Скончался актер Николай Пастухов

Актеру, известному по «Станционному смотрителю» Сергея Соловьева и ролях во многих фильмах Никиты Михалкова, был 91 год.

Николай Пастухов в 2011 году Фото: РИА Новости

Николай Пастухов влюбился в театр еще подростком. В 18 лет пришел в Театр советской армии, потерял голову, решил, что вот тут-то, на этой сцене и станет настоящим артистом. Поступил в Щепкинское училище… но началась война. «Я ее ненавидел, она мешала творчеству», говорил Пастухов уже 87-летним.

А после войны они с друзьями, юными актерами, пообещали друг другу относиться к своей работе предельно серьезно и отдаваться ей целиком – чуть ли не кровью расписались в специальной клятве. И когда, например, ему на два дня дали привезенную из США книгу Михаила Чехова «О технике актера», он своей рукой ее за эти два дня переписал, потом хранил и перечитывал список до последних лет.

Хотя он играл в нескольких знаменитых ранних спектаклях ефремовского «Современника» по пьесам Виктора Розова, Театр российской армии оставался главным местом его службы всю жизнь. Еще в 50-е он очень понравился театралам в роли Мересьева в «Повести о настоящем человеке». У него были роли в десятках постановок – по Горькому, Достоевскому, Шекспиру, Островскому, Володину. Но, к сожалению, от выдающихся театральных постановок остаются лишь немногие, запечатленные на пленку: спектакли и роли со временем развеиваются, как дым.

С кинопленкой Пастухову, впрочем, тоже повезло. В начале 70-х Андрей Кончаловский увидел Пастухова на сцене в «Дяде Ване» и предложил воспроизвести роль Телегина в собственной экранизации чеховской пьесы. А потом Пастухов снимался у Никиты Михалкова («Свой среди чужих…», «Раба любви», «Неоконченная пьеса…», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»), у Романа Балаяна («Леди Макбет Мценского уезда»), у Александра Митты («Затерянный в Сибири»). Вообще роли он отбирал тщательно, – и в сериалах, ставших для многих его коллег основным источником заработка, в 1990-е и 2000-е играл лишь изредка.

Наверное, самой известной его киноролью стал трогательный пожилой Самсон Вырин, «Станционный смотритель». Режиссер Сергей Соловьев относился к Пастухову с большой нежностью. А сам актер требовал, чтоб в одной из ключевых сцен его пробежку по снегу снимали снова и снова – он все оставался собою недоволен. Соловьеву хватило бы и пары дублей, но Пастухов настоял на своем – и в общей сложности пробежал по снегу несколько километров.

Впоследствии именно он, кстати, уговорил Соловьева креститься – привел к нему домой батюшку, и тот провел обряд прямо в квартире режиссера. Дело в том, что Пастухов был человеком искренне и глубоко верующим. Когда советские войска освобождали Ригу, он зашел в местную библиотеку, надеясь найти что-нибудь почитать, увидел Библию, взял ее – и до конца дней это древнее издание оставалось для него самой дорогой книгой. Еще он рассказывал историю про то, как пронес сквозь всю войну деревянный крестик. Офицер из Особого отдела, узнав о существовании этого крестика, раскипятился, начал орать на Пастухова и размахивать перед ним пистолетом. Но вскоре отошел – ограничился тем, что перевел его в другую часть. К счастью для Пастухова, потому что все солдаты из прежней его, парашютной части, вскоре погибли при десанте, в котором должен был участвовать и он.

Под конец жизни он – вообще выглядевший бодрым – начал терять зрение, но мужественно выходил на сцену в спектакле «Поздняя любовь». И ушел со сцены только в очень преклонном возрасте, когда со здоровьем стало совсем тяжело. Данную в юности клятву он сдержал.

Денис КОРСАКОВ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать