, основанный в конце 19 века в честь столетия великого поэта, в Пришвинский. Мол, Михаил Михайлович как-никак жил-с в переславских краях, а Александр Сергеевич нет-с. Благо, натолкнувшись на сопротивление культурной общественности, вовремя опамятовались и успокоились.


Но теперь новая затея не дает покоя. Лишить парка Победы слова «Победа» и превратить его в обычный городской парк. Мол, не достоин этот зеленый массив носить столь гордое имя. Нет в нем ничего, кроме танка Т-34, что напоминало бы о великом подвиге советского народа. Вот часовня Георгия Победоносца с ее аллеей героев и памятником труженикам тыла - это совсем другой коленкор. Гуляйте, люди добрые, в этом парке Победы, под носом «Славича», дышите выхлопами бывшего химического комбината, и вам воздастся. И не мешайте строить нам «Макдоналдс» там, где мы хотим.  

Золотое кольцо 

Поделиться
Комментировать