Потомки, верные тебе

В селе Рыбницы на кладбище местной церкви открылся обновлённый семейный некрополь Опекушиных
На могиле здешнего уроженца, академика, скульптора, автора памятника А. С. Пушкину в Москве Александра Михайловича Опекушина (1838 – 1923) вместо скромной плиты впервые появилось достойное его имени надгробие.
Событие стало возможным благодаря участию ярославского Спонсора, пожелавшего остаться неизвестным. Можно бы считать случившееся делом семейным: на открытии присутствовали пра­внучка скульптора Ирина Николаевна Морозова, до сих пор живущая в Рыбницах, прапра­внук Юрий Викторович Климаков из Москвы, несколько жителей близлежащей округи и самые преданные друзья дома-музея А. М. Опекушина в Рыбницах, филиала Ярославского художественного музея (на нижнем снимке). Однако предыстория этого события не укладывается в сугубо семейные рамки.
Автор многих памятников, установленных по всей России, Александр Михайлович Опекушин прожил трудную жизнь. В дореволюционные годы, несмотря на звание академика и высочайшие заказы, никогда не забывалось его крестьянское происхождение. В советское время он претерпел немало унижений как «автор памятников царям» и умер в нищете и забвении. Едва ли не впервые память о нём всплыла в год 100-летия смерти Пушкина, в 1937 году. Изредка вспоминали об Опекушине в 1950 – 1960-е годы, к тем или иным датам. Его могила ничем не отличалась от других на сельском кладбище.
– Александра Михайловича отпели здесь, в Рыбницах, в той же самой церкви, что и крестили, – рассказывает исследователь его жизни и творчества Ирина Ивановна Зенкина. – Он умер в марте, дочери пробыли там до ноября и вызванные срочным письмом вернулись в Ленинград. Един­ственное, что они успели сделать, – обложили могилу дёрном. Тепло отнёсся к горю родных директор крахмало-паточного завода «Красный Профинтерн»: помог похоронить, распорядился поставить крест.
О памятнике мечтал первый биограф Опекушина Александр Иванович Скребков, но мечта так и осталась неосуществлённой.
Прошло много лет. В канун 1970-х годов место захоронения обследовала комиссия отдела культуры Ярославского облисполкома. Тогда ещё был жив внук скульптора, директор местной школы Николай Владимирович Опекушин, он указал место, и было принято решение к 50-летию со дня смерти славного земляка почтить его память установкой надгробной плиты, а также привести в порядок расположенные рядом могилы его родственников.
Как стало известно совсем недавно, возможно, толчком к тому решению стал фильм, снятый ярославским энтузиастом кино Рэмом Александровичем Юстиновым. Он приобрёл где-то рядом дачу и, знакомясь с окрестностями, забрёл на сельское кладбище. Более чем скромное захоронение славного земляка его поразило. Так появился фильм, который он показал всесильному тогда Фёдору Ивановичу Лощенкову. Тот распорядился, и всё завертелось...
Впрочем, бюджет, видимо, был выделен более чем скромный, соответственным ему получился и памятник, простоявший до наших дней.
Уже в наше время, когда отмечалось 170-летие со дня рождения Опекушина, рыбинский общественный фонд «Возможно всё» разработал проект кованого художественного обрамления этого памятника. По замыслу архитектора Валерия Георгиевича Семёнова оно должно было завершаться нарядным кованым крестом, всё это сделало бы его выше, придало бы ­всему надгробию большую значительность. Но для реализации проекта нужен был спонсор.
По удивительному совпадению именно в это же самое время о необходимости более достойного надгробия обмолвилась горячий энтузиаст истории родного края, директор музея ярославской 36-й школы Галина Александровна Жукова. Ученица и преемница многоуважаемого в городе краеведа Виктора Сергеевича Латышева, она после очередной экскурсии с детьми в Рыбницы решила начать в школе сбор средств на реализацию проекта. Юные краеведы под её руководством выступали с рассказами об Опекушине во всех классах, особенно впечатляющие доклады подготовили Алёна Демченко и Гера Харитонов. В результате была собрана довольно приличная сумма – увы, недостаточная. Потом подключилась школа имени Карла Маркса в посёлке Красный Профинтерн, но денег всё равно оказалось мало.
И тут вдруг появился серьёзный ярославский Спонсор. Нежданно-негаданно. Человек, не пожелавший рекламировать себя, но взявшийся оплатить все работы по обновлению надгробия и некрополя полностью.
Он вышел непо­средственно на род­ственников. Начались консультации. Взвесили все «за» и «против» – в результате было решено обновить то и другое от начала и до конца. Вместо реконструкции надгробия его заменили на новый памятник – из чёрного гранита с большим крестом и гранитной вазой у вертикальной плиты. Старое розовое надгробие, заменив надпись, передвинули: под ним теперь покоятся изначально похороненные в одной могиле мать скульптора Александра Евстафьевна и его брат Константин Михайлович.
Тут же, в ограде семейного некрополя, – могила отца скульптора Михаила Евдокимовича. Сохранилась кирпичная основа памятника, выполненного для отца самим Александром Михайловичем Опекушиным. Памятник представлял собой колонну с венком, увенчанную бронзовым бюстом. Колонна была разрушена в довоенные годы, а бюст Опекушина-старшего хранится сейчас в фондах Ярославского художественного музея.
В той же ограде обращает на себя внимание большой надгробный камень. Он установлен над могилой первой жены Константина Михайловича Опекушина Натальи Степановны. Когда-то на камне был её бронзовый барельеф. Вырванный вандалами в те же предвоенные годы он, к счастью, не погиб и хранится в том же музее.
15 июля состоялось торжественное открытие обновлённого некрополя и нового надгробия скульптора Опекушина – более достойного и по размеру, и по материалу, и по благоустройству. Священник рыбницкой церкви Спаса Нерукотворного Образа отец Владимир отслужил благодарственный молебен, панихиду и освятил его.
Я спросила правнучку скульптора Ирину Николаевну (на верхнем снимке), смотрителя и ангела-хранителя дома-музея своего прадеда, что для неё значит этот день.
– В эти часы я была счастливым человеком, – ответила она. – Народу съехалось не очень много, но всё это люди, искренне любящие и уважающие Александра Михайловича. Он пережил столько обид и унижений, но сохранил чувство собственного достоинства. Сейчас его имя, художника и гражданина, возвращается к людям. Теперь это видно и здесь, на его родине, на его могиле. Большая благодарность всем, кто почтил его память: Спонсору, детям, учителям – всем, кто внёс свою лепту. Недавно открылась первая экспозиция в доме-музее, работа здесь продолжается. В этом большая роль Аллы Валерьевны Хатюхиной, с приходом которой к руководству художественным музеем дела в нашем доме сразу оживились. Многие идеи бы замерли без неиссякаемой энергии Ирины Ивановны Зенкиной, она, как дрожжи: дом-музей ещё не был открыт, а музейная жизнь шла. Я благодарна мастерам-строителям, которые по брёвнышку обновляли и обновляют наши стены, благодарна людям, которые приезжают на экскурсии, благодарна всем. Спасибо!
P. S. А закончить эти заметки хочется другим. Ничто не проходит бесследно. Среди поклонников Опекушина – бывшая учительница из Диева-Городища Галина Павловна Петровичева. Несколько лет назад она написала стихи, которые очень подходят ко всему, что здесь произошло. Строгие ценители прекрасного, может быть, найдут к чему в них придраться, но, мне кажется, они растрогают любого.
К ПУШКИНУ
О, русский Гений!
                 Милый Пушкин!
Поскольку ты
                  в самой Москве,
Похлопочи за Опекушина,
Что создал памятник тебе.
Брат по искусству
                    сей ваятель
Нуждается и сам вовсю
В хорошем памятнике.
                           Братец,
Похлопочи, не будь в долгу.
Ты там поближе всех
                    к начальству,
С высот московских
                      всё видней,
Так послужи и впредь
                       на счастье,
На славу родины моей.
Чтоб в Рыбницах,
                  у самой Волги,
Узреть нам памятник
                           другой
Вблизи церквушки
                    на пригорке,
Где скульптор свой
                    обрёл покой.
О, Гений вечный!
                 Милый Пушкин!
Взываю сердцем я в мольбе:
Похлопочи за Опекушина.
Потомки, верные тебе.

Северный Край
Поделиться
Комментировать