За пределы замкнутого круга

Его работы известны не только ярославцам, они представлены в Москве, Латвии, Италии. Алексей Симонов лауреат конкурсов «Элитная квартира», «Модулор», «Дизайн. Интерьер. Мебель», «Дом для звезды», член Союза дизайнеров России. Он сделал игровую площадку в ярославском «Вернисаже», его работы были размещены на баннерах, установленных в городе к 1000-летию Ярославля. Так что Симонов в городе человек известный. А ведь Алексей неслышащий, и его жизненный путь был практически предопределен.
Обучение в интернате для слабослышащих, специализированное ПТУ, получение рабочей профессии и потом низкоквалифицированная работа на заводе – вот удел многих инвалидов по слуху. Считанные единицы избегают этой колеи, получают высшее образование и потом работают по специальности. Алексею это удалось.
Пусть читает по губам
Алеша плохо слышал уже в младенчестве. В 8 месяцев мальчику поставили диагноз «неврит слухового нерва». Детство прошло в тишине, а в 7 лет Алешу отдали в школу­интернат для глухих и слабослышащих детей. Но все это время родители не теряли надежды, что их ребенка вылечат, и возили мальчика к самым разным медицинским светилам.
И вот однажды доктор из Днепропетровска сказал, что шанс есть. Но он возьмется за лечение только в том случае, если ребенок будет обучаться не в специализированной, а в обычной школе. Мол, глухие, общаясь друг с другом языком жестов, замыкаются в своем мире. А среди слышащих инвалиду по слуху волей­неволей придется учиться читать по губам. К тому же происходит социализация – человек расширяет свой круг общения. Родители прислушались к совету врача, забрали ребенка из интерната и отдали в обычную школу. Однако победить болезнь не удалось. Но поскольку мальчик учился с обычными детьми, он не замкнулся в узком мире не слышащих звуков людей.
Талантливый ученик
Лет в девять Алеша стал рисовать с большим удовольствием, и мама отвела его сначала в изобразительный кружок, а потом и в художественную школу. Галина Васильевна понимала, что это та сфера деятельности, где отсутствие слуха не будет помехой для развития личности. После окончания школы Алексей засобирался было в Ярославское художественное училище, но ему посоветовали поступать в Ленинградский восстановительный центр (ЛВЦ) на отделение дизайна, где обучались слабослышащие. Ленинградский центр он окончил с отличием. А затем в 2001 году поступил в Санкт-Петербургскую художественно­-промышленную академию им. А.Л. Штиглица (Мухинское училище) на отделение «Интерьер и оборудование». Правда, сначала на платное отделение – Алексей недобрал один балл. Но уже через год его перевели на бюджетное отделение. Преподаватели чуть ли не целой делегацией пошли просить об этом ректора, когда увидели, как работает талантливый ученик.
Учиться Алексею Симонову было нелегко. Например, читает преподаватель лекцию – студенты слушают и записывают ее. Алексей этого делать не мог. Ему приходилось либо смотреть на губы преподавателя, либо конспектировать. Поэтому юноше приходилось надеяться на свою память, много заниматься самостоятельно.
Лучшая работа курса
Через 6 лет Алексей окончил академию и получил диплом с отличием. Его дипломная работа была признана самой лучшей на курсе. В период обучения в академии Симонов являлся активным участником ежегодных конкурсов по дизайну интерьера: «Элитная квартира», пятой петербургской бьеннале «Модулор», международного конкурса в Москве «Дом для звезды». Его проект и макет в виде скрипичного ключа, выполненный для Владимира Спивакова, попал в десятку лучших и был отмечен почетной грамотой. В 2007-м Алексей стал членом Союза дизайнеров России.
Образцовый отец семейства
Свою судьбу Алексей встретил в Петербурге, еще будучи студентом. Таня училась на сурдопедагога. Молодые люди поженились, а в 2007 году супруги переехали в Ярославль уже вчетвером – с дочками Аней и Яной. Глава семейства стал искать работу. Потенциальные работодатели поначалу настороженно относились к Алексею изза отсутствия слуха. Но потом, посмотрев его работы, с удовольствием соглашались сотрудничать.
Вообще-­то работа дизайнера помещений предполагает много общения. Люди ведь, как правило, не знают, чего им хочется на самом деле, и дизайнеру приходится задавать много наводящих вопросов, чтобы это выяснить. Так вот в случае с дизайнером Симоновым такой работой с клиентами занимался другой человек, который потом давал Алексею конкретное задание.
В начале 2011 года у Алексея и Татьяны появились двойняшки Федор и Ульяна. Пришлось отцу семейства уходить на вольные хлеба, поскольку на зарплату дизайнера четверых детей и жену не прокормишь. Алексей стал работать по индивидуальным заказам, расписывать стены, писать портреты, цветочные композиции. Алексей очень любит рисовать цветы. Его маки, лотосы, ирисы, лилии по-импрессионистски нежны, воздушны, и в то же время насыщены цветом.
Я б и педагогом стал…
Алексей Симонов всестороннее развитый человек, он – мастер спорта по волейболу, выступал за сборную Петербурга среди слабослышащих. Алексей одержим стремлением тренировать глухих ребят.
– Я хочу увести их с улицы, чтобы они занимались чем-­то полезным, – говорит Симонов.
Он тренировал ребят несколько месяцев в спорт­
комплексе «Орбита» в Дзержинском районе. Поначалу туда волейболистов пускали бесплатно, но потом пришлось платить за аренду, и команда распалась. Но мечту учить детей играть в волейбол Алексей не оставил.
А в последнее время он стал задумываться еще и о том, чтобы учить слабослышащих живописи и дизайну. Ведь он сам имеет очень хорошее образование, которым не каждый художник может похвастаться. Так почему бы не помочь другим? Алексей может на языке жестов объяснять материал. Но ценнее этого его личный опыт. Симонов своей учебой, работой, достижениями убеждает, что в жизни можно добиться всего и вырваться за пределы, которые в мире слышащих отведены глухим людям.
Городские новости
Поделиться
Комментировать