Опаленные Великой Отечественной

Угличане собрали материалы и издали сборник о творчески одаренных земляках-фронтовиках, в чьей судьбе война оставила неизгладимый след.

– Начинали мы с имен, которые у всех на слуху. Провели, например, исторические изыскания о тех годах, которые прожила в Угличе поэтесса Ольга Берггольц, ставшая позднее голосом блокадного Ленинграда, – рассказывает куратор проекта «Таланты, опаленные войной» Яна Малинина.

Голос лечит лучше лекарств

– У нас возникла идея подготовить передвижную фотовыставку о земляках, которые вместе со всей страной смогли выстоять в выпавших на их долю неимоверных военных испытаниях и состояться как творческие личности. Среди них есть певцы, поэты, художники, музыканты, – поясняет Яна Александровна. – Инициаторами проекта стали некоммерческое партнерство «Творческое объединение художников» и ИМЦ Дворца культуры.

В судьбах одаренных людей как в зеркале отразилась судьба страны, после кровопролитных сражений и разрушительных потерь нашедшей в себе силы не только залечить раны, но и подняться на новую ступень развития русской цивилизации.

– Мы направили в администрации Улейминского, Головинского, Отрадновского и Ильинского сельских поселений Угличского района предложения о сотрудничестве. Социально-культурные центры на местах с воодушевлением откликнулись и организовали работу с волонтерами, привлекли местных жителей к сбору исторического материала о земляках – фронтовиках, блокадниках, тружениках тыла, детях войны, которые после войны работали и творили на благо своей Родины, своего края. Каждый из них достиг определенного признания в своей сфере, – вводит в курс дела активная участница проекта.

Углич по праву гордится своей уроженкой Евгенией Алтуховой.

– В начале 1943-го – ей было тогда всего восемнадцать – Женя оказалась в действующей армии. В составе прифронтового госпиталя она продвигалась по дорогам войны. В редкие часы затишья обладавшая удивительно нежным, сочным, глубоким голосом девушка пела для раненых. И они уверяли, что это лечит лучше любых лекарств. На фронте она встретила свою любовь, вышла замуж. После Победы на смотре-конкурсе художественной самодеятельности работников химической промышленности, проходившем в столице, в Колонном зале Дома Союзов, начинающая певица завоевала первое место и вскоре поступила в Московскую государственную консерваторию. Росло ее мастерство. Евгению пригласили в Москонцерт, 16 сезонов она пела в Большом театре, гастролировала в странах социалистического содружества, исполняя ведущие оперные партии: Марфы в «Хованщине» Мусоргского, Любаши в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Иоанны в «Орлеанской деве» и графини в «Пиковой даме» Чайковского, Кончаковны в «Князе Игоре» Бородина, Амнерис в «Аиде» Верди. В 1962 году исполнительнице присвоили звание народной артистки РСФСР. Даже на пике своей сценической карьеры она не забывала малую родину: охотно выступала в Угличе – на стадионе «Чайка», в Спасо-Преображенском соборе, во Дворце культуры, в музыкальной школе. С 2014 года Евгения Васильевна – почетный гражданин Углича, – уточняет Яна Малинина.

Острым пером

– Разнообразными талантами был отмечен уроженец Углича Валентин Потехин – журналист, юрист, карикатурист, – продолжает Яна Александровна. – Его отец Иван Николаевич, известный художник и краевед, наставник знаменитой советской поэтессы Ольги Берггольц в годы угличского периода ее детства, хотел, чтобы Валентин занимался живописью со всей серьезностью и основательностью представителя классической школы. А тот в присущей ему яркой юмористической манере мог в мгновение ока превратить академический рисунок в сатирический шарж. То кувшину на натюрморте пририсует уши и усы, то изобразит чайник пыхтящим трубкой. Такой у него был дар: он мог разглядеть смешное, подчас парадоксальное в обыденных, казалось бы, вещах.

Юноша учился в институте цветных металлов и золота в Москве, когда началось война. В 1941 году его вуз эвакуировали в Среднюю Азию.

– Время было голодное, – говорит исследователь. – Чтобы получать хлеб по карточке, приходилось после учебы подрабатывать – вечером маляром, ночью грузчиком. Позднее Валентин окончил Алма-Атинское военно-пехотное училище и стал военкором. После Победы жизнь бросала его в разные точки Советского Союза. В Норильске он служил в охране лагеря заключенных, в Москве – в охране Кремля. А потом вернулся в родной Углич и стал газетчиком. Особенно ему удавались хлесткие фельетоны, которые публиковались не только в районной, но и в областной прессе. Даже перейдя на работу в прокуратуру, он продолжал выпускать городскую сатирическую газету «Не проходите мимо»: сам писал тексты, рисовал карикатуры. Его острое перо искренне любили земляки.

Валентин Иванович был награжден медалями «За Победу над Германией», «За доблестный труд», многочисленными почетными грамотами.

Пулеметчик-гармонист

Воспел Угличскую землю в своих произведениях талантливый поэт и композитор Николай Бородин.

– В его семье отменно пели все – взрослые и дети. И искренне верили, что гармонист – первый парень на деревне. В четыре года Коле, у которого обнаружились способности к музыке, отец смастерил маленькую гармошку. В шесть лет мальчик уже лихо наяривал на двухрядной гармони-хромке. Он сохранил любовь к этому инструменту на всю жизнь. После школы Николай поступил в ремесленное училище Ярославского шинного завода. А через год началась война. Во время бомбардировок города подростки тушили зажигательные бомбы, упавшие на крыши производственных цехов. Позднее училище эвакуировали в Свердловск, где ребят устроили работать на завод, выпускавший зенитные пушки. В восемнадцать лет пришла повестка, и парня отправили на фронт. С собой он захватил свою тальянку, и позднее не раз случалось ему веселыми наигрышами и лирическими песнями поднимать боевой дух однополчан. В январе 1944 года, будучи командиром пулеметного расчета, Николай в составе 314-й дивизии 2-й ударной армии участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Спустя два месяца во время разведки боем он был ранен в голову осколком мины. Госпиталь. Долгое лечение. Возвращение на передовую. И новое тяжелое ранение.

После войны угличанин вместе со всей страной поднимал разрушенные фашистами советские города и села из руин: участвовал в восстановлении железнодорожного моста через Западную Двину в Латвии, потом был командирован в Сталинград, где его пригласили в оркестр строительного ансамбля «Волгари». Он стал профессиональным музыкантом.
– Вернувшись в Углич, Николай Александрович руководил несколькими местными творческими коллективами: хором народной песни клуба «Октябрь», хором ильинского ДК, ВИА «Рубин», хором часового завода, ансамблем «Полянка» колхоза «Верный путь», хором народной песни «Сосновочка». Он проявил себя как одаренный поэт и композитор, написал более 70 песен, многие из которых любимы его земляками до сих пор, – с чувством говорит Яна Малинина.

Тонкая тетрадь

– Участники ансамбля «Сосновочка» тепло вспоминали своего руководителя на организованной в рамках нашего проекта встрече в администрации Улейминского сельского поселения, – вспоминает Яна Александровна. – На нее пришли местные жители, школьники, поэты Угличского района. А в селе Отрадном настоящим откровением стало выступление местного краеведа Голосова, который предложил увековечить в сборнике о земляках-фронтовиках память Николая Лялина, самодеятельного поэта, погибшего на передовой в первые же дни войны.

Тонкую тетрадь с его стихами сохранил, пронес через круги военного ада и позднее доставил домой брат героя. И берег всю свою жизнь. Несколько лет назад стихи молодого поэта были опубликованы в небольшом сборнике тиражом всего 30 экземпляров.

– На средства гранта, предоставленного в рамках региональной программы «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Ярославской области» мы издали сборник «Таланты, опаленные войной». В него включены жизненные истории 20 угличан-фронтовиков. Но краеведческая работа продолжается. Материала собрано столько, что еще на два сборника хватит! – уверяет Яна Малинина.

Для молодого поколения это напоминание о том, что воля к жизни помогает преодолеть любые испытания, а любовь к Родине – не очерстветь сердцем. Порой в горькую годину талант закаляется и проявляет себя куда ярче, чем во время безбашенной расхлябанности и бесцельных исканий.

Поделиться
Комментировать