Умная школа

Компьютеры и Интернет давно стали обычным явлением во всех образовательных учреждениях. Однако до сих пор многие участники образовательного процесса воспринимают «всю эту технику» только в связи с уроками информатики. Между тем умная школа дает возможности, о которых раньше можно было только мечтать.

Если ребенок часто болеет

По словам ведущего специалиста отдела общего образования департамента образования мэрии Ярославля Жанны Берестовой, в нашем городе на базе шести учебных заведений – по одному на каждый район города – созданы муниципальные ресурсные центры по организации дистанционного обучения. Выбор пал на те школы, которые уже давно используют информационные технологии в процессе обучения. Это гимназии №1, 2, 3, лицей №86, Провинциальный колледж и школа №36. Все остальные школы, а также отдельные классы и даже ученики через эти ресурсные центры могут присоединиться к программам дистанционного обучения.

Основная технология на сегодняшний день – это так называемая «Телешкола», в которой можно выбрать дополнительные занятия по любому предмету и даже тренажер по подготовке к ЕГЭ, воспроизводящий обстановку на экзамене. «Телешкола» незаменима для часто болеющих детей, а также для ребят, находящихся на домашнем обучении. Другой ресурс – «КМ-школа» – образовательный программный продукт, который не только предлагает школьникам готовые уроки, но и предоставляет возможность учителям выкладывать авторские методики преподавания.

Именно эти ресурсы используются в обучении детей-инвалидов. Школа дистанционного обучения таких детей создана в структуре областного Центра помощи детям. В этом году в ней обучаются 48 детей из Ярославля. По словам заместителя директора школы дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья Ирины Кориковой, все основные предметы ребята изучают полностью, сдают ЕГЭ и даже участвуют в олимпиадах.

– Для детей-инвалидов это шанс получить качественное образование, – считает она. – Благодаря дистанционному обучению полноценное школьное образование получают и дети из отдаленных уголков области. Причем наша ярославская школа – единственная на весь ЦФО. В остальных регионах дистанционное обучение по-прежнему используется только в качестве дополнительного образования детей-инвалидов, а основной курс они проходят на дому с учителями.

Пока уроки, предлагаемые «Телешколой» и «КМ-школой», стандартизованы и не подходят для углубленного изучения каких-либо предметов. Однако скоро содержание для этих ресурсов смогут разрабатывать и ярославские педагоги. Конкурс на такие разработки объявит департамент образования Ярославской области уже в этом году.

Учиться можно интересно

По мнению психолога гимназии №3 Галины Балакиревой, существует не менее десяти направлений, которыми педагоги могут дополнить основное образование при помощи Интернета.

Самое простое – это электронные дневники и доски. С электронным дневником все понятно – он удобен прежде всего для родителей. А вот электронная доска – это просто находка для учителя: чтобы пробудить интерес к предмету, можно показать детям развивающий фильм с последующим совместным обсуждением, сделать презентацию урока, продемонстрировать любой процесс – от движения звезд и галактик до морфологического разбора слова – в красивой компьютерной графике.

Видеоконференции и дистанционное участие в олимпиадах – еще одно направление использования информационных технологий в школе. Крупные вузы – такие, как МГУ, СПбГУ, – создают свои дистанционные школы, а также проводят олимпиады для школьников. Участвуя в этих проектах, ученики могут определиться с поступлением в вуз и с профессиональной ориентацией уже в 5 – 6-м классе.

– У нас учится мальчик, одно время он долго болел, лежал в больнице и учился дистанционно по урокам «Телешколы», – рассказывает Галина Балакирева. – Это не помешало ему успевать по всем предметам. Он интересуется историей, с успехом участвует в олимпиаде для школьников «Фестиваль наук», которую проводит МГУ. Так что если он решит поступать именно в этот вуз, его там уже будут знать. Ведь вузы заинтересованы в одаренных студентах.

По словам Галины Балакиревой, участие в олимпиадах настолько увлекательно, что дети полностью забывают об играх. Стоит только начать! Подключаются даже родители. То же самое происходит, если ребенок участвует в дистанционных проектах – хабах – по решению разнообразных практических задач. Например, кто-то бросает клич: «Помогите разработать эффективную схему энергообеспечения поселка» – и вокруг этой задачи собирается разновозрастный творческий интернет-коллектив. И первые в нем – школьники 5 – 9-х классов.

Еще одно направление в интернет-образовании – это создание сайтов. Их создают детские сады, школы, классы. А в ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании», который поддерживает школьные интернет-ресурсы области, работает региональная образовательная сеть, куда входят сайты тысячи учебных заведений области – детских садов, школ, учреждений дополнительного, начального и среднего образования.

Лифт в будущее

Однако при таких огромных познавательных возможностях Интернета многие – учителя, ученики и родители – даже не знают, как подступиться к ним. А ведь об этом уже позаботились специалисты. Например, единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов создали в ГУ ЯО ЦТИСО. Всего таких ресурсов 110 тысяч, и они постоянно пополняются. По словам директора ГУ ЯО ЦТИСО Ирины Васильевой, пользоваться ими можно абсолютно бесплатно. «Хранилище интересных знаний» имеет огромный успех – ежемесячно его посещают 92 тысячи человек со всей России и из 67 стран мира.

Кроме того, здесь создан медиацентр, в котором проводятся открытые уроки и видеоконференции.

– Скучных уроков у нас нет, – рассказывает Ирина Васильева. – Например, проводился цикл уроков по методике изобретений. Как правило, в школе ученику трудно увлечься каким-то предметом – школьный процесс слишком стандартизован и заорганизован. Поэтому мы придумали развивающие проекты по разным предметам, в которых школьники объединяются в команды и выполняют увлекательные задания, познают законы мира в игровой форме. В некоторых проектах участвуют до пяти тысяч школьников, и с каждым годом их становится все больше. Сейчас важно не вложить в голову ученика некоторую сумму знаний, а развить в нем свободное, творческое мышление.

Цифровое неравенство

И в самом деле сегодня при приеме на работу в крупные западные IT-компании работодатели больше не интересуются прежним местом работы претендента – им гораздо важнее, насколько оригинально он решит сложную логическую задачку.

Однако пока что-то мешает сделать применение цифровых технологий в образовательном процессе массовым. По мнению Ирины Васильевой, при всей доступности интернет-технологий сегодня в обществе реально существует проблема цифрового неравенства. И если раньше она остро стояла из-за элементарного отсутствия у людей компьютеров, то сегодня остается актуальной потому, что большинство не умеют эффективно пользоваться Интернетом для самообразования.

– Каждый ребенок талантлив, – говорит она. – И сегодня цифровые технологии в образовании дают возможность раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал детей. Но проблема в том, что не все придают Интернету должное значение. А ведь цифровые технологии, если эффективно их использовать, могут сыграть роль социального лифта в жизни ребенка.

По мнению Галины Балакиревой, закрепиться компьютерным технологиям в школе мешают как недостаточная техническая оснащенность учебных заведений, так и отсутствие законодательной базы по их применению.

– Например, как оценивать уровень успешности ученика, который осваивает программу дистанционно? – спрашивает она. – Конечно, в «Телешколе» есть система оценок. Но должны ли мы переносить эти оценки в журнал? Это большой вопрос. Идем дальше. Работа с электронным дневником, подготовка видеоконференций, электронных презентаций, взаимодействие с родителями – все это отнимает достаточно много времени и совершенно не оплачивается. А ведь учителю еще надо проверить тетради. Вот из-за этой неопределенности у педагогов и возникает сопротивление в освоении цифровых технологий.

При этом специалисты прогнозируют революцию в образовании. Например, уже сейчас создана единая федеральная информационно-образовательная среда, где каждая школа имеет портал. Здесь учителя могут выкладывать свои наработки, методики, уроки. Когда эта система начнет функционировать в школах, появится возможность обмениваться методиками преподавания и учебными материалами, а также проверять знания учеников не по тетрадям, а в режиме онлайн. И это только начало.

Городские новости

Поделиться
Комментировать