СОЛНЦЕ ДЛЯ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ

Не устаешь удивляться, как много талантливых людей родила земля Ярославская. В марте в Некрасовском краеведческом музее откроется выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых «Под скипетром державным».

Оказывается, наш земляк, уроженец Больших Солей (ныне поселок Некрасовское) художник Сергей Арсеньевич Виноградов учил живописи саму великую княгиню Ольгу Александровну, сестру последнего российского императора.

Сергея Арсеньевича Виноградова современники называли солнечным художником - в его работах столько света и тепла! Родился он в 1869 году в семье сельского священника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых  Пряшникова, Маковского, Поленова. В пейзаже нашел собственную те-


му - пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения. В начале ХХ века сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. Академик, действительный член Академии художеств.


Не удивительно, что именно Сергея Арсеньевича пригласили учить живописи младшую дочь Александра III, обожаемую всеми домочадцами «душку Ольгу», как называл ее в письмах венценосный отец.


С малых лет Ольга Александровна любила природу, цветы, животных. Занималась фотографией, сама проявляла и печатала снимки. Когда девочке исполнилось пять лет, родители разглядели в ней талант художницы. Приглашали к ней учителей живописи, среди которых был и пейзажист Сергей Арсеньевич Виноградов. С его помощью девочка научилась тонко и деликатно передавать красоту русского пейзажа.


По воспоминаниям, в молодости Ольга спасалась рисованием от семейных проблем. Долгие годы она жила в браке


с нелюбимым мужчиной - принцем Ольденбургским, который 13 лет не давал ей развода.


Когда началась Первая мировая война, Великая княгиня стала простой сестрой милосердия, работая в госпитале Ровно, затем Львова. В 1915 году она переезжает в Киев, где в это время было сосредоточено 103 лечебных заведения. Великая княгиня Ольга Александровна на свои средства оборудовала главный госпиталь Киева. Присутствовала при перевязках и операциях и не брезговала выполнять самую тяжелую и грязную работу. «Совсем времени нет выходить на воздух», - писала она в одном из своих писем, «вчера 8 часов перевязывала, а третьего дня 10  часов работали и только наскоро проглатывали свою еду во внеурочные часы. Я люблю, когда много-много работы». Времени на творчество уже не оставалось, известны только «Сестра милосердия на прогулке», «Осень в парке» и «Осенний ланшафт» - быстро набросанные картины 1916 года.


В том же 1916 году в церкви Святителя Николая в Киеве состоялось венчание Ольги Александровны с мужчиной ее мечты - офицером лейб-гвардии Кирасирского полка Николаем Александровичем Куликовским. В этом браке родилось два сына. Императрица Мария Федоровна писала о рождении первенца Ольги, Тихона: «Временами, когда кажется, что уже невозможно все это выносить, Господь посылает нам нечто вроде лучика света. Моя милая Ольга родила Baby, маленького сына, который, конечно же, принес в мое сердце такую неожиданную радость. Живем мы очень тихо и скромно... Мой новый внук Тихон нам всем, право, приносит огромное счастье. Он растет и толстеет с каждым днем и такой прелестный...Отрадно видеть, как Ольга счастлива и наслаждается своим Baby, которого она так долго ждала...»


В Крыму, неподалеку от имения Ай-Тодор, весной 1917 года счастливой Ольгой Александровной была написана серия акварелей: «Цветы в Крыму», «Цветущее дерево и кипарисы», «Дорога в Крыму», «Сад в Крыму», «Ай-Тодор. Крым».


После октябрьской революции Великая княгиня эмигрировала в Данию вместе со своей семьей и матерью Марией Федоровной.


К датскому периоду творчества Великой княгини относятся многие акварели с любимой темой цветов в саду : «Набережная с цветами. Дворец Видер», «Сад Видера», «Деревья Видера», «Тюльпановое дерево Видера», «Мальвы в саду летнего дворца Видера».


Ольга Александровна начала выставлять свои картины не только в Дании, но и в Париже, Лондоне, Берлине.  Она писала также иконы, расписывала фарфор - со временем ее творчество стало приносить доход, большая часть которого шла на благотворительность.


В 1948 году Великой княгине пришлось вынужденно переселяться за океан в Канаду. Здесь в ее творчестве  появляются и ностальгические пейзажи: «Сельский храм зимой», «Церковь в березовой роще». Всю жизнь вспоминала Ольга Александровна уроки солнечного художника Виноградова...


Фото Виктора ОРЛОВА.


На снимке: директор Некрасовского краеведческого музея Наталья Викторовна Копылова с книгой акварелей Великой княгини, подаренной музею снохой Ольги Александровны

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать